Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сло- жилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Происхождение древнеегипетской культуры.
Основные этапы ее развития…………………………………………5
1.1 Додинастический период………………………………………….5
1.2 Раннее царство: 1 и 2-я династии…………………………………5
1.3 Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии……………….5
1.4 Среднее царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии…………..7
1.5 Новое царство - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии……………...7
Глава 2. Древнеегипетская мифология и религия.
Их роль в развитии культуры Египта…………………………………9
Глава 3. Искусство Древнего Египта.
Его сакрально-религиозный характер…………………………….….14
Глава 4. Научные достижения Египта……………………………….16
Заключение…………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………19

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Египта ().doc

— 102.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………..3 

Глава 1. Происхождение древнеегипетской культуры.

 Основные  этапы ее развития…………………………………………5

    1. Додинастический период………………………………………….5
    2. Раннее царство: 1 и 2-я династии…………………………………5

1.3 Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии……………….5

1.4 Среднее  царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии…………..7

1.5 Новое  царство - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии……………...7

Глава 2. Древнеегипетская мифология и религия.

Их роль в  развитии культуры Египта…………………………………9

Глава 3. Искусство Древнего Египта.

Его сакрально-религиозный  характер…………………………….….14

Глава 4. Научные достижения Египта……………………………….16

Заключение…………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Приблизительно 5 тыс. лет назад  на территории современного Египта  сло- жилось единое государство,  ставшее важным элементом древнеегипетской  цивилизации, которая просуществовала  3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки.        

   Система усложнялась по мере  столкновений с иноземцами. Завоевания  в Нубии и Сирии производили  профессиональные войска, договоры  с Вавилоном  заключали опытные  дипломаты, а каналы и дворцы  строили специалисты-инженеры, обучавшиеся  с детства. Разветвленная система пережила вторжения гикососов и возродилась обновленной мощью.

    Систематическое изучение Египта  начинается с 19 века. До этого   пользова- лись отрывочными библейскими  данными и произведениями греческих  и латинских авторов.

    В  известной  ”Истории”   Геродота  прошлое  Египта  описано достаточно подробно, хотя  некоторые сведения, полученные  им от самих египтян, были  недостоверны.

    Несмотря на то, что в Египте  сохранилось много памятников, лишь  в 1822 году, благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шампольона, удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы самого различного содержания - произведения религиозной литературы, летописи, поучения, сказ- ки и повести.

    Сами египтяне называли свою  страну “Черная земля”, подчеркивая  плодоро-

дие ее почвы, в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне. Слово “Еги- пет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения, представляло из себя искажен- ное поэтическое обозначение древней столице Мемфиса - Хет-ка-Птах (Кре -пость бога Птаха). Геродот называл Египет “Даром Нила”, ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали, и жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования речных вод.

    Вследствие сильных тропических  ливней переполнялись истоки  этой огром- ной реки и ежегодно (в середине июля) происходили  ее разливы. Почти вся страна  оказывалась под водой, за исключением  естественных возвышенностей и  искусственных насыпей, на которых располагались города и селения, превра- щающиеся на время в островки. К ноябрю воды Нила спадают, оставляя на по- лях плодородный слой ила.

    Вслед  за  временем наводнения  начинается  второй  четырехмесячный  сезон (время посева), а за ним следует третий - жатва (март - июль). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

Происхождение древнеегипетской культуры. Основные этапы ее развития. 

    Необходимость регулировать разливы  Нила и распределять его воды  в общеегипетском  масштабе способствовала  объединению множества областей (номов) в единое государство. Правда, в самом начале египетской истории их было два: Верхний Египет (на юге, в узкой долине Нила) и Нижний Египет (на севере, в дельте). Более прочное объединение страны осуществил царь Верхне- го Египта - Менес (Мина), подчинивший Египет около 3000 г. до н.э. и основав- ший первую династию объединенной страны. С этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления царей (фараонов). Обычно выделяют следую- щие периоды развития Древнего Египта:

1.1 Додинастический  период

    В период Раннего царства египетская  письменность уже сложилась. Накануне  периода I династии египтяне  пользовались  всеми основными видами знаков  и всеми приемами их сочетания,  какими пользовались впоследствии.

    Если о раннеегипетских храмах судить по знакам - изображениям в письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества - это гробницы царей, знати. Первоначально они возводились не из камня, а из кирпича-сырца (ступенчатая пирамида).

1.2 Раннее царство: 1 и 2-я династии.

    В Раннем царстве возникают   все виды египетского письма, складывается система  счета,  появляется первый свиток  папируса, делаются первые попытки  мумификации,  начинают возводиться монументальные гробницы - каменные  мастабы и создаются первые характерные статичные статуи официальных лиц.

1.3 Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.

   Время наибольшего могущества  фараона божественного “Владыки  Обеих земель”, носителя двойной короны Египта, олицетворителя бога Гора, сына Ра. Все эти определения, имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру  египетского фараона, обладавшего неограниченной экономической, политичес- кой и верховной жреческой властью. Подтверждение тому - грандиозные гроб -ницы-пирамиды.

    Столицей Египта в то время  был город Мемфис, расположенный  в начале дельты Нила, недалеко  от современной египетской столицы  - Каира. Мемфис, один из древнейших  городов мира, играл важную роль  в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения еги-петской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царст- ва вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начи- ная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. Уже во вре- мя Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки - гробни- цы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность культо- вых сооружений и в особенности гробниц было связано с древнейшими верова- ниями.

    В период Древнего царства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня - алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева - кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины - таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабаты вались в течение Древнего царства. 
 
 
 

1.4 Среднее царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я  династии.

    Борьбу за центральную власть  ведут представители двух различных  династий.

Побеждает  фиванская  династия, но власть  фараонов  явно тускнеет. Наибо- лее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет 1 , Сенусерт 3 -его похо- ды в Палестину, Аменемхет III - грандиозное ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.

    Приблизительно в 2000 г. до н.э. в дельте Нила появляются финикийцы, ко- торые после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в мире «алфавитное письмо».

    Именно Среднему царству принадлежат  первые математические и меди- цинские тексты (некоторые из  них являются задачниками в  современном пони- мании этого слова). Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах).

    Библиотека из гробницы Ремессеума  позволяет сделать вывод о  довольно высоком уровне развития  художественной литературы. Среди религиозных, научных и традиционно дидактических текстов были найдены и художествен- ные произведения.

1.5 Новое царство  - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я  династии.

    Эпоха нового царства была  для Египта временем бурного  экономического развития (приток  в страну огромного количества сырья, скота, золота, денег и рабочей силы в виде пленных).

    Среди фараонов выделяются: Тутмос I ,  дошедший со своими войсками  до Евфрата; царица Хатшепсут  и ее сын Тутмос II; Аменхотеп  IV, он же Эхнатон – фараон, попытавшийся, пусть и вынужденно, из - за внешних обстоятельств посягнуть на пантеон египетских богов; Рамсес II, прославившийся сражением с хеттами.

    Плавность и гибкость очертаний  – частое явление периода Нового  царства. Изобразительное искусство  эпохи Нового царства разносторонне по своему содержанию.

    Эпоха Нового царства характеризуется  дальнейшим совершенствованием  искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела.

    В эпоху Нового царства продолжается  строительство новых храмов в  Египте. «Домами богов» называли египтяне храмы (Фиванский храм, Карнакский храм с колонным залом площадью 5 тыс. кв. м.).

    Новое царство явилось дальнейшим  этапом не только внутреннего  развития египетской культуры, но  и небывалого прежде интенсивного  распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов.

   За новым царством следует  так называемое Позднее или  Ливийско-Саисское  царство. В  начале этого исторического периода  тенденции распада оказываются  очень сильными. Здесь усиливаются  влияние крупнейшего центра северного Египта – города Саиса, окруженного болотами и потому оказавшегося практически недоступным для завоевателей. Было даже время, когда саисский Египет вновь стал централизованным государством. Однако в 525 г. до н.э. Древний Египет был завоеван персами.

     332г. до н.э.- Египет отвоеван  у персов Александром Македонским.  Он был торжественно встречен  египетскими жрецами, объявлен  фараоном и обожествлен. В Египте  Александр основал город Александрию.  Этому городу выпала судьба  сыграть очень важную роль в истории культуры, а сам Египет благодаря завоеванию его Александром открылся навстречу новым культурным влияниям. В 30г. до н.э. Египет становится провинцией Римской Империи. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

Древнеегипетская  мифология и религия.

Их  роль в развитии культуры Египта. 

    Огромное место в жизни египетского  государства играла религия. И  здесь особенно важны два момента:  сложение египетского пантеона  и заупокойный культ. Сложение  египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором  переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.). Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум - вечернее.

Информация о работе Культура Древнего Египта