Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:07, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

Файлы: 1 файл

культура древнего еипта.docx

— 105.68 Кб (Скачать)

Зато несравненно большей  пышностью отличаются гробницы знати  эпохи Среднего царства. Возросшее  и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной  потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению – проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.

Наконец, эпоха Нового царства  явила собой вершину пышности и великолепия в архитектуре. Речь уже не идет только о заупокойных  сооружениях. Храмы и дворцы, возводившиеся  живыми для живых в эти времена  невиданного расцвета и богатства  Кеми, поистине великолепны. Храмы в эпоху Нового царства в основном строили прямоугольными, выходящими фасадом на Нил. Помимо нескольких колонных залов, их богато украшали статуями, настенными рельефами и росписями.

Последующие века уже не привнесли ничего принципиально  нового в архитектуру – ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по линии технической. Поздний и эллинистический периоды истории Египетского царства отмечены лишь разработкой концепций былых времен. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней.

3.2Живопись

Талант египтян ярче всего  проявился в различных видах  искусства. Росписи получили широкое  распространение еще при изготовлении герцейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. Древнейшие образцы рельефной скульптуры появились, скорее всего, немного позже - на сланцевых пластинах, служивших для растирания весьма популярной черной краски для глаз. В дальнейшем росписи и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий, когда эти искусства достигли высокого уровня развития, художники при создании своих произведений часто использовали оба приема в сочетании. Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко.

Хотя сюжеты рельефов в  гробницах Древнего царства, как  и росписи на керамике предшествующей эпохи, имеют светское содержание, их назначение несомненно связано с религией. На них представлены сцены земледелия - пахота, сев, жатва, молотьба, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т.д., и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. К эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, и ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой белой штукатурке, нанесенной на известняковые стены. Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах, которые вырубались в высококачественном известняке - в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов. До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни; позже они выродились, превратившись в чистые "виньетки", заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы.

  Большое место в  искусстве Древнего Египта занимали  рельефы и росписи, покрывавшие  стены гробниц и храмов. Уже  в Древнем царстве применялись  оба вида египетского рельефа  - и более распространенный барельеф, и свойственный именно египетскому  искусству врезанный рельеф, при  котором сама поверхность камня,  служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений.  Были известны и два вида  техники стенной росписи: большинство  росписей выполнялось темперой  по сухой поверхности, в некоторых  же гробницах этот способ сочетается  с вкладкой цветных паст в  заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная - из красной охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры.

Наиболее искусные образцы  египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона XII династии Сесостриса I (ок. 1971-1928 до н.э.). Не слишком уступает ему царица XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, к сожалению, разбитые ее племянником Тутмосом III: сцены, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения. Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, хотя они и не менее монументальны, сохранились лишь фрагментарно. Первым, кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, был Сети I, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III; стены храма последнего, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры.

Круглая скульптура уходит корнями в более глубокую древность, поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений. Возможно, создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи древнейших культур. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Из кости, в том числе слоновой, вырезали фигурки птиц и зверей, главным образом в качестве украшения гребней; их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, породили древнейшие надгробные статуи. Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.

При всей быстроте совершенствования  скульптуры позы изображенных и стиль, сформировавшиеся в начале династического периода, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия; особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу; оно всегда бесстрастно, величественно, холодно, спокойно. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты - таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба - времени IV династии), - все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Таким образом, лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду IV и V династий. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях царей XII династии Сесостриса III и Аменемхета III. От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили царица Хатшепсут и Тутмос III.

Искусство Амарны.

 Пик в развитии реалистической  скульптуры, как рельефной, так  и объемной, был достигнут на  более позднем этапе правления  той же династии, при Эхнатоне - фараоне XVIII династии, основавшем  свою столицу в Амарне. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе. Эхнатон, проповедовавший "правду" в своем религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре.

Уникальное собрание царской  погребальной утвари, обнаруженное в  гробнице Тутанхамона - зятя Эхнатона,- демонстрирует не только достоинства  искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Ложа и троны, ювелирные изделия и личные украшения, включая царскую диадему, светильники и безделушки, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски - все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе амарнского периода, даже в правление самого неудачного из его царей

Как принято считать, монументальная живопись возникла во времена первобытнообщинного  строя. Но в те времена она служила  только для обустройства созданных  природой пещер, и то, лишь  косвенно - потому что первобытные люди не стремились обустроить свое жилье  -  они просто рисовали охоту, праздники на стенах. Кроме того, у неё была конкретная цель, которая заключалась в гармоничном оформлении, которое увековечивало подвиги людей.

Архитектура Древнего Египта появилась не случайно. Она прошла длительный процесс эволюции, начиная  с пещер, ям, шатров, постепенно переходя в глиняные хижины, заканчивая прекрасными  дворцами и храмами. И все эти  сооружения разукрашивались неповторимыми  иероглифами и рисунками. Если не брать во внимание  простоту  изображения, то следует  заметить, что древние  художники рисовали одни и те  же части тела  по-разному. В иераконпольской росписи животные изображены в профиль, а рога, то в фас, то в профиль - в зависимости от того, как более точно может быть передана форма рогов.  На том же изображении у людей наблюдаются различные комбинации фасных и профильных видов разных частей  тела. Такой нюанс изображения возник потому, что художники рисовали предметы не с натуры, а по памяти, и, как было отмечено раньше, акцентировали внимание на самых значимых моментах.

Очень точно изображается  то,  что кажется  самым важным для художника в конкретной сцене - оружие и руки для сражения и  охоты, ноги. Важным аспектом является то, что  взаимоотношение действующих  лиц выражается довольно примитивно - важность жрицы  или  богини отмечается в живописи Египта лишь большими габаритами фигуры. Наблюдаются почти правильные пропорции тела, просматриваются  мускулы. Если автор желает изобразить разницу в социальных слоях действующих  лиц, то она отображается в разнице  пропорций фигур, более знатные  люди изображались большими. Разные части  тела отображаются в разном виде. К  примеру, голова  и  ноги нарисованы в профиль, глаза и плечи в  фас.

Проанализируем факторы, которые повлияли на развитие живописи Египта. К сожалению, их невозможно чётко отделить друг от друга или  пронумеровать, так как один сказывается  на другом, тот отображается на третьем, и в целом отражаются на культуре и живописи  Египта. Поэтому, определяя  факторы, мы будем основываться на «переломных  моментах» в искусстве  Древнего  Египта, а именно в живописи. На искусство  Египта большое влияние имела  правящая  верхушка общества, так как по типу государственного строя оно было рабовладельческим.

Период Древнего царства  являлся периодом формирования главных  форм культуры Древнего  Египта, начиная  от простой формы государства. Как  упоминалось выше, лидирующая роль в    искусстве принадлежала архитектуре. Помещение внутри первых гробниц и храмов Египта

украшалось главным образом  колоннами. Стены украшали  цветными рельефами,  изображавшими подвиги  фараонов. Царей в Египте изображали с  мощными телами и властными  лицами, которые сохраняли основные портретные черты, но одновременно их  идеализировали. Редко, божественная суть фараона передавалась только внешними  средствами: фараон на рисунке находился  вместе с богами, как равный им, или  его охранял священный сокол  своими крыльями.

Во время Древнего царства  существовало два  варианта техники  росписи по стенам: большинство росписей выполнялось минеральной краской  по сухой поверхности, в нескольких же гробницах этот вариант комбинировался с вкладкой цветных паст в определенные углубления. Иллюстрация росписей диктовалась  их  предназначением. К примеру, в  заупокойных храмах фараонов и тоннелях, ведущим к ним, изображались сцены, славившие власть царя, его успешные походы. Так же имели место рисунки  ритуального характера, задачей  которых было преподнести владыке  загробное блаженство. Как правило, образ фараона передавали более  большим по размерам, чем остальные  фигуры, чем по правилам канонов, сформировавшихся во времена плиты Нармера. Но образы охотников или рабов редко представляли с плечами в профиль. Наверное, хоть таким способом художники Древнего  Египта имели возможность выразить малейший прогресс в понимании мира.

По росписям, обнаруженным в гробницах и храмах Египта прекрасно  можно изучать историю страны. В росписях нашли своё место и  классовая борьба, и быт, и религия  и завоевания. Монументальная  живопись  являет собой огромную картину жизни  общества,

Так же следует отметить, что искусство и живопись Египта оказали большое влияние  на искусство других народов.

3.3 Рельеф

Главный бог Египта –  бог Солнца как "Восходящее Солнце" назывался Хепри, или Хепрер, как "Солнце в зените" – Ра, как "Солнце перед закатом" – Атум. Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка – своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе. Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб – бог Земли и Нут – богиня неба, которые, в свою очередь и породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Информация о работе Культура Древнего Египта