Магия в Древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошедшие до нас фрагменты религиозных текстов Древнего Египта свидетельствуют о том, насколько важное место занимала в египетской религии и культуре вера в магию, то есть в то, что с помощью магических практик ( имен, заклинаний, чар, формул, фигур, изображений и амулетов, а также церемоний, сопровождаемых «словами власти» ), можно достичь сверхъестественных результатов. С самого начала своей истории и до ее завершения древние египтяне находились под влиянием этой веры.

Оглавление

Введение………………………………………………………..3
Глава 1. Религиозно-мифологические представления древних египтян……………………………………………….5
Египетская мифология…………………………….5
Древнеегипетская «Книга Мертвых»……………12
Глава 2. Магия в Древнем Египте…………………………..20
2.1 Магические камни и амулеты………………….21
2.2 Магические фигурки……………………………24
2.3 Магические рисунки, формулы, заклинания…..30
2.4 Магические погребальные ритуалы……………35
Заключение…………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..3

Глава 1. Религиозно-мифологические представления древних египтян……………………………………………….5

    1. Египетская мифология…………………………….5
    2. Древнеегипетская «Книга Мертвых»……………12

Глава 2. Магия в Древнем Египте…………………………..20

         2.1   Магические камни и амулеты………………….21

         2.2   Магические фигурки……………………………24

         2.3  Магические рисунки, формулы,  заклинания…..30

         2.4  Магические погребальные ритуалы……………35 

Заключение…………………………………………………..40

Список  литературы…………………………………………41  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Дошедшие  до нас фрагменты религиозных  текстов Древнего Египта свидетельствуют  о том, насколько важное место  занимала в египетской религии и  культуре вера в магию, то есть в  то, что с помощью магических практик (имен, заклинаний, чар, формул, фигур, изображений и амулетов, а также церемоний, сопровождаемых «словами власти»1), можно достичь сверхъестественных результатов. С самого начала своей истории и до ее завершения древние египтяне находились под влиянием этой веры.

     Египетская  магия возникла в те времена, когда первобытные жители додинастического и доисторического Египта полагали, что земля, преисподняя, воздух, небо, населены бесчисленными существами, видимыми и невидимыми. Существа эти считались дружественными или враждебными человеку в зависимости от того, были ли природные явления, которыми они якобы повелевали, благоприятными или неблагоприятными для людей. Благосклонность кротких и дружелюбных существ могла быть достигнута дарами и жертвоприношениями. А проявлений враждебности со стороны суровых и неумолимых можно было избежать либо ублажая их и льстя им, либо призвав на помощь – посредством амулета, тайного имени, магической формулы, рисунка – силы более могущественные, чем та, что угрожала ему. Большинство древних народов использовало магию для того, чтобы придать человеку силу сверхъестественного существа, позволить ему достичь того, что находится за пределами его возможностей, и стать на время столь же могущественным, как и истинный обладатель этой силы. Но египетская магия заставляла дружественные и враждебные силы исполнять волю человека независимо от их желания.

     Из  религиозных книг Древнего Египта мы знаем, что сила жреца или человека, знающего и умело применяющего магию, считалась почти безграничной.

     Элементы  египетской «черной» и «белой» магии можно проследить в магических системах многих стран мира. Невозможно сказать точно, сколько верований и религиозных систем других народов испытали на себе их влияние, но несомненно одно: религиозные идеи многих языческих культов и христианских сект берут свое начало в Египте.

     Целью данной работы является изложить идеи верования древних египтян относительно богов, Суда, Воскресения и Бессмертия. Рассмотреть какими способами они  влияли на судьбу человека, народа и  государства в целом. Попытка дать представление о магической стороне египетской религии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Религиозно-мифологические представления древних египтян. 

     1.1 Египетская мифология.

     Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.

     Египетская  мифология начала формироваться  в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.

        Космогонические мифы, судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба2 и Нут3 как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.

     Общей для всех космогонических концепций  была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной  в вечную тьму. Начало выхода из хаоса  связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

     Египетские  мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто  одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.

     Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения  мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом4 и Хепри5. Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

     Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри  записан в «Текстах пирамид», а  к тому времени, когда текст его  впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.

     Согласно  «Текстам пирамид», Ра – Атум - Хепри  создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое  предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.

     Иногда  небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

     Мифы  заупокойного культа.

     Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»6). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» - утверждает умерший на суде).

     Земледельческие мифы.

     Третий  основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору.

     Связанные с Осирисом мифы нашли отражение  в многочисленных обрядах. В конце  последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время  которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.

     Характер  Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.

     Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который  считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине Рененутет7 и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

     Яркий след в египетской мифологии оставил  культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.

Информация о работе Магия в Древнем Египте