Русский драматический театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:58, реферат

Краткое описание

В драматургии второй четверти XIX века основным направлением, получившим особое развитие в 30-е годы, был романтизм, с теми же двумя течениями, что и в литературе,— прогрессивным и консервативным. Однако не меньшее значение приобретает и формирование реалистического метода актерской игры.
Появление новой драматургии, порывающей с классицизмом требовало поисков новых выразительных средств, нового стиля исполнения. Большая роль в отказе от канонов «классической» школы игры принадлежит романтизму. Романтизм, особенно его прогрессивное направление, способствовал установлению более тесной связи актерского искусства с общественными настроениями эпохи. На сцену выходит романтический герой, находящийся в остром конфликте с обществом, восстающий против жестокости и несправедливости окружающего мира. Меняется стиль актерского исполнения: оно становится более эмоциональным, наполненным страстью, напряженным биением мысли. Игра актеров обогащается выразительными мимикой и жестом, как правило сопровождается порывистыми движениями. Освободив актерскую игру от обязательных канонов классицизма, романтизм во многом подготовил почву и для развития реализма на сцене.

Файлы: 1 файл

русский драматический театр.docx

— 102.08 Кб (Скачать)

Трагедия  «Димитрий Самозванец» дольше всех других пьес Сумарокова удержалась в репертуаре русского театра. Белинский писал, что еще в 20-х годах XIX века эта трагедия была популярна у провинциальной публики.

До  создания профессионального русского театра пьесы Сумарокова исполнялись кадетами — воспитанниками Шляхетного корпуса — и входили в репертуар театра «охочих комедиантов».

Сумароков как автор и преобразователь  классицистской трагедии испытал влияние  реформ великого русского ученого, просветителя и поэта Михаила Васильевича  Ломоносова (1711—1765). Лингвистические исследования и реформы Ломоносова явились началом становления общенационального русского языка и затронули важнейшие проблемы форм и жанров художественной литературы. Широко популярны были лекции великого ученого в Академии наук, которые он посвятил стихотворству и стилю российского языка.

Перу  Ломоносова принадлежат две трагедии — «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1751). Тема трагедии «Тамира и Селим» — борьба русского народа с монголо-татарским игом. Исход конфликта у Ломоносова не связан с действиями хорошего или дурного монарха,— ход истории влияет на судьбы государств, народов и монархов. В центре пьесы — битва па Куликовом поле, исход которой и определяет судьбы героев. Вместе с тем в структуре трагедии о Тамире и Селиме соблюдены все законы классицизма. Действие ее статично, главные события даны лишь в изложении персонажей. Самостоятельное художественное значение имеют монологи — описания битвы на Куликовом поле, воссоздающие яркие картины исторического сражения.

Трагедии  Ломоносова почти не ставились, но были напечатаны и оказали определенное влияние на развитие русской драматургии, в частности драматургии Сумарокова.

При создании комедий Сумароков ориентировался на законы классицизма и на творчество великого французского комедиографа Мольера. Существенное влияние оказала на комедии Сумарокова и русская народная драма, интермедия, репертуар театра «охочих комедиантов». В комедийном жанре драматург не придерживается закона трех единств. И сама структура произведений, состоящих из отдельных быстро сменяемых эпизодов, очень напоминает интермедии и народные фарсовые представления.

В комедиях первого периода, 50-х годов («Тресотиниус», «Чудовищи», «Пустая  ссора»), характеры героев очерчены слабо и имена им всем даны иностранные. Комедии эти отчасти напоминают забавные сцены итальянской комедии масок, заметно здесь и влияние Мольера. Эти сочинения Сумарокова привлекали комизмом неожиданных положений, в которые попадают герои.

В основе пьес — любовная интрига  или ссора родителей при выборе жениха для дочери. Споры супругов иногда кончаются потасовкой. Так, в комедии «Чудовищи» жена, не сумев убедить мужа в правильности своих доводов, дает ему пощечину, а оскорбленный супруг обращается в суд. «Пощечная комиссия» и суд вот-вот вконец разорят несговорчивого главу семейства, но тут ему на помощь приходит один из женихов дочери. В комедийно-гротесковом плане выводятся и женихи. Один ябедник, кляузник, а второй — светский фат, кичащийся тем, что не любит Россию и все русское. Пародийно изображается в пьесе сцена суда, напоминающая народные представления на эту тему. В комедии Сумарокова участвует и Харлекин, который разгоняет судей и бьет всех палкой.

Социальные  мотивы, лишь намеченные в «Чудовищах», обретают большую определенность в  комедии «Пустая ссора». В центре событий — помещик Фатюй, весьма недалекий и глупости своей нисколько не стыдящийся. Основой пьесы также является ссора мужа с женой и ожесточенное соперничество женихов. Но образы помещиков выписаны более выпукло, с сатирической остротой. В образе Фатюя уже намечаются некоторые черты фонвизинского Митрофана. Деспотичная помещица Салмина и ее робкий муж Оронт напоминают будущую чету Простаковых.

Уже в первых комедиях Сумароков индивидуализирует  язык героев, создает комедийно яркие речевые портреты.

Если  комедии первого периода —  это в основном «комедии положений», то комедии второго периода, написанные драматургом в 60-х годах, можно отнести к «комедиям характеров». Тематика этих произведений, своеобразие их героев подсказаны жизнью.

Начавшееся  развитие промышленного производства, зарождение буржуазии и усиление власти денег развивают у правящего класса страсть к наживе любыми способами, любыми путями. Дворяне нередко оказываются злостными лихоимцами, стяжателями, мошенниками. В пьесах «Лихоимец», «Опекун», «Приданое обманом» выведены дворяне-скупцы, сутяги, обманщики во имя наживы. Имена они носят, соответствующие характерам: Чужехват, Кащей.

От  образов-схем, образов-масок Сумароков  идет к созданию более объемных и  жизненно ярких портретов. Так, страстный  стяжатель Чужехват, герой комедии  «Опекун»,— умен, зол, суеверен, циничен, сластолюбив. Это еще не психологический  портрет персонажа, но уже очевидный  путь к нему.

В «Лихоимце» Сумароков разоблачает  дворян, стремящихся нажить капитал ростовщичеством. Своему герою автор дает имя сказочного персонажа Кащея, раскрывающее суть его человеческой натуры. Он ростовщик, торговец и жестокий крепостник.

В 1772 году Сумароков создает комедию  «Вздорщица». В ней он также обличает помещиков, которых крепостное право  превратило в бесчеловечных тиранов. Тема эта в творчестве Сумарокова усиливается в связи с ростом антикрепостнических настроений в России, обострением политической атмосферы накануне крестьянской войны. Наиболее яркие образы комедии «Вздорщица» — помещица Бурда и слуга Розмарин. Подневольный слуга полон сознания человеческого достоинства. Он смело отстаивает права всех «зависимых», обличает дворянскую спесь и злоупотребления крепостников. В его уста Сумароков вложил смелые слова: «Стегают и людей без вины иные господа, да и продают их так же, как и лошадей... Неблагородные (т. е. люди незнатного происхождения.— Н. Э.) рождаются такими же, как господа».

Великий актер Михаил Семенович Щепкин начал  свой артистический путь исполнением роли Розмарина.

В комедии «Рогоносец по воображению» Сумароков создает живые образы помещиков, имеющих и положительные, чисто человеческие черты. Добродушие, гостеприимство помещиков Викулы и Хавроньи, их нежная привязанность друг к другу вызывают к ним определенные симпатии. Но в то же время невежественные и глупые супруги-помещики дают драматургу основание для вопроса: «Ах, должно ли людьми скотине обладать?» Ярче всего в общественном звучании комедии выделяется именно тема ответственности помещиков за жизнь крепостных. Невежественность Викулы и Хавроньи, отсутствие у них сознания своего гражданского долга проявляются и в их безразличии к нищенской доле крестьян.

Подвергая осмеянию представителей дворянства и  чиновничества, Сумароков наметил темы и образы русской сатирической комедии конца XVIII—XIX-века.

 

-------------------------------------------------------------------------------

 

Театр второй половины XVIII века

Деятельность  Ф. Г. Волкова и его последователей

МНОГИМИ важнейшими событиями ознаменована история русского государства во второй половине XVIII века. Победа в войне  с Турцией и Швецией, присоединение к России «придунайских, донских и причерноморских земель, включение в состав Российской империи Украины и Белоруссии, тесно связанных с ней экономически, национально и исторически, повысили международный престиж государства, способствовали расширению торговли, промышленности, росту внутреннего и внешнего рынка.

Но  в завоеванных и присоединенных землях устанавливалась крепостная зависимость. Сооружение дворцовых ансамблей, роскошная жизнь императорского двора требовали огромных средств. Екатерина II дарила своим фаворитам и приближенным десятки тысяч крепостных, огромные земельные пространства. Помещики старались подражать двору Екатерины, безжалостно грабили и без того нищее крепостное крестьянство. До предела обострились классовые противоречия. Вершиной протеста народных масс стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. В этой войне принимали участие не только крестьянские массы — к ним примкнули казаки и горнозаводской «работный люд».

Крестьянская  война окончилась поражением восставших. Насмерть перепуганная императрица усилила репрессии; были расширены карательные функции самодержавно-крепостнического управления. Но грозные события войны не могли пройти бесследно. Они не только нанесли удар феодально-крепостническому строю, но и оказали огромное влияние на общественную мысль, литературу, театр.

Активизации вольнолюбивых, антикрепостнических  тенденций способствовали также  крупнейшие исторические события, происходившие за пределами России. Французская буржуазная революция 1789—1794 годов и связанное с ней просветительство способствовали распространению прогрессивных идей. Просветители доказывали косность, антигуманность феодально-крепостнического строя и монархического правления. И если в первой половине 18 века представители передовой общественной мысли России клеймили позором дворян, злоупотребляющих властью над крепостными, то сейчас вопрос ставился о порочности всей крепостнической системы и полной

отмене  ее.

I Правительство жестоко расправлялось  с распространителями освободительных  идей. А. Н. Радищев был приговорен  к смертной казни, замененной  затем десятилетней ссылкой в  Сибирь. Н. И. Новиков — общественный деятель, издатель и организатор типографского дела — заключен в крепость. Закрыты сатирические журналы И. А. Крылова «Почта духов» (1789) и «Зритель» (1792).

Но  ни расправы, ни угрозы, ни цензурные  запреты не могли приостановить развития и распространения передовых, вольнолюбивых идей.

Просветители-дворяне  опирались на народную культуру, пронизанную смелым протестом. С народным искусством, с его социальной направленностью было кровно связано сатирическое направление в литературе и театре. Достижения музыкальной культуры XVIII века также обусловливались связью с фольклором, с национальным русским мелосом.

Передовые деятели русской культуры XVIII века уделяли театру огромное внимание. Они принимали непосредственное участие в его жизни, боролись за утверждение прогрессивной драматургии. Театр был самым демократичным видом искусства. Здесь в наглядной форме выявлялись тенденции общественной мысли. Форма эта была доступна широким кругам зрителей, лишенных возможности читать книги, газеты. Актуальность тематики пьес, стремление к многожанровому репертуару, к самобытности актерского искусства — все это способствовало быстрому росту русской театральной культуры.

Передовые умы России боролись за театр широкого зрителя против сословно замкнутого придворного театрального зрелища. При этом они учитывали опыт народного театра — поистине массового театра устной драмы. В центре его репертуара во второй половине XVIII века находилась народная драма «Лодка» (она имела и другие названия: «Шлюпка», «Ермак», «Шайка разбойников», «Атаман Буря»). Эта устная драма выражала непокорный дух миллионного крестьянства, его ненависть к помещикам и царскому самодержавию. Во всех вариантах пьесы рассказывалось о том, как плавающие в шлюпочке по Волге и Дону разбойники во главе с есаулом расправляются с жестокими помещиками и вершат над ними праведный суд. И вторая устная драма этой эпохи — «Ванька Малый и барин Удалый» — также выражала бунтарские настроения. Здесь тоже казачий есаул с крестьянами чинят расправу над помещиками и требуют, чтобы были повешены все господа и царские  воеводы.

Стихийно  возникающие представления устной народной драмы не могли оказаться  вне поля зрения правительства. Тревогу  вызывали и спектакли «охочих комедиантов». В связи с этим решено было открыть официальные «народные театры», предназначенные для широкой публики. Артистами здесь были любители, получавшие плату за выступления от государства. Надзор за этими театрами и за их репертуаром поручался полиции. Основу репертуара составляли народные интермедии и наиболее безобидные пьесы Мольера («Скупой», «Лекарь поневоле»). Но «народные театры», дозволенные правительством, просуществовали недолго. Подозрительным и тревожным становилось большое скопление простого люда и на этих представлениях. В начале 70-х годов они были запрещены.

Правительственным указом от 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден Русский публичный  театр для представления трагедий и комедий. Директором его был  назначен Александр Сумароков. В  отличие от ранее существовавших государственных театров, этот театр был платным и общедоступным: посещать его могли относительно широкие слои населения столицы. Открытию театра способствовало не только создание национальной драматургии, но и повсеместно возросший интерес к театральным зрелищам.

У демократических слоев городского населения по-прежнему большой популярностью  пользовался театр «охочих комедиантов». Он способствовал утверждению актерской  профессии, приобщал широкие массы к театральному искусству.

Театры  «охочих комедиантов» функционировали  не только в столицах, но и вдали от них. Одним из самых крупных был ярославский театр, созданный Федором Григорьевичем Волковым (1728— 1763). Волков стал первым профессиональным актером Русского публичного театра. Его ярославские сподвижники также вошли в качестве ведущих актеров в труппу государственного театра в Петербурге.

К театру Федор Волков пристрастился  с юных лет. Его первые театральные  впечатления связаны с праздничными игрищами и с ежегодными ярмарками, па которых устраивал представления  театр местной духовной семинарии.

Шестнадцатилетний Ф. Волков был отправлен в Москву для изучения бухгалтерии и заводского дела. Но будущий актер сверх установленной программы знакомится со всеми видами театральных представлений Москвы. А их было немало. Спектакли давались в Хирургической школе, в Славяно-греко-латинской академии. Широкой публике показывали свои спектакли московские «охочие комедианты». Оперно-балетные представления давали в Москве итальянцы. К моменту открытия своего театра в Ярославле Федор Волков был знаком с первыми пьесами Сумарокова.

Информация о работе Русский драматический театр