Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:07, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

Файлы: 1 файл

культура древнего еипта.docx

— 105.68 Кб (Скачать)

Новое царство – время  «державной» литературы. В это  время, в период наивысшего расцвета Египетского царства, оформляется  литературный канон. Многочисленные папирусные свитки времен Нового царства содержат изложения мифов – в поэтической  и прозаической форме, жизнеописания  фараонов и истории победоносных походов.

Мифология, важная составная  часть религиозного мировоззрения  древних египтян, ранее существовавшая почти исключительно в виде устного  творчества, песнопений жрецов и лишь отчасти воспроизводившаяся в гробничных надписях и молитвах (главным образом, миф об Осирисе). Теперь же оформляется  канон мифологических сказаний, в  который входят и космологические  мифы, и истории сотворения всего  живого. Интересно отметить сходство некоторых сюжетов египетской мифологии  с современной им шумерской. Особенно яркий пример пересечения – история о том, как Исида (она же Инанна шумеров) обманом выясняет у Ра-Амона, бога Солнца, его тайное имя, дающее власть над Ра. В шумеро-аккадском «Эпосе о Гильгамеше» эпизод с выяснением тайного имени верховного божества и погоня за Инанной занимает весьма значительное место.

Другой канон, формирующийся  в эпоху Нового царства – «Книга мертвых» (фрагмент папируса представлен  на рисунке 6). Очевидно, к новодинастическому времени культ почитания мертвых уже сложился в полном объеме, что и дало возможность свести воедино все тексты, обряды, молитвы и заклинания, связанные с отправлением этого культа. Списки «Книги мертвых» в большом количестве были найдены в египетских гробницах различных периодов, но со времени Нового царства «Книга» уже не претерпевает существенных изменений.

Развивается в это время  и историческая литература. Помимо прочно вошедшего в литературную традицию жанра «автобиографий»  и гробничных надписей, при дворах фараонов составляются летописи царств, создаются списки правителей разных династий и эпох. Цель составителей этих свитков – показать преемственность  и божественное происхождение власти фараонов. Эти документы служат серьезным  подспорьем современным историкам  в воссоздании истории Древнего Египта, поскольку их данные, как  правило, оказываются подтверждены различными независимыми источниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Многобожие египетской религии

5.1 Мифология и религия

Египетская (древнеегипетская) религия - система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного  и раннерабовладельческого общества.

Огромное значение в верованиях древних египтян играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются  важной ролью скотоводства и охоты  в экономике страны. К глубокой древности восходил в Египте культ  священного камня.

Были свойственны для  религии древнейших египтян и  представления о «священной земле», «матери природы», а также о  боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом  Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его «старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям». Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из «глаза солнечного бога Гора», или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они населяли духами, «которые пребывают в воде» и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила.

Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса.

С эпохи родового строя  в Египте существовал культ предков  и связанный с ним заупокойный  культ. Полагая, что загробная жизнь  есть лишь продолжение земного существования, египтяне оберегали посредством  мумификаций тело покойного (Хат) для  того, чтобы душа человека Ба могла вечно пребывать в нем.

С телом (Хат) был связан Ка, или «двойник» человека, его энергетический фантом, наделенный всеми атрибутами человека и способный существовать независимо от него, перемещаться по земле, возноситься на небо и беседовать с богами.

Душа же называлась египтянами Ба, Ба изображалась в виде сокола с головой человека, и по природе своей состоит из чистого эфира, имея способность оставлять гробницу и подниматься в небеса, наслаждаясь там вечным существованием.

Существовал в представлении  египтян и духовный разум, или  дух человека - Ху, имевший вид святящегося неосязаемого образа его тела. Другой очень важной частью человеческой сущности была Сехем (древнеегип. - властвовать над чем-либо) - сила. Следующей составляющей человека была Ханбит - Тень, всегда пребывающая возле души.

Одной из наиболее важных составляющих сущности человека была его Рен - Имя, с уничтожением которого разрушаются и все остальные сущности человека, ибо безымянное существо не может быть представлено богам.

Особое значение приобрел в Древнем Египте солярный культ - культ бога солнца, центром которого в древнейшие времена был город  Иуну, греками впоследствии названный Гелиополисом - Городом Солнца, игравший роль крупнейшего религиозного центра Египта в течение всей его древней истории.

В эпоху Древнего Царства  верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося  в виде солнечного диска с крыльями птицы. В эпоху Нового Царства  получает совершенное воплощение и  развитие догмат о царе как сыне верховного бога Солнца.

Древние боги природы вместе с развитием царского культа превращаются в общегосударственные ветви  богов - покровителей Египта, фараона  и его власти. Осирис с течением времени превратился в царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя  власти фараона и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками  царской власти. Древний бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный облик  сокола, с течением столетий превратился  в охранителя царя.

Кроме богов «Великой Эннеады», была группа из девяти богов, получившая название «Малой Эннеады», и третья, стоявшая ниже ее в божественной иерархии.

Особо почитались те боги, которые  имели отношение к человеческой судьбе. Они и входили в девятку  богов Гелиополиса и принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял этот список:

1) Тему, или Атму, т.е. «тот, кто завершает» день, подобно тому как Птах был богом, «который его открывал». В гимнах Тему именовали «создателем богов» и «творцом людей». Культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра.

2) Вторым был бог Шу - первородный сын Тему. Шу изображали поднимающимися из земли с солнечным диском на плечах. Кроме того, он олицетворял свет.

3) За ним следовала  сестра-бизнец Шу, олицетворявшая влагу и солнечное тепло, богиня умерших (по-видимому, была связана с утолением ими жажды).

4) За ними следовал  Себ - сын бога Шу, первоначально считавшийся богом земли, позже богом мертвых. Одна из легенд называет его «Великим Гоготуком», отождествляя с гусем. Он сотворил яйцо, из которого произошел мир.

5) Богиня Нут была супругой  Себа. Первоначально богиня неба, женского начала, участвовавшего в сотворении мира.

6) Осирис - сын Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис считался человеком, имевшим божественное происхождение; на земле он жил и правил как царь. Осирис породил сына Гора (Хора). В одной из своих ранних ипостасей Осирис был божеством солнца, а в додинастический период был судьей и богом умерших.

7) Исида - жена Осириса  и мать Гора (Хора), богиня природы,  олицетворявшая собою рассвет.  Почиталась египтянами в качестве  «Божественной Матери», которую  изображали в виде женщины,  держащей на коленях и кормящей  грудью младенца Гора (Хора).

8) Сет - сын Себа и Нут, муж Нефтиды, олицетворял собой ночь. Первоначально почитался египтянами как бог, помогавший душам умерших всходить с земли на небо: он держал вместе с братом своим Хором Старшим (не путать с Гором, сыном Осириса), олицетворявшем день, лестницу на небо.

9) Нефтида - сестра Исиды и ее спутница во всех скитаниях и бедах. Подобно Исиде, и она находилась в ладье бога солнца Ра при сотворении Мира, вероятно, олицетворяя сумерки или самое начало ночи, супруга Сета. Согласно одной из легенд, она родила Анубиса от Осириса.

Важнейшими богами загробного мира были: Анубис, сын Ра или Осириса, повелитель страны умерших; Упуат (Апуат), разделивший с ним власть (символом обоих был шакал), богиня Маат (древнеегип. - прямая), честная, праведная, стойкая в правде, участвовавшая в сотворении мира вместе Тотом, Птахом и Хнему (Хнумом), богиня любви и творения Хатхор, богиня Мехурит, представлявшая одну из ипостасей Хатхор - Небесную Корову, а также представлявшая собой ту часть неба, где солнце завершает свой дневной бег и где, как верили египтяне, проходил Суд над умершими

 

5.2 Египетская мифология

Основными памятниками, отразившими  мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные  тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанных на стенах внутренних помещений пирамид  фараонов V и VI династий Древнего Царства (26 - 23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего Царства (21 - 18 вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового Царства и до конца Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.

Египетская мифология  начала формироваться в 6 - 4 тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества.

Большую роль в египетской мифологии играли представления  о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в  могиле. Ее необходимые условия - сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные  дары и жертвы). Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта.

С развитием древнеегипетского  государства мифологические представления  видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых  из них распространилось за пределы  отдельных номов и даже приобрело  общеегипетское значение.

Наиболее значительные циклы  мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных  божествах и об Осирисе. Существовал  миф, согласно которому солнце было рождено  в виде теленка огромной коровой - небом. Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и последующим  утром вновь рождает его. В  некоторых мифах прародителями  выступают мужские божества.

С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных  богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и различных  страшных животных, особенно змей.

Третий основной цикл мифов  Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов  воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы - как умерщвление бога.

 

5.3 Заупокойный культ, «книга мертвых», пирамиды.

По представлениям древних  египтян, жизнь не заканчивалась  смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой копию реального. И в  нем «Ка», жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Не сделай они этого - мертвые «возвратятся с ветром», и месть их будет страшной. Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только во случае, если его тело - сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки - ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду - все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни.

Информация о работе Культура Древнего Египта