Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:07, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

Файлы: 1 файл

культура древнего еипта.docx

— 105.68 Кб (Скачать)

 

  1. Введение

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя  цивилизация, создает впечатление  вечности и редкой целостности. На земле  страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями  притягивала как магнит внимание современников.

 В то время, когда  в Европе и Америке еще господствовала  эпоха каменного века и примитивных  охотников, древние египетские  инженеры строили ирригационные  сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики  рассчитывали квадрат основания  и угол наклона Великих Пирамид,  древние египетские зодчие возводили  грандиозные храмы, величие которых  не способно принизить время... Актуальность выбранной темы  обусловлена активным развитием  международного познавательного  туризма в Египте. Цель данной  курсовой работы - описать культуру  древнего Египта. История Египта  насчитывает более 6 тысяч лет.  Сохранившиеся на его территории  уникальные памятники древней  культуры привлекают ежегодно  огромное количество туристов  со всего мира. Грандиозные пирамиды  и Большой Сфинкс, величественные  храмы в Верхнем Египте, многие  другие архитектурные и исторические  шедевры - все это по-прежнему  поражает воображение всех, кому  удается поближе познакомиться  с этой удивительной страной.  Сегодняшний Египет - крупнейшая  арабская страна, расположенная  на северо-востоке Африки.

Одна из древнейших мировых  цивилизаций зародилась в Северо-восточной  Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос».

Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах-города, который греки в последствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» - Черная земля - по цвету местной почвы.

В Египте и соседних с  ним областях имелось почти все  ему необходимое. Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком, песчаником. В самом Египте металлов не было, но их добывали в прилегающих областях.

В эпоху предшествовавшую образованию государства, Египет состоял  из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства - Нижний и Верхний Египет. Можно  полагать, что около 3 000 г. до н.э. в долине Нила уже существовало единое государство.

Согласно преданию, Мин  основал столицу объединенного  царства на стыке Верхнего и Нижнего  Египта, воздвигнув плотину, чтобы защитить город от наводнения. Этот город  греки и назвали впоследствии Мелефисом.

В эпоху Раннего царства (XXX-XXVIII вв. до н.э.) Египет управлялся двумя династиями, которые происходили из верхнеегипетского г. Тина (у Абидоса). Уже при царях I династии египтяне стали продвигаться за пределы своей страны. Фараон II династии Хасехем окончательно объединил страну в централизованное государство.

Одной из важных функций  царской власти была характерна высокая  продуктивность сельского хозяйства. Многочисленные винные сосуды, найденные  в Нижнем Египте, свидетельствуют  о процветании искусства возделывания винограда. Египет был страной высоко развитого скотоводства. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло. Началось изготовление папируса предназначенного для письма. Его изобретение имело исключительное значение. Способствуя широкому распространению письменности, оно надолго пережило древнегреческую цивилизацию, оказав влияние на культуру более поздних эпох и став известным в греко-римском мире и в средневековой Европе.

В период Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) Египет являлся крупным централизованным государством, распространявшим свое влияние на области Синайского п-ова, южную Палестину и Нубию.

Цари вели постоянные войны. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем  района медных рудников на Синайском п-ове. В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом (оно доставляется из Нубии из глубинных районов Африки), за драгоценными каменьями, ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из Пунта везли благовонные смолы и «светлое золото». Из Финикийского Библа в Египет шел строевой лес - кедровое дерево.

В руках царя была сосредоточена  огромная власть, основой которой  являлись обширный земельный фонд, большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Государство приобретало черты централизованной деспотии, опиравшийся на разветвленный бюрократический аппарат. При наличии царского, храмового и частного хозяйства определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло вельможеское хозяйство, где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.

В эпоху Древнего царства  дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит  честь открытия пчеловодства. Главным  богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница  двузернянка (эммер).

Периоду Древнего царства  свойственен стремительный рост каменного строительства, кульминационным  моментом которого являлось возведение царских усыпальниц - огромных пирамид  с поминальными храмами и «городами» вельможеских гробниц.

Здесь, как и во всякой другой цивилизованной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также  редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса.

В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства. Разветвленная система пережила вторжения гикососов и возродилась обновленной мощью.

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными  и произведениями греческих и  латинских авторов. Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Минули тысячелетия, но живой  интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Напротив! Но долгое время  огромный пласт египетской истории  был неизвестен людям: ученые не могли  расшифровать таинственные письмена - иероглифы. Попытки проникнуть в  их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели.

Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор.

 

 

 

2.Самобытность  древнеегипетской культуры и  её характерные признаки

Самобытность древнеегипетской культуры и её характерные признаки

 Испещренные иероглифами  грандиозные храмы и надгробные  памятники Древнего Египта приводят  в изумление современного человека, которому не так просто понять  их смысл и значение. Они представляют  собой свидетельство особого  мироощущения древних египтян,  помогавшего им решать свои  социальные проблемы. Это своеобразное  воплощение образа мыслей и  действий, столь странного и в  то же время столь близкого  нам. 

 Для мышления древних  египтян характерен дуализм в  понимании мира, сводящем целое  к единству и борьбе двух  начал, которые отражаются и  в двойственном характере царской  власти, и в противопоставлении  черной земли и белого песка  пустыни, Верхнего и Нижнего  Египта. Это мышление подчиняется  двум принципам магического мироощущения: ибо исходит из того, что между  предметом и его определением  имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и  явления — отсюда значение  игры слов в историях о сотворении  мира, — а речь упорядочивает  их. Вместе с тем слова богов  (иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных  с натуры, возникшая одновременно  с графическим искусством Древнего  Египта) представляли собой отражение  реальности. Изображение живого  существа, непременно сопровождающееся  его именем, становится как бы  сдвоенным. Почти маниакальная  страсть заключать реальность  в рамки устойчивых вербальных  и графических символов, дабы  закрепить ее с помощью одной  из высших форм волшебства  — вот основная черта древнеегипетской  культуры времен фараонов, объясняющая  природу ее удивительных памятников  и надписей.

 Именно в рамках этого мироощущения функционирует своеобразная картина мироздания: бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада на восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.

 Этот океан, этот  мир тьмы заполняет собой все  пространство Вселенной до тех  пор, пока солнце, Атум-Ра, не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. С высоты своего положения бог дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения. Но это было лишь начало. Каждый вечер бог солнца становился стариком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он снова создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей Апоп гнал солнце к закату. Человечество восстало, заставив Ра подняться в небо, но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью. И вот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми, здесь, на земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни, пока их не коснется перст смерти, и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых. Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.

 Несколько разных мифов  и толкований каждый по-своему  рассказывают об одном, едином  для всех творце. Согласно главенствующему  учению, зародившемуся в Гелиополе, именно Атум-Ра указал каждой вещи ее место.

 Такова версия французского  ученого Ж. Юайотта. Однако существует и другой сюжет, когда «...люди перестали почитать бога-царя и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, разъяренная вкусом крови, не унималась... Тогда ее хитростью напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же... продолжал править миром...» (Рубинштейн Р.И. Египетская мифология // Мифы народов мира. М., 1991. Т. 1. С. 424).

 Явился Птах (Земля), который создал небо и пустил по нему солнце. Мудрецы говорили, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце (а сердце — «седалище мысли») и дал ей жизнь движением языка (своим животворящим словом).

 Во времена фараонов  деление всего сущего на мужское  и женское начало считалось  неотъемлемой чертой жизни. Творец  создал две божественные четы, олицетворяющие физическое устройство  мира: это — воздух и свет-огонь,  земля и небо. Боги следующего  поколения, стоящие ближе к  человеку, сами во многом напоминают  людей своей борьбой за власть  и смертью. Убитый Сетом Осирис  с помощью Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал победителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, который хотя и был вечным «нарушителем спокойствия», но в те времена еще не 'отождествлялся с высшей силой зла и был неоднозначной фигурой. Его божественная ярость настигала с неотвратимостью судьбы, заставляя живых поворачиваться навстречу вечности, и помогала Ра и фараону одерживать верх над иноземцами и змеем бездны. О Сете рождались различные легенды. Так, в одной из них Гор и Сет делили между собой власть над Темной и Красной землями, в другой — Сет стал властелином Юга, а Гор — Севера (неразрывно связанных между собой). Но, чаще всего, Гор представал изгоняющим Сета и воцаряющимся над теперь уже навсегда упорядоченным миром.

 Все эти идеи и  образы служили основой обожествления  власти фараона. Литература отождествляет  фараона с Гором — правит  он землею так, как бог правит  небом, фараон является тем,  который находится под .покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором — победителем бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космосом. Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и прежде всего в величайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена. Властный, невозмутимый с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса.

 Благополучие страны  обусловлено наличием фараона.  В фараоне «воплощались здоровье  и зрелость» народа. Благодаря  фараону Египет находился в  том счастливом положении, что  в любом аспекте, идет ли  речь о природе или о деятельности  человека, господствует регулярность  и порядок. Такова теологическая  теория власти фараона, однако, на практике шла напряженная  внутренняя борьба, обусловленная  классовыми и социальными противоречиями  древнеегипетского общества.

Информация о работе Культура Древнего Египта