Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа
Дошедшие до нас фрагменты религиозных текстов Древнего Египта свидетельствуют о том, насколько важное место занимала в египетской религии и культуре вера в магию, то есть в то, что с помощью магических практик ( имен, заклинаний, чар, формул, фигур, изображений и амулетов, а также церемоний, сопровождаемых «словами власти» ), можно достичь сверхъестественных результатов. С самого начала своей истории и до ее завершения древние египтяне находились под влиянием этой веры.
Введение………………………………………………………..3
Глава 1. Религиозно-мифологические представления древних египтян……………………………………………….5
Египетская мифология…………………………….5
Древнеегипетская «Книга Мертвых»……………12
Глава 2. Магия в Древнем Египте…………………………..20
2.1 Магические камни и амулеты………………….21
2.2 Магические фигурки……………………………24
2.3 Магические рисунки, формулы, заклинания…..30
2.4 Магические погребальные ритуалы……………35
Заключение…………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………41
Внутри деревянных саркофагов эпохи Среднего царства нарисованы различные предметы, которые в еще более древние времена помещались в гробницы вместе с мумиями; но постепенно люди перестали выполнять многочисленные предписания старинного ритуала погребения, надеясь, что начертанные тексты и формулы превратят рисунки в реальные вещи, и, кроме подушки, мало что клали в гробницу.
Судя по некоторым фрагментам и Главам из «Книги Мертвых», умерший очень боялся остаться без воздуха и воды, которые были нужны ему не меньше, чем пища. Чтобы избежать этого несчастья, на папирусе помещались рисунки, на которых умерший держит в руках парус (символ воздуха, ветра и дыхания), стоя по щиколотку в воде17.
Одним из наслаждений, дарованных умершему, было плавание по небесам в ладье бога Ра вместе с богами погребального цикла Осириса. Этого можно было достичь, нарисовав определенные картинки и произнеся над ними необходимые «слова власти». Ладья должна была быть нарисована на чистом папирусе чернилами, сделанными из зеленого абут, смешанного с настоем анти, внутри ладьи изображались фигуры Исиды, Тоти, Шу, Хепера и самого умершего. Папирус следовало прикрепить на грудь умершего, но так, чтобы он не касался его тела. Это позволяло духу умершего ежедневно входить в ладью Ра, бог Тот охранял его, и он мог плыть с Ра в любое место, куда пожелает.
В другом фрагменте, что ладья должна быть нарисована в «чистом месте», а на ее носу надо поместить изображение умершего. Поскольку предполагалось, что Ра путешествует до полудня в одной ладье18, а от полудня до заката – в другой19, необходимо было обеспечить умершему доступ в каждую из них. Как это делалось? С одной стороны рисунка, изображающего ладью, должна была быть нарисована утренняя ладья Ра, с другой – полуденная таким образом, один рисунок мог превращаться в две ладьи. Пользуясь подношениями, которые надлежало делать в день рождения Осириса, душа умершего могла жит вечно, не умирая во второй раз.
Многие рисунки и виньетки из «Книги Мертвых» поддаются точному толкованию. Например, изображение души, парящей над лежащим на носилках мертвым телом, ассоциируется с воссоединением души и тела. Рисунок, изображающий умершего, выходящего из «Дома казней», и нож с капающей с него кровью, подразумевает спасение от жестокой смерти. Изображение души и духа перед открытой дверью означает, что душа может свободно витать, где пожелает. Изображение души и тени, проходящих через дверь гробницы, ясно указывает, что эти части человеческой сущности не остаются там навечно.
Исследования мумий Позднего периода показывает, что египтяне рисовали фигурку коровы (это животное олицетворяет богиню Исиду-Хатхор) на папирусе, положенном под голову умершего, и что корова – лишь одна из многих фигурок, рисовавшихся на нем. Изображения сопровождались магическими текстами и со временем, когда папирусы стали прикрепляться к пеленам, лист с подобными текстами рисунками заменил золотую фигурку коровы на шее умершего, то есть стал собственно, амулетом20. Отметим, что он имеет круглую форму, так как представляет собой зрачок Ока Хора, которое в Египте с незапамятных времен считалось источником всех продуктивных сил, возобновления и жизни.
Ранее при изучении египетских амулетов, мы видели, что магической силой обладали как материал, из которого они сделаны, так и написанные на них слова. В папирусах, однако, можно найти указания на то, что для получения нужного результата иногда достаточно и одних написанных слов. Такое развитие первоначальных идей представляется вполне естественным, и заклинания, или «слова власти», для использования которых не требовалось ничего, кроме написания их на папирусе или полотне, сразу стали популярными среди всех слоев населения, особенно среди бедных и невежественных масс. На Востоке с древнейших времен к написанным словам относились с уважением и благоговением. Вся египетская «Книга Мертвых» и те ее фрагменты, которые особенно часто копировались на папирусах, состояли из серий магических заклинаний или «слов власти». Каждый человек в Египте умирал в твердой уверенности, что в своем путешествии в мир иной он будет снабжен «словами власти», которые помогут ему пройти весь путь беспрепятственно и получить в изобилии пищу и питье.
Все
вышеизложенное позволяет нам не
только судить о том, как велико было
доверие умершего к «словами власти»,
но и объясняет их происхождение:
слова эти исходили от бога мудрости Тота
и богини магии Исиды. Следует напомнить,
что Тот называется «писцом богов», «властелином
письменности», «владыкой папируса», «изобретателем
палитры и чернильницы», «властелином
божественных слов», то есть священных
писаний и манускриптов. Считалось, что
он владеет всеми знаниями – человеческими
и божественными. При сотворении мира
он был тем, кто выразил в словах волю невидимой
и неизвестной созидающей Силы и произнес
эти слова так, что возник мир. Именно он
помогал богам (Осирису, Исиде, Хору) не
с помощью физической силы – он сообщал
им «слова власти» и обучал, как пользоваться
ими.
2.4
Магические погребальные
ритуалы.
Мы уже говорили о том, как египтяне использовали амулеты, магические камни, слова, изображения и имена для добрых или злых дел. Теперь нам осталось рассмотреть магические ритуалы, в которых мастерство магов-жрецов проявлялось в наибольшей степени и преследовало самые высокие цели. К этим церемониям относятся обряд сохранения тела умершего в виде мумии и мистические действия по восстановлению его естественных функций. Принимая во внимание то, какую возвышенную жизнь ведут, согласно некоторым текстам сущности, умерших на небесах вместе с богами, трудно понять, почему египтяне так старались сохранить физическое тело от разложения; напротив, в текстах четко сказано, что тело остается на земле, в то время как душа пребывает на небесах. Но какая-то причина, из-за которой сохранение тела было абсолютно необходимо, существовала наверняка, ибо искусство мумификации процветало в Египте в течение нескольких тысячелетий; будь это просто данью обычаю и традиции, царь и жрец, придворный или простолюдин, богатый и бедный не стали бы обременять своих родственников и наследников бесполезным обрядом и расходами на дорогие погребальные церемонии. На первый взгляд кажется странным, что египтяне делали все возможное, чтобы обеспечить умершего регулярными погребальными жертвоприношениями, ибо, обращаясь к рассмотрению этого вопроса, мы видим, что в обеспечении благополучия умершего ничто не было предоставлено на волю случая. Так, папирус содержал несколько однотипных молитв и рисунков с формулами, цель которых была одна – дать умершему еду и питье. Любой молитвы или рисунка для этого было бы вполне достаточно, но египтяне считали, что в таком важном деле лучше подстраховаться, и если существовало хоть малейшее сомнение в эффективности какого-либо текста, к нему сразу же добавляли еще один или даже несколько, служащих той же цели.21 Самым важным делом была мумификация различных его частей тела: ни одна из него не должна была быть изъята и не должна была подвергнуться разложению и тлению из-за случайной ошибки при произнесении необходимых «слов власти» или из-за небрежного выполнения какой-то церемонии или обряда. Египтянин верил, что он бессмертен, и верил, что будет наслаждаться вечной жизнью в духовном теле, но, тем не менее, пытался посредством магических церемоний и «слов власти» сделать вечным и существование своего тела. Он верил, что в обители богов будет питаться божественной и вечной пищей, но в то же время не жалел ни средств, ни усилий, чтобы обеспечить регулярную доставку в свою гробницу земной пищи в виде жертвоприношений скота, птицы, лепешек, хлебы и т.д.
После мумификации египтяне приступали к магическим ритуалам, включая произнесение «слов власти», с помощью которых пытались вернуть способность есть, пить, говорить, думать и двигаться. Создается впечатление, что египтянам никогда не приходило в голову, что боги могут действовать и без их помощи, а картинки или изображения сцен жизни, смерти, погребения и воскрешения Осириса, на которые они так полагались, могут оказаться менее действенными, чем реальная сила самого бога.22
Проведение всех ритуалов и церемоний занимало, очевидно, несколько дней, и, конечно, лишь богатые люди могли позволить себе расходы на столь сложный обряд погребения. Для бедных отдельные церемонии значительно сокращались даже в древние времена. Наиболее важной в ритуале была церемония «Отрезание уст и очей», совершавшаяся над мумией или над статуей, изображавшей ее. Как уже говорилось, египтяне верили, что свойства человека могут быть переданы его статуе, поэтому все, что делалось со статуей забальзамированного человека, относилось и к его мумии. Обычно церемония проводилась в специальном помещении у входа в гробницу или вне ее в ритуально очищенном или освещенном месте. В ней принимали участие: 1. Жрец херихеб –лицо, державщее в руке свиток папируса. 2. Жрец сем. 3. Семер – возможно, близкий друг умершего. 4. Са-мер-эф23 - либо сын умершего, либо кто-то представлявший сына. 5. Черау-ур – женщина, представлявшая богиню Исиду. 6. Черау-шераут – женщина, представлявшая богиню Нефтиду24. 7. Менху – убийца. 8. Ам-аси – жрец. 9. Ам-хент – жрец. 10. Люди, представлявшие охрану Хора. Все они разыгрывали сцены, изображающие события, происходившие при погребении бога Осириса, с которым в данный момент отождествлялся умерший. Женщины исполняли роли богинь Исиды и Нефтиды, а мужчины – роли богов, помогавших богиням выполнять их священный долг. Из рисунков к текстам, относящимся к церемонии отрезания уст и очей, видно, что обряд начинался с кропления вокруг статуи (мумии) водой из четырех сосудов по четырем сторонам света и обращения к богам Хору, Сету, Тоту и Сепу - благодаря этому умерший получал возможность пользоваться своей головой. Вслед за окроплением происходило очищение ладонном из четырех кадильниц, также по четырем сторонам света. С помощью этого ароматического вещества происходило открытие уст умершего и укрепление его сердца. Следующий этап - к телу возвращали тень (хаибит), которая отделилась от него после смерти и затем уже происходило жертвоприношение. После этого жрец сем брал в руки магический жезл, называемый урхекау, то есть «великий магическими заклинаниями». Он прикасался им четыре раза ко рту и глазам статуи или мумии, а херихеб зачитывал длинный текст о том, что благодаря этой части церемонии умерший получает все блага, которые получил в свое время Осирис благодаря Нут, Хору и Сету.
Ранее говорилось, что каждый умерший надеялся обрести хекау - «слова власти», необходимые ему в потустороннем мире, но без рта он не мог бы из произносить. Теперь, когда уста или, точнее, их функция была возвращена умершему, важно было дать ему не только сами «слова власти», но и способность произносить их правильно, чтобы боги и другие существа слышали их и повиновались им. Четыре прикосновенья жезлом урхекау к губам умершего наделяли его способностью правильно произносить нужные слова на севере, западе, юге и востоке.
За отверзанием уст следовал ряд других, менее важных церемоний, во время которых мумии или статуе подносились благовония, мази и различные украшения. Все это хотя и не было жизненно необходимо умершему, все же считалось достаточно важным, чтобы сделать выполнение этих церемоний почти обязательным. Среди предметов, подносимых умершему, наиболее важная роль отводилась благовониям и ароматическим мазям, и это неудивительно. В Древнем Египте особое значение всегда придавалось определенным видам масел и их магическим свойствам, а место, которое они занимали в церемониях и ритуалах многих народов, доказывает, что их считали очень сильным средством. Живые использовали масло для смягчения кожи и для защиты ее от палящих лучей солнца. Тела умерших натирали маслом во время мумификации, чтобы их кожа могла, благодаря магическим словам, произносимым при этом, всегда оставаться мягкой и чтобы раны, нанесенные при мумификации, заживали благодаря его целебным свойствам.
Обратившись к медицинским папирусам, мы видим, что масло присутствует во многих рецептах египетских врачей, столь же необходимо оно было магам, независимо от того, творили они добро или зло. Масло, вероятно, употреблялось также и для осуществления превращений, поскольку именно так использовали его жрецы при совершении важных религиозных церемоний.
Чтение
многих глав «Книги Мертвых» сопровождалось
рядом интересных церемоний, но, поскольку
они в основном иллюстрируют вышесказанные
верования, то необходимости рассматривать
их более подробно.
Заключение.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Магия в Древнем Египте существовала с древнейших времен и составляла неотъемлемую часть жизни людей древности. Не существует ни одной книги, включая священные тексты, в которой не упоминалось бы о каких-либо удивительных явлениях, о «чудесах», совершенных человеком.
2. Очень важен был для древних египтян суд богов после смерти и происходившее на нем взвешивание души – не только как подведение итогов этой краткой земной жизни, но и как определение дальнейшего пути души. Символически это изображалось тем, что душа или будет путешествовать вместе с богами в Ладье Солнца, или будет «съедена», то есть, брошена вновь в колесо воплощений для искупления последствий своих мыслей и поступков.
3. Чтобы уберечь души умерших в таинственном подземном царстве, полном опасностей и ужасов, их следовало обеспечить нужными заклинаниями, которые имеют цель оградить умершего (будь то царь или простой смертный) от опасностей, грозящих ему в потустороннем мире, а также обеспечить ему материальное благополучие после смерти.