Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:07, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

Файлы: 1 файл

культура древнего еипта.docx

— 105.68 Кб (Скачать)

Повсеместно во всех областях Древнего Египта также поклонялись  богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности, считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие  божественного начала "во всем, что  есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам  – скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение  производящей силы и плодородия. Культ  быков существовал в ряде мест и слился с культами тех богов, которые получали в данной местности  господствующее положение. Так, в Мемфисе "душой" местного бога Птаха стал бык Апис, культ которого был связан с культом Осириса, в Гелиополе бык Мневис считался воплощением солнечного бога Ра, в Гермонтисе "живым образом" местного бога Менту стал бык Бухис.

Животным Амона был  баран, подобно быку издавна почитавшийся в Египте как олицетворение плодородия. Священные бараны жили при храмах ряда богов. Например, в Эсне, Элефантине и 21-м номе барана считали воплощением бога Хнума, в Гераклеополе - бога Херишафа. В Мендесе, важнейшем месте почитания барана, священный баран назывался Ба-небджед - "Душа Владыки Джед" (т.е. Мендеса).

Большое распространение  получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений  природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он изображается также летящим и  несущим солнце. Скарабей стал считаться  воплощением восходящего солнца Хепри, с ним связывали надежды на жизнь и воскрешение. Жукам поклонялись в храмах солнечных божеств.

Культ богини Хатхор связан с почитанием коровы. Обычно Хатхор изображали женщиной, иногда с ушами и рогами коровы, иногда с коровьей головой. Обоготворяемые коровы жили при храмах. Поскольку небо, по некоторым сказаниям, мыслилось в виде коровы, Хатхор стала считаться небесной коровой. Ей поклонялись как богине, связанной с солярным культом, подательнице плодородия. С этим же связано представление о Хатхор как о божестве дерева.

 

С различными богами были связаны  священные кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы священных  животных и птиц мумифицировали, затем  укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе.

Издревле во многих центрах  сложились культы солнечных богов. Эти боги представлялись в различном  облике: в одной местности это  был крылатый диск, летящий по небу, в другой - огромный жук, катящий  по небу солнечный диск; иногда солнечный  бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра, Атум, Хепри или Гор, в основе их культа лежало поклонение великому светилу. Постепенно многие солнечные божества сливались. Иногда эти слияния пытались объяснить, трактуя, например, Хепри как утреннее солнце, Ра - как дневное, а Атум - как вечернее.

Египтяне также поклонялись  деревьям и растениям, из которых  они особенно выделяли лотос. Они  полагали, что цветки лотоса были уже  в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную  естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с  такими камнями стали строиться  обелиски.

В настоящее время высказано  мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные  и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением  Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и  непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в  бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись  одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: "Тот, кто существует сам  по себе", "Первопричина всякой жизни", "Отец отцов", "Мать матерей". Это Высшее Существо – творец Вселенной  – едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и  одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом, в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру.

3.4. Скульптура

Как и все остальные  области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. Прежде всего, речь идет о культе заупокойном. Статуи, имеющие то или иное символическое  значение, были обнаружены уже в  захоронениях времен Раннего царства.

Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность  его ка беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств). Еще с древнейших, додинастических времен существовал обычай класть в гробницу несколько десятков мелких фигурок, символизировавших рабов и слуг. Обычай хоронить жен и слуг вместе с покойным существовал лишь в самых богатых захоронениях, причем сравнительно поздней эпохи.

Таким образом, культовое  предназначение скульптуры определило ее основные черты в египетском искусстве. Форма и материал, значимые изобразительные  элементы, обладающие символической  важностью, диктовались именно культовыми соображениями. Уже в статуях  Раннего царства складываются канонические элементы древнеегипетской скульптуры. Каменные или из прочного черного  дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Все без  исключения статуи делались фронтальными. Поскольку их в большинстве случаев  прислоняли к стене, то со спины скульптуры, особенно каменные, были проработаны  не столь подробно, сколь спереди.

Позы у статуй – правильные, симметричные. Характерная особенность  египетской скульптуры (заметим в  скобках, как и всей древневосточной) – выдвинутая вперед левая нога статуи, особенно на статуях фараонов. Довольно быстро сложились два основных положения скульптурных изображений  – ростовое и сидячее, так называемая «поза пирамиды». Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода – фараоны и их жены, чьи деревянные статуи «сидели» на тронах в гробнице.

У ростовых скульптур –  спокойная, устойчивая осанка, придавая которую, скульпторы стремились передать уверенность и силу. Особенно хорошо это выражено в деревянных статуях  черных воинов, охранявших вход в гробницу Тутанхамона (Новое царство). Ростовые статуи отличаются также преувеличенно  ярко переданной физической силой и  совершенством, великолепно проработанной, хотя и несколько условной мускулатурой.

Среди статуй в «позе пирамиды»  наиболее известна статуя писца, изображающая вельможу, служившего писцом при одном  из фараонов Древнего царства. Знатный  царедворец изображен в позе, наиболее характерно обозначающей его профессию  – скрещенные ноги, на коленях –  лист папируса, в руке перо для письма, взгляд устремлен прямо перед  собой, внимание как бы сконцентрировано на том, чтобы поймать из уст правителя  слова, которые тот продиктует. «Позой пирамиды» подобная поза называется за соответствующие пропорции –  в плоскостном плане статуя писца  и подобные ей точно вписываются  в пирамиду – геометрическую фигуру, столь любимую древнеегипетскими  художниками за устойчивость. Как  видим, подобно архитектуре, символизм  был одним из наиболее важных элементов  скульптуры древних египтян.

Символична и симметрия  в изображениях, передающая идею гармонии и совершенства, и основные изобразительные  детали. Так, выдвинутая вперед левая  нога, по мнению большинства современных  исследователей древнеегипетского  искусства (в основном, на Западе), символизирует  попрание сил зла. Данный элемент  является общим практически для  всех древнейших культур, причем везде  ему сообщается один и тот же смысл. Недаром чаще всего выдвинутая вперед левая нога – непременная деталь всех скульптурных изображений правителей в различных областях Древнего Мира.

Статуи, как правило, раскрашивали, причем в окраске соблюдался такой  же строгий канон, как и в самой  скульптуре. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские –  в светло-желтый тон. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. Инкрустация глаз статуй – отдельная  тема для исследований в египтологии. Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского  искусства и ремесла. И действительно, инкрустированные глаза древнеегипетских статуй – своего рода шедевры. Их делали многослойными и многоцветными  из полудрагоценных камней и из горного  хрусталя. Под кусочек хрусталя, изображавший зрачок, мастер нередко  подкладывал отполированный кусок  темного дерева. Свет, отражаясь  от дерева и преломляясь в хрустале, создавал оптический эффект живого взгляда  статуи. Инкрустированные глаза –  визитная карточка египетских статуй, их неповторимая деталь. К сожалению, статуй с целыми глазами сохранилось  до наших дней не так много.

Портретная сторона скульптурных изображений развилась уже после  того, как оформился весь канон  искусства. Статуи Древнего царства  портретны еще несколько условно, подлинная портретность появляется лишь начиная с эпохи Среднего царства и достигает наивысшего уровня в эпоху Нового царства. Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны. Очевидно, трансформации заупокойного культа были в этот период таковы, что статуи стали играть в нем ведущую роль, а следовательно, надлежало делать портрет как можно более близким к оригиналу. Индивидуальные черты внешности проявляются на этих портретах в той же степени, что и характерные детали облика, присущие изображаемому по роду деятельности или согласно художественному канону.

 

Мелкая скульптура – статуэтки, укладывавшиеся в гроб вместе с усопшим  – очень быстро сформировалась в  особый жанр характерных фигурок-ушебти. Поскольку назначением статуэток было символизировать слуг и работников, занимающихся строго определенным делом, им придавали форму, долженствовавшую максимально ясно передать принадлежность изображаемого персонажа к тому или иному ремеслу – позы, выражения лиц оказались раз навсегда канонизированы. Это, впрочем, не мешало художникам придавать статуэткам естественные черты, создавать скульптурные композиции, «оживляя» персонажей. Ушебти – «ответчик», статуэтка, чья роль заключалась в символической «помощи» усопшему в загробной жизни.

Начиная с эпохи Нового царства, когда культ фараона  приобретает особую значимость, появляется новая область скульптурного  искусства. Статуи правителя устанавливают  в храмах, посвященных фараону, вдоль  дорог, ведущих к храму. Появились  скульптуры, несшие не только художественную, но и дополнительную архитектурную  нагрузку, выступавшие в качестве опорных элементов строений. Такие  статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт.

В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений  египетских божеств). Уже на очень  ранних этапах египетские художники  стремились уловить и передать общее  через частное, выразить в фигурке  писца всю суть его профессии, предельно четко через упрощенную статуэтку ремесленника передать его  ремесло, в статуе фараона или  верховного жреца воплотить саму идею божественной власти правителя  и безграничность этой власти.

Реализм – и в технике  изображения. Египетские статуи обладают совершенными пропорциями (как сидячие, так и ростовые), скульптурные портреты лишены упрощенности и условности. Единственная, пожалуй, уступка условности – уже отмечавшаяся выше тенденция  гипертрофии физического совершенства. Так, у статуй, сидящих на стульях  или тронах, пространство между голенями закрашивали черным цветом. не акцентируя внимание зрителя на реальной толщине ног и визуально укрупняя их. То же относится и к передаче рук мужчин.

Идеализация в скульптуре исчезла лишь во времена фараона  Эхнатона. При нем скульптурные портреты были максимально приближены к реальности. Особенно хорошо это заметно на портретах самого фараона. Те немногие статуи, что уцелели от эпохи беспощадной борьбы наследников фараона-солнцепоколонника с его культом и с его личностью, рисуют облик болезненного и физически неразвитого молодого человека. Эта скульптурная школа – подчеркнуто, где-то даже гротесково натуралистическая (известная как амарнская – от названия селения Эль-Амарна, стоящего на месте древней столицы царства Эхнатона) оказала существенное влияние на манеру скульпторов более поздних веков как в самом Египте, так и за его пределами.

После окончания Нового царства  египетская скульптура уже не переживала сколько-нибудь серьезных изменений  с художественной точки зрения. Многие статуи Позднего царства отличаются великолепным качеством и художественным совершенством, но стилистически они  повторяют и развивают новодинастические тенденции.

Уже после того, как Египетское царство перестало существовать и было поглощено более молодой греко-римской цивилизацией, основные художественные принципы древнеегипетского искусства сохранились в искусстве коптских общин – раннехристианских поселений на территории Египта, в значительной степени обособленных от греко-арамейской христианской культуры и по языковому признаку, и по художественной традиции.

Информация о работе Культура Древнего Египта