Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сло- жилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Происхождение древнеегипетской культуры.
Основные этапы ее развития…………………………………………5
1.1 Додинастический период………………………………………….5
1.2 Раннее царство: 1 и 2-я династии…………………………………5
1.3 Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии……………….5
1.4 Среднее царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии…………..7
1.5 Новое царство - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии……………...7
Глава 2. Древнеегипетская мифология и религия.
Их роль в развитии культуры Египта…………………………………9
Глава 3. Искусство Древнего Египта.
Его сакрально-религиозный характер…………………………….….14
Глава 4. Научные достижения Египта……………………………….16
Заключение…………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………19

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Египта ().doc

— 102.50 Кб (Скачать)

    Из различных вариантов солнечного  божества раньше всего выделяется  бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.), происходив- шей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобре- тает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним (Ра - Атум) становится во главе Эн- неады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возник- ших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, кото- рые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня-це- лительница; Тефнут - любимое око Ра, богиня влаги; Хатор - солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все богини считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с голо- вой львицы.             

    Великий Ра не был единственным  великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

    Самой драматичной была судьба  еще одного солнечного бога - Атона.  Именно с ним решил связать  свою религиозную реформу фараон  Аменхотеп VI Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает но вый государственный культ Атона -солнечного диска; меняет свое имя на Эхна- тон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Гори- зонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхна- тона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”закон- ных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

    Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное  время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали пави анами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой но вых богатых плодов. Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной лозы и полноты Нила”. В наиболее знойное вре- мя года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет: когда Ра состарился и “его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури”, люди переста- ли почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра соб- рал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и ре-шили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, ко-торая превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъя- рилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула.... Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подви- гах... Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом. Хапи - бог Нила. Его символы - лотос и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила. Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном на лбу и с осо-быми волосами на хвосте. Кроме того, он был душой бога Птаха и бога Ра.

     Хнум - бог плодородия в виде  человека с головой барана. Он  известен как один из прародителей  рода людского, вылепив последних  на гончарном круге. Он же  позаботился и о духовном двойнике  человека. Рененутет - богиня плодо-  родия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодоро- дия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи или женщины с го-ловой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окон чания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи -бог виноградной лозы и судьбы. Онурис - бог охоты и войны. Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пе-ром на голове. Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и па леткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского кален-даря. Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

    А теперь обратимся к заупокойному  культу. К основным письменным  источникам относятся следующие произведения: “Тексты пирамид” – древней-шие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребаль-ных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.). “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обес-печить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и раз-мещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства. “Книга мертвых”- составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, ко-торые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.     

    Заупокойный культ египтян опирается  на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бес-смертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покой-ник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от воз делывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис - умерла природа; расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд.

    К  основным письменным источникам относятся следующие произведения:

     “Тексты пирамид” - древнейшие тексты  заупокойных царских ритуалов, вырезанные  на стенах погребальных камер  в  пирамидах фараонов 5 и 6 -й  династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

     “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспе-чить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и раз-мещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства.

       “Книга мертвых” - составлялась  с периода Нового царства. Свитки  папируса содержали необходимые  магические формулы, заклинания  и около двухсот изречений,  которые должны были помочь  умершему вступить в заг-робное  царство.

   Особо следует указать на такую черту религиозных представлений Древних Египтян, как почитание животных. Эту черту подчеркивают, не обращая внимания на хронологические рамки ее существования. Между тем эта черта проявлялась только в самые ранние периоды истории Древнего Египта и в самые поздние периоды, когда можно говорить об упадке и деградации его культуры. В эпоху высшего расцвета Древнего Египта этот культ не играет существенной роли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

Искусство Древнего Египта.

Его сакрально-религиозный характер. 

    Историю возникновения и развития  искусства Древнего Египта можно  прос ледить на огромном протяжении  времени - свыше четырех тысяч  лет. Уже бла-годаря одному  этому обстоятельству изучение  египетского искусства представ  ляет большой интерес, так как можно выяснить пути сложения и развития ис-кусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и уста-новить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетс-кого рабовладельческого общества.

    Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы велико-лепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Об этом яр-ко свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов - пирамиды, обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огром-ные обелиски, колоссальные монолитные статуи, весившие до тысячи тонн.

    Египтяне путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства и художественные ремесла - резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового дерева.

    Огромной заслугой египетского искусства было раскрытие внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Темой многих сцен было горе родных и друзей, оплакивающих смерть близкого человека, ужас бегущих от египетских колесниц врагов, нежная взаимная любовь членов семьи.

    Существует одна характерная  особенность египетского искусства  – длитель- ное следование принятым в древности образцам. Причина этого явления заклю- чается в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих основных об щих чертах вместе со сложением классового рабовладельческого общества, за-крепили как не подлежащие изменению формы древнейших памятников Египеского искусства, имевшие религиозное назначение. Поскольку на протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло остановить это развитие целиком.

    Древний Египет не вышел за рамки пиктографического письма, но существенно усовершенствовал его. Сначала пиктография передавала действительность некоторыми цельными рисунками, которые изображали конкретные ситуации. У древних египтян рисунок начинает распадаться на отдельные части, тем самым превращаясь в текст. Пиктографическое письмо переходит в логографическое. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4

Научные достижения Египта 

    Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают.             Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных  промеров и совершенная разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую  астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня.

    Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день.

    Грандиозное древних египтян  было сделано в области   физики - для умень- шения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пира-мид).

    В пору Древнего царства египтяне  сделали открытие в области химии – изо- бретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из  цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений.

    Периоду Среднего царства принадлежат первые математические и медицин- ские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понима-нии этого слова).

    Особенно развита в Древнем  Египте была математика – и  это несмотря на громоздкую  и неудобную числовую систему.  Египтяне знали сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной; они уже используют число «Пи»= 3,16.  Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.

    Астрономы создают достаточно  точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах). Появляются догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце.

    Физика - изобретены водяные часы (карманные, нашейные египетские часи- ки, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами).

    Медицина - лечебники с описанием  кровообращения, лечения ран, пролома  черепа и повреждения внутренних  полостей носа.

    География - до нас дошли куски  подробных чертежей карт горных  про-мыслов пустыни.

    Возможно, современному человеку эти знания покажутся слишком примитивными, однако не следует забывать, что это – ранний этап человеческой культуры. Далеко не случайно древние греки считали египтян мудрейшими из людей, ездили в Египет за мудростью, учились у египетских жрецов. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура Древнего Египта