Русский драматический театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:58, реферат

Краткое описание

В драматургии второй четверти XIX века основным направлением, получившим особое развитие в 30-е годы, был романтизм, с теми же двумя течениями, что и в литературе,— прогрессивным и консервативным. Однако не меньшее значение приобретает и формирование реалистического метода актерской игры.
Появление новой драматургии, порывающей с классицизмом требовало поисков новых выразительных средств, нового стиля исполнения. Большая роль в отказе от канонов «классической» школы игры принадлежит романтизму. Романтизм, особенно его прогрессивное направление, способствовал установлению более тесной связи актерского искусства с общественными настроениями эпохи. На сцену выходит романтический герой, находящийся в остром конфликте с обществом, восстающий против жестокости и несправедливости окружающего мира. Меняется стиль актерского исполнения: оно становится более эмоциональным, наполненным страстью, напряженным биением мысли. Игра актеров обогащается выразительными мимикой и жестом, как правило сопровождается порывистыми движениями. Освободив актерскую игру от обязательных канонов классицизма, романтизм во многом подготовил почву и для развития реализма на сцене.

Файлы: 1 файл

русский драматический театр.docx

— 102.08 Кб (Скачать)

Из  среды крепостной интеллигенции  вышло много одаренных мастеров — художников, архитекторов, композиторов, актеров. Трагичяой была их судьба. Талант и мастерство не спасали их от телесных наказаний, унижений, угрозы быть проданными, разлученными с семьей. О беспросветно тяжелой доле крепостных актеров написано немало произведений. К лучшим из них принадлежат повести «Сорока-воровка» Герцена, «Тупейный художник» Лескова, «Записки» Щепкина. Участь крепостных актеров нашла отражение и в комедии Грибоедова «Горе от ума».

О тяжелой доле крепостной актрисы  свидетельствует биография Прасковьи  Ивановны Жемчуговой-Ковалевой (1768— 1803). Актриса редкого трагического дарования  должна была растрачивать свой талант на репертуар, не свойственный ее призванию. Лишь изредка доводилось ей играть и петь в спектаклях, близких ее таланту и актерскому сердцу (Элиана в «Самнитских браках» и др.). Полюбивший ее граф Шереметев не мог оформить брака с крепостной «актеркой». Долго оставалась она в звании наложницы, любовницы его сиятельства графа. Оторванная от родных и близких, игнорируемая высшим обществом, она жила затворницей в богатых хоромах Шереметева. За несколько лет до смерти П. И. Жемчугова получила вольную, и Шереметев тайно обвенчался с ней.

Непосильный труд с детских лет, тяжелая личная драма рано свели в могилу эту  замечательную актрису.

 

------------------------------------------------------------------------

 

А. Н. ОСТРОВСКИЙ

ВЕЛИКИЙ русский драматург Александр  Николаевич Островский (1823—1886) родился  в семье небогатого судейского чиновника. Уже в юношеские годы театр  становится самой сильной и постоянной страстью будущего драматурга. В конце 30-х — начале 40-х годов он видит  крупнейших актеров Малого театра —  М. С. Щепкина, П. С. Мочалова, В. И. Живокини, Л. П. Никулину-Косицкую, П. М. Садовского.

Именно  театру отдал Островский все свои силы, весь свой могучий, разносторонний талант, всю свою жизнь.

Островский  написал сорок семь пьес. И еще  семь создал вместе с другими авторами. Его пьесы стали основой репертуара русской сцены второй половины XIX века.

 

Островский  важен для истории театра не только как драматург, но и как организатор театрального дела, воспитатель актеров, теоретик сценического искусства.

Уже современники отмечали великую историческую роль Островского в создании национального театра. И. А. Гончаров писал ему: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой русский, национальный театр". Он, по справедливости, должен называться: „Театр Островского"».

Творчество  драматурга формировалось под воздействием революционно-демократической критики — статей Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова. В своем творчестве Островский развивает лучшие традиции русской общественной комедии — Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.

Пьесы Островского — это грандиозное  художественное полотно, изображающее жизнь самых разных классов и  сословий России второй половины XIX века. Драматург открыл новых, еще не знакомых русской сцене героев, изобразил с необыкновенной яркостью неведомый до него мир темного царства купцов-самодуров, чиновников. Обличению законов и нравов этого темного царства Островский как художник остался верен до конца.

Начало  творческого пути драматурга тесно  связано с гоголевским направлением, с принципами «натуральной школы» русской  литературы. Первая его законченная комедия — «Семейная картина» — появилась в 1847 году, в мартовских номерах газеты «Московский городской листок». До опубликования своей пьесы автор читал ее в кругу литераторов и услышал много самых лестных отзывов. Этот день надолго запомнился Островскому. Он утвердил его веру в свое призвание.

   Однако сатирический смысл пьесы  насторожил цензуру. Островский изобразил быт, привычки, деловые отношения и мораль купечества. Жизнь семьи купца Пузатова в «Семейной картине» примитивна, пошла, вся пронизана ложью и взаимным обманом. Антип Антипыч Пузатов прикарманивает чужие деньги вовсе не потому, что находится в стесненных обстоятельствах, не потому, что у него нет денег. Логика его поступков проста: «Отчего не надуть приятеля, коли рука подойдет. Ничего. Можно».

     Добиться разрешения играть пьесу  не удалось. Комедия была запрещена  на долгие годы.

В 1849 году Островский заканчивает одно из самых значительных произведений первого периода — комедию  «Свои люди — сочтемся». Эта пьеса  делает Островского широко известным  драматическим писателем, приносит ему большой успех. Комедия была напечатана в 1850 году в журнале «Москвитянин», однако еще до этого ее хорошо знали в Москве и Петербурге. В течение зимы 1849—1850 годов Островский вместе с артистом П. М. Садовским читает новую комедию в различных домах, в литературных салонах. Пьесу почти все хотят слышать, особенно в исполнении самого автора; приглашения следуют одно за другим. Познакомиться с автором и привлечь его к сотрудничеству в «Современнике» стремится Н. А. Некрасов.

В центре пьесы — история ложного  банкротства богатого купца Самсона  Силыча Большова. Дела Большова идут хорошо, нет никакой необходимости прибегать к такой рискованной операции, и тем не менее преуспевающий купец решает объявить себя банкротом.

Ложное, или «злостное», банкротство было весьма распространенным явлением в ту пору. Объявление себя несостоятельным давало возможность не платить по векселям, займам, кредитам. Правда, дело могло кончиться долговой тюрьмой, если не удавалось договориться с кредиторами, но зато деньги оставались у «несостоятельного должника».

Самсон  Силыч большов читает в «Биржевых  ведомостях» объявления о банкротствах. Их так много, что большов замечает:

«Да что они, сговорились, что ли?

Подхалюзин.  Уж такой расподлеющий народ-с.

большов (ворочая листы). Да тут их не перечитаешь  до зав-трашнего числа».

      Стремление к наживе определяет  характер, поступки и мораль героев  Островского. Подхалюзин женится на дочери Большова Липочке, потому что это помогает ему осуществить задуманный план обогащения. Липочка, мечтающая о военных с усами и звенящими шпорами, выходит замуж за Подхалюзина, потому что находит это выгодным и удобным для себя. Их разговор больше напоминает коммерческую сделку, чем объяснение в любви. Завладев документами на имущество Большова, Подхалюзин без всяких угрызений совести делается полновластным хозяином всего состояния своего благодетеля. Липочка полностью на стороне мужа. У нее нет никакого желания расставаться даже с частью денег, для того чтобы спасти отца от позора и долговой тюрьмы...

Пьеса вызвала одобрение многих писателей  и критиков. Чернышевский, Л. Толстой, Писемский высоко оценили талант Островского. Добролюбов отмечал верность автора действительности, подчеркивал обличительную силу комедии: «В „Своих людях" мы видим опять ту же религию лицемерства и мошенничества (что и в „Семейной картине"— И. Р.), то же бессмыслие и самодурство одних и ту же обманчивую покорность, рабскую хитрость других, но только в большем раз-ветвлении. Здесь нам представляется несколько степеней угнетения, указывается некоторая система в распределении самодурства, дается очерк его истории».

Цензура не допустила постановку пьесы. Автора обвинили в оскорблении купеческого  сословия. Николай I выразил недовольство появлением пьесы в печати и запретил играть ее. За Островским установили тайный полицейский надзор. На сцене «Свои  люди — сочтемся» появились только в 1861 году.

Трагической судьбе русской женщины посвящена  пьеса Островского «Бедная невеста» (1851). Драматург назвал свое новое произведение комедией, однако история главной героини, «бедной невесты» Марьи Андреевны, вызывает горькое чувство сострадания. В этой пьесе появляется значительная для всего творчества Островского тема «бесприданницы» в современном обществе.

Красота, ум, доброта, душевная чуткость Марьи  Андреевны не могут принести ей счастья. Простые, светлые человеческие чувства  гибнут в мире, где все решает выгода, расчет. Мотив безысходности, звучащий в пьесе, отметил Добролюбов, указав на положение женщины в условиях самой жизни: «...она бедная невеста, ей некуда деваться, нечего делать, кроме как ждать или искать выгодного жениха. Замужество — это ее должность, работа, карьера, назначение жизни. Как поденщик ищет работы, чиновник — места, нищий — подаяния, так девушка должна искать жениха...» .

Марья Андреевна вынуждена принять  предложение состоятельного чиновника Беневоленского, которого она не любит и не может даже уважать. Это тяжкая жертва, принесенная ради матери, ради благополучия семьи. Горьким пророчеством звучат слова Хорькова о будущем Марьи Андреевны: «Слезы, слезы... вечные слезы... чахотка, не живши, не видавши радостей жизни...»

Островский  не оставляет никаких иллюзий  в отношении будущего своей героини. В горькой судьбе Марьи Андреевны драматург видит чудовищную несправедливость, в которой виновато общество.

В начале 50-х годов в творчестве Островского намечается своеобразный перелом. Писатель на время отходит от обличительной литературы, от традиций «натуральной школы». Сказался невыносимый гнет цензуры, отразившийся на судьбе первых пьес драматурга. Кроме того, на его взгляды оказали известное влияние идеи и теории «молодой редакции» «Москвитянина» (почвеннической), где Островский печатал свои первые пьесы. Драматург был увлечен вниманием критиков и поэтов журнала (А. А. Григорьева, Е. Н. Эдельсона и др.) к основам русской народной жизни, к языку, фольклору, нравственным и эстетическим идеалам народа. Все это привело к известным переменам в его творчестве, породило новые художественные задачи.

В 1853 году в письме к М. П. Погодину, редактору «Москвитянина», Островский предельно четко изложил суть происшедших с ним перемен. В этот период он даже отказывался от желания увидеть

«Свои люди — сочтемся» на сцене. Островский писал: «О первой комедии я не желал бы хлопотать потому: 1) что не хочу нажить себе не только врагов, но даже и неудовольствия; 2) что направление мое начинает изменяться; 3) что взгляд на жизнь в первой моей комедии кажется мне молодым и слишком жестким; 4) что пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим. Первым образцом были „Сани", второй оканчиваю».

В комедии «Не в свои сани не садись»  и в двух других пьесах нового направления  — «Бедность не порок» и «Не  так живи, как хочется» — Островский осуществляет высказанное в письме к Погодину намерение изобразить положительные черты народного характера. Драматург увлекается изображением «вечных» основ народной морали и этики. Купечество он считает теперь хранителем заветов и преданий старой, патриархальной Руси. Купцы вышли из народа и не утратили связи с ним. Вместе с тем капитал ограждает их от угнетения, от крепостнического гнета, ломающего характер крестьянина. На этом основании Островский ищет именно в купеческой среде положительного героя, возможности духовного возрождения человека, его способности отрешиться от губительных страстей.

Драматург ориентируется на широкого народного  зрителя, много думает о создании народной драмы и театра. Сюжеты пьес этого времени напоминают по своей простоте народную притчу, характеры очерчены яркими, сочными красками, ясны и определенны. Смысл пьес предельно доходчив, порой откровенно нравоучителен. Оканчивались эти пьесы благополучно. Но благоприятный для героев финал, как правило, происходил в результате счастливого случая, удачного стечения обстоятельств. В этом сказывалась глубинная художническая правдивость Островского при обрисовке общей картины нравов купеческого сословия. На это обратил внимание Добролюбов, говоря об образе Дуни Русаковой в комедии «Не в свои сани не садись»: «Для восстановления прав невинной, но опозоренной девушки нужна великодушная выходка Бородкина, совершенно исключительная и несообразная с нравами этой среды...»  Да и произвол случая, приводящего к счастливой или трагической развязке, вытекал из сути самой жизни, где человек оказывался в полной зависимости от тех, кто имел силу и власть.

Славянофилы приветствовали новые тенденции  в творчестве драматурга. Чернышевский резко критиковал автора за идеализацию купеческого быта.

«Не в свои сани не садись» и «Бедность  не порок» были первыми произведениями Островского, увидевшими свет рампы. Они  шли не только в Москве, но и в  Петербурге. В этих пьесах раскрылось дарование П. М. Садовского и Л. П. Никулиной-Косицкой, впоследствии выдающихся актеров театра Островского. Спектакли стали событиями в театральной жизни Москвы.

После успеха этих пьес на сценах Малого и  Александрийского театров положение  Островского-драматурга заметно улучшилось.

Общественный  подъем, наступивший в России после  смерти Николая I и окончания Крымской кампании, увлекает и Островского. Он вновь обращается к проблемам современной жизни. Связи со славянофилами оказались недолговечными. С 1856 года драматург сближается с революционно-демократическим журналом «Современник».

Информация о работе Русский драматический театр