Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа
Дошедшие до нас фрагменты религиозных текстов Древнего Египта свидетельствуют о том, насколько важное место занимала в египетской религии и культуре вера в магию, то есть в то, что с помощью магических практик ( имен, заклинаний, чар, формул, фигур, изображений и амулетов, а также церемоний, сопровождаемых «словами власти» ), можно достичь сверхъестественных результатов. С самого начала своей истории и до ее завершения древние египтяне находились под влиянием этой веры.
Введение………………………………………………………..3
Глава 1. Религиозно-мифологические представления древних египтян……………………………………………….5
Египетская мифология…………………………….5
Древнеегипетская «Книга Мертвых»……………12
Глава 2. Магия в Древнем Египте…………………………..20
2.1 Магические камни и амулеты………………….21
2.2 Магические фигурки……………………………24
2.3 Магические рисунки, формулы, заклинания…..30
2.4 Магические погребальные ритуалы……………35
Заключение…………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………41
Теперь
мы кратко рассмотрим основные средства,
использовавшиеся египтянами для совершения
магических действий: камни, амулеты, фигурки,
изображения, формулы, имена, церемонии
и так далее.
2.1
Магические камни и
амулеты.
Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались египтянами, а позже и другими народами, для защиты тела живого или умершего человека от гибельных воздействий и нападений видимых и невидимых врагов. Слово «амулет» происходит от арабского корня, означающего «носить», «носиться». Таким образом, «амулет» - это «что-то, что носится или надевается». В широком смысле это название применимо к любым талисманам или украшениям, которым приписываются сверхъестественные силы. Сейчас трудно сказать, каким было основное назначение амулетов – защищать живых или оберегать мертвых, но изначально они, по-видимому, применялись для защиты от диких животных и змей. Развитие религиозных идей и возникновение новых верований вызвало появление новых амулетов, отражающих новые взгляды: предметы, способные охранять живых, с легкостью были признаны пригодными и для охраны умерших. Более того, так как сохранение в целости тленного тела и всех его членов считалось крайне необходимым для жизни нетленного духовного тела, появлявшегося из физического, то мертвое тело становилось настоящим складом амулетов. Каждый член был защищен особым образом. Множество предметов, сохранявших, как считалось, от змей, червей, плесени, разрушения и гниения, помещались внутрь мертвого тела, между его пеленами и вокруг него. Трудно сказать, когда египтяне начали класть амулеты на тела умерших, и столь же невозможно определить, когда возникла вера в эффективность того или иного амулета. Однако очевидно, что некоторые из них отражают верования и суеверия столь древние, что даже сами египтяне не всегда понимали их происхождение и значение.
Существует два типа амулетов: те, на которых написаны магические формулы, и без надписей. В древнейшие времена при надевании амулета на человека или при помещении его на тело умершего произносились особые заклинания или молитвы – их читал жрец или человек, избранный общиной для проведения религиозных служб. А так как пользоваться силой молитв и магических слов мог далеко не каждый, то вскоре слова эти стали вырезать на амулете, придавая ему тем самым двойную силу, то есть к силе, приписываемой самому материалу, добавлялась сила написанных на нем слов. Древнейшее название магических формул на амулетах – хекау. Эти хекау, или «слова власти», были, по-видимому, столь необходимы умершему, что в XVI в. до н. э., а возможно, и тысячелетием раньше, в «Книгу Мертвых» был введен специальный раздел10, с тем чтобы слова эти пришли к человеку отовсюду, «проворнее гончих и быстрее света». Самые древние известные нам египетские амулеты представляют собой кусочки зеленого аспида (кристаллического сланца), а иногда – фигурки животных, которые клались на грудь умершего. Их находят во множестве в доисторических или додинастических захоронениях в разных районах Египта. Маловероятно, что они были изготовлены исконными обитателями Египта, поскольку, что бы не предполагали мы относительно их предназначения и использования, совершенно очевидно, что, как сказал де Морган11, предметы эти «принадлежат культу». По его мнению, они широко использовались вплоть до конца неолита, но с приходом тех, кого мы называем египтянами, стали чрезвычайно редки. Позже животные формы вовсе исчезают, а их место занимают прямоугольные аспидные пластины с грубо нацарапанными на них фигурками животных и тому подобными изображениями. Гипотезу о том, что эти предметы применялись в качестве точильных камней или дощечек для растирания красок, мы можем отвергнуть, учитывая аргументы, изложенные де Морганом. Что касается предназначения пластинок и материалов, из которых они делались, то представляется весьма вероятным, что скарабей из зеленого камня, которого клали на грудь умершего в династические времена, ведет свою историю от амулетов из зеленого аспида додинастического Египта. Обычай писать хекау, или «слова власти», на папирусе является почти столь же древним, как и обычай вырезать их на камне. Из надписей на стенах коридоров и камер пирамиды царя Унаса V династии следует, что с ним была захоронена «книга со словами магической власти». В другом месте читаем, что книга, захороненная с царем Тети VI династии «имеет влияние на сердце богов». Несомненно, написание религиозного текста на гробнице, стене, амулете, саркофаге, папирусе имело своей целью подчинение богов власти умершего, чтобы он мог заставить их исполнить его волю12.
Существовали
такие амулеты, как «Сердце», «Скарабей»,
«Пряжка», «Душа», «Коршун» и многие
другие. Кроме того, любое кольцо,
кулон, украшение или другой подобный
предмет, на котором было начертано
имя бога, его эмблема или изображение,
становился защитным амулетом, причем
сила его сохранялась до тех пор, пока
не разрушался материал и пока не стиралось
имя, эмблема или рисунок. В Египте амулеты
широко использовались с древнейших времен
вплоть до Римского периода, и египетские
христиане вместе с гностиками и полухристианскими
сектами привнесли в новую религию многие
воззрения и верования своих «языческих»
предков, а с ними – имена древних богов,
богинь, демонов и магические формулы,
применяя их так же, как это делали их далекие
предки.
2.2
Магические фигурки.
Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изображение бога или демона могли служить амулетами и защищать тех, кто их носит, причем их сила сохранялась до тех пор, пока не разрушался сам амулет либо пока имя, символ или рисунок не стирались. Но египтяне пошли дальше, они верили, что возможно передать фигурке мужчины, женщины, животного или любого другого живого существа душу того, кого она изображает, его качества и атрибуты, что статуя бога в храме является вместилищем духа этого бога. В то, что в каждой статуе или фигурке обитает некий дух, жители Египта верили с незапамятных времен. И действия египтян, принявших христианством и боровшихся с языческими идолами, лишь подтверждают существование у них таких представлений, ибо они всегда стремились сбросить наземь и разбить стати греческих и римских богов, полагая, что после этого обитающие в них духи останутся бездомными и потеряют свою силу.
Согласно очень древнему египетскому верованию, после смерти люди попадают в некую местность, называемую Сехет-Иару, где они вели жизнь совершенно такую же, как на земле. Из рисунков на саркофагах XI династии видно, что эта область окружена водой, разделена на части каналами и очень похожа на обычное хорошо ухоженное владение в Дельте. Проживавшие там имели те же потребности, что и люди: они нуждались в еде и питье, то есть в лепешках и пиве. Для изготовления хлеба и пива нужны пшеница и ячмень, а для их выращивания необходимы плодородная почва и труд рабочих на полях. Но в загробном мире египтянин не желал снова пахать, жать или готовить землю под посев и пытался избежать этого, переложив всю работу на заменяющие его фигурки. Если «слова власти», произнесенные над фигуркой, могли заставить ее совершать зло, они могли заставить ее делать и добро. Вначале были составлены формулы13, произнесение которых должно было полностью избавить умершего от необходимости выполнять работу. Если умерший говорил: «Я поднимаю руку человека, который бездействует. Я пришел из города Унну. Я – живущая божественная Душа, и я привел с собой сердца обезьян», - то считалось, что его бытие уже не будет отягощено трудом. Но так как жители Сехет-Иару ели и пили, им были необходимы продукты и требовались работники. Поэтому вместе с умершим в захоронение помещали изображавшие его маленькие каменные фигурки, над которыми предварительно произносили «слова власти», чтобы заставить их делать за умершего любую работу, какая может потребоваться в царстве Осириса.
Позднее эти слова стали писаться на фигурках иероглифами, а в дальнейшем каждую из них снабжали веревочной корзиной, плугом, цепом, которые использовались египтянами при сборке урожая, вспашке, молотьбе и других полевых работах. Формулы14 или «слова власти», писавшиеся на таких фигурках, менялись от эпохи к эпохе; но согласно одной из древнейших формул, употреблявшихся во времена XIII династии, умерший говорит фигурке, называемой «ушебти» (вар.- «шабти»):
«О ты, шабти, фигурка писца Небсени. Если я буду вызван или мне прикажут сделать работу, которую все живущие в загробном мире должны выполнять по очереди, - отбрось все, что противодействует, - пусть любая обязанность будет возложена на тебя вместо меня; и при засевании полей, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад». Фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что ты прикажешь».
Более всего египтяне желали избежать работы, связанной с удобрением земли и посевом семян, которую приходилось выполнять стоя в воде под палящим солнцем, а также утомительных манипуляций с шадуфом, приспособлением для поднятия воды с Нила, и поливов. В захоронениях находят, как правило, не одну, а несколько таких фигурок, а в гробнице Сети I, царствовавшего в Египте около 1370 г. до н. э., найдено не менее 700 деревянных, покрытых битумом ушабтиу, на которых написаны тексты Главы VI «Книги Мертвых». Шабти были широко распространены вплоть до Римского периода, когда в гробницы вместе с умершими стали помещать ящики, наполненные плохо сделанными, нерасписанными фаянсовыми фигурками.
Восковые фигурки использовались в Египте с III по XX династии как с добрыми, так и со злыми намерениями, причем в 1200 г. до н. э. египтяне воспринимали их примерно так же, как и 2500 годами ранее. Можно отметить и повсеместное распространение фигурок ушабтиу, призванных освободить умерших от труда в потустороннем мире. Нет ничего удивительного в том, что фигурки эти использовались в додинастические времена, когда египетская цивилизация медленно поднималась из полуварварского состояния, и продолжали существовать в период первых династий, когда люди еще не осознавали, что великие силы природы, обожествляемые ими, не могут управляться человеком и его пустячными словами и действиями, какими бы таинственными и торжественными они не были. Но как ни странно, восковые фигурки играли важную роль в ежедневных ритуальных службах в храме бога Амона-Ра в Фивах в те времена, когда египтяне славились во всем цивилизованном мире своими знаниями и мудростью. В то время как одни жрецы храма были заняты переписыванием гимнов и религиозных текстов, выражавших четко и ясно идею единства, силы и могущества Бога, другие совершали обряды освобождения Солнца, обожествляемого в виде Ра, образа и символа Бога на земле, от нападений чудовища по имени Апеп.15
К магическим фигуркам должна быть отнесена и фигурка Птах-Сокар-Осирис, делавшаяся обычно из цельного куска дерева. Иногда она была и пустотелой. Ее, как правило, помещали на прямоугольную деревянную подставку, также цельную или пустотелую. Три бога, то есть троица Птах, Сокар и Осирис представляли: бога воскрешения (Осирис). Имя «Птах» означает Открывающий, так обычно обращались к солнцу как к «открывающему» день. Имя «Сокар» означает «Тот, кто скрыт», то есть «ночное Солнце», которое считалось временно похороненным. Жизнь человека на земле отождествлялась с жизнью солнца: он, как Птах, «открывал» или начинал жизнь свою, а после смерти был «скрыт» или «похоронен». Но когда ночь заканчивалась, солнце восходило снова и начинало новую жизнь с новой силой и энергией, поэтому оно стало для египтян символом той новой жизни, которую они надеялись обрести в загробном мире. Но для этого надо было добиться покровительства Птаха, Сокара и Осириса и заставить их сделать для человека то, что они сделали для себя, то есть стать подобными им. С этой целью изготовлялась фигурка, отражающая основные атрибуты и особенности внешнего облика этих богов; ее помещали на деревянную прямоугольную подставку – символ гроба или сундука, из которого появилась троица Птах-Сокар-Осирис. На самой фигурке и на стенах подставки писались молитвы от имени человека, для которого это делалось. Египтяне верили, что молитвы эти призовут могущество и силу трех богов, которая будет отныне пребывать в деревянной фигурке. Чтобы сделать подставку еще более похожей на гроб, внутрь ее помещали тщательно мумифицированную частичку тела умершего: считалось, что если троица богов защищает и охраняет эту частицу умершего и в свое время воскресит ее, значит, и все тело будет защищено, сохранено и воскрешено. Нередко, особенно в более поздние времена, на одной стороне подставки делалось углубление, куда клали маленький свиток папируса с написанными на нем Главами «Книги Мертвых». Таким образом умерший обретал дополнительную гарантию воскрешения своего духовного тела в том мире, куда приходил маленькие свитки папируса были обычно густо исписаны короткими, фрагментарными отрывками текста. Но были и исключения, примером тому служит обнаруженный большой папирус с многочисленными текстами и рисунками. Очевидно, фигурки Птах-Сокар-Осириса часто употреблялись и в более поздние времена, ибо многие из них подписаны крайне неразборчиво – делавшие их люди явно не имели ни малейшего понятия о том, что они пишут. По всей видимости, эти фигурки широко использовались бедняками, считавшими, что они служат для украшения гробницы.
Возвращаясь вновь к восковым изображениям, отметим, что, как ни странно, бесчисленные фигурки богов, носившиеся живыми и помещавшиеся на тела умерших в качестве амулетов, делались из каких угодно материалов, но только не из воска. Причину этого несложно понять: от тепла и давления воск легко изменяет свою форму. Кроме того, с незапамятных времен он употреблялся для производства фигурок, использовавшихся во зло человеку. Именно это побуждало изготовителей амулетов, изображавших богов, выбирать для своих изделий другой материал. Тем не менее, существует несколько восковых изображений богов, служивших защитными амулетами.
Эту
главу уместно закончить
2.3
Магические рисунки,
формулы, заклинания.
Как следует из вышесказанного, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно оживить любую фигурку человека или животного и заставить ее действовать на благо человека или во вред ему. Кроме того, они безоговорочно верили в силу изображений богов, божественных существ и предметов, над которыми специально подготовленные люди произнесли «слова власти».
На стенах древнеегипетских гробниц часто изображались сцены из жизни умершего, где он приносит жертвы богам, совершает религиозные обряды, управляет своим именем или ведет хозяйство. Каждый египтянин верил, что эти рисунки отражают ту жизнь, которую он будет вести в потустороннем мире, и слова его молитв обратят изображения в действительность. Умирая, состоятельные египтяне оставляли средства на приношения, необходимые для ка, двойника, на обеспечение гробницы и часовни ка, а также на содержание жреца или жрецов, служивших ка. Каждый египтянин, к какому бы классу он ни принадлежал, был твердо уверен в том, что без надлежащего питания ка вынужден будет бродить по земле, подбирая отбросы и грязь, встречающуюся у него на пути. Для того, чтобы спасти своего ка от такой позорной участи, из камня изготовлялось подобие жертвенника, а на него помещались изображения лепешек, сосудов с водой, фруктов, мяса и так далее. Если это было невозможно изображения приношений высекались на самом жертвеннике. В других случаях, когда родственники покойного не могли оплатить даже изготовление жертвенника, в гробницу помещали просто его рисованное изображение.16 И пока существовал жертвенник, его подобие или рисунок, произносимые молитвы обеспечивали ка пищей. Иногда в гробницу не помещали ни жертвенник, ни его подобие, ни рисунок, и единственным, что обеспечивало нужды ка, была молитва богам о погребальной пище, писавшаяся на погребальной утвари. И всякий раз, когда человек, проходивший мимо гробницы, читал эту молитву, добавляя к нему имя умершего, ка получал пищу и питье, так как изображения их или пожелания в надписях сразу становились реальностью.