Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:07, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

Файлы: 1 файл

культура древнего еипта.docx

— 105.68 Кб (Скачать)

 Не случайно в произведении  «Наука для фараона Мерикара», свидетельствующем о высоком уровне культуры политического мышления гераклиополитанской династии, фараон выступает прежде всего как человек. Фараон дает советы другому фараону, своему сыну, причем пользуется рефлексией, знанием вещей и словом, основными факторами в политике. Примечательно, что фараоны дают советы своим преемникам в управлении страной:

 «Подражай своим отцам,  своим предкам: 

 Добились они власти (над своими подданными) благодаря  обладанию знанием. Слова их  остаются в их писаниях. Открой, почитай и следуй их мудрости. Прежде нужно учиться, потом  приобретать опыт.»

 Царственный автор в своей «Науке» приводит ряд примечательных мыслей, например: «богатый народ не восстает», «не гневайся — хорошо самообладание», «создай себе памятник любовью (окружающих) тебя», «язык — это меч (царя); речь сильнее любого оружия» и т.д. Много внимания уделяется методам борьбы против заговорщиков и мятежников. Царь указывает, как надо относиться к подданным, отделяя от их основной массы свое ближайшее окружение: «Почитай сановников, способствуй преуспеянию народа твоего» и пр. Одним словом, власти фараона следует учиться как профессии; вот жесткий урок революций и восстаний, потрясавших древнеегипетскую цивилизацию.

 Теологическое обоснование  власти фараона возникает в  силу осознания правящей элитой  социальных изменений во времени,  что резко подчеркивается в  ходе революций и социальных  потрясений и желания противостоять  им наиболее эффективным способом.

 В одном из памятников  литературы, описывающем страшные  последствия революции, положившие  конец Древнему Царству, читаем: «Действительно, законы были выброшены  из архивов. Топчутся по ним  на публичных площадях». 

 Возникает проблема  сохранения и упрочения существующего  общественного порядка, преемственности  в управлении Древним Египтом.  Концепция власти фараона —  это не просто набор рецептов  сохранения власти и реализация  методов социального управления, а обоснование, хотя и теолого-политическое, власти, объяснение сложившегося  порядка вещей в обществе и  предсказание того, что произойдет  при нарушении данного социума. 

 Это монолитное общество, воспевающее в своих гимнах  единство творения и тайну  творца, было в то же время  крайне политеистическим и фантастичным в своем поклонении богам. Древние египтяне признавали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разными местными традициями. У каждого из них были свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благоденствие. В то же время эти боги и богини считались родителями фараона и его покровителями, а он в свою очередь становился хранителем их культов.

 Со временем весь  этот обширный пантеон был  подчинен определенной логике, в  соответствии с которой появилась  некая божественная иерархия. Теперь  главное божество любой провинции  считалось воплощением солнца, что  отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра. Ведь, по сути, боги всегда являются воплощением или творением одного, стоящего над всеми Бога, а индивидуальность каждого из них определяется его ролью в официальных обрядах и местных религиозных церемониях; с их помощью люди надеются приблизиться к Высшему Божеству, снисходящему до них в своих созданиях. Реформа знаменитого фараона — просветителя Эхнатона, отменившего все культы, кроме поклонения солнечному диску (богу Атону), не имела успеха главным образом потому, что политеизм, по сути дела, сформировал не только религиозную терпимость древних египтян, но и был неразрывно связан с централизованным бюрократическим государством.

 Какое же место занимали  простые смертные в этом мире, где судьба всего сущего определялась  взаимодействием между единственным  человеком, созданным из плоти  и крови, — фараоном, и сонмом  богов? В отличие от других  народов, населявших в древности  Ближний Восток, жизнь египтян  была на редкость «современной».  Все люди были здесь: равны  перед Создателем и, как правило,  объясняли свои достижения мудрым  выбором фараона. Между государством  и отдельной личностью не стояли  ни узаконенная аристократия, ни  промежуточные инстанции. Человека  определяло имя его родителей  и титул, соответствовавший его  месту в административной системе.  Мужчина и женщина были равны  перед законом, хотя женщина  обычно входила в дом мужа, где ей отводилась почетная  роль «хозяйки дома», исполнение  которой и становилось ее основным  занятием. Египтяне ценили радости  семейной жизни, что нашло отражение  в рисунках и надписях на  стенах гробниц и в литературных  памятниках. Детей заводили охотно, о них заботились, причем не  с целью продолжения рода, а  просто ради счастья, которое  они приносили, и, памятуя о  том, что когда-нибудь именно  они смогут дать своим родителям  новую жизнь, исполнив погребальные  ритуалы. 

 Правила маат предписывали имущим помогать неимущим, а книги древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. говорили о милосердии и милостыни теми же словами, которые зазвучат позднее из уст потомков Авраама. Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, к дисциплине, ярчайшим свидетельством которой служат статуи и рисунки, изображающие фараонов. Правила маат ставили определенные границы сознанию собственной ценности индивида. Ведь справедливость не одинока, за ней стоят боги, которые не признают нарушения ее законов: «Не имей злых намерений к другим людям, ибо боги покарают тебя». Справедливость независима от человека, ибо «никогда не исполняются человеческие цели, но зато исполняются божественные приказы». Поэтому также необходимо уметь подчиняться законам, которые ориентируют, как поступать в той или иной ситуации. Если человек умеет приспособиться к законам, то он будет счастливым. А счастье — великая ценность, которую ничто не заменит: «Будь счастлив всю жизнь, не делай сверх того, что следует делать, не сокращай времени, отпущенного для радости, ибо страшным является трата времени, предназначенного для удовольствия. Не трать времени на работу, кроме необходимого минимума, которого требует сохранение хозяйства. Помни, что богатства можно достичь, если желаешь, но какая же польза от богатства, если желания угасли?» В этих словах содержится наиболее древняя известная нам система гедонизма (этики наслаждения). Гедонизм, пронизывающий науку Птахотепа, не был исключительным явлением в эпоху фараонов, напротив, вся жизнь человека была тогда проникнута земными элементами: красотой и прелестью жизни, неповторимой ценностью удовольствия и счастья. Жизнь и ее ценности настолько ценились в эту эпоху, что они были распространены на загробный мир, в котором люди должны вести такую же жизнь, что и на земле. Не случайно знаменитая «Книга мертвых» основана в значительной степени на принципах учения Птахотепа.

 В начале Древнего  царства только фараоны могли  войти в загробный мир, и  только гораздо позже это стало  доступно всем египтянам. Как  свидетельствуют достоверные исторические  сведения и заключения ученых, древние египтяне совершили 4,5 тысячи лет назад одну из  самых странных среди всех  социальных революций. В этой  революции не стремились прямо  и сознательно ни к земле,  ни к власти, ни к новым политическим  институтам. Не стремились к установлению  человеческих условий труда. Не  требовали богатства фараонов  и жрецов. Успешно завершившаяся  народная революция экспроприировала  тайны преодоления смерти, магию,  надгробные молитвы, ритуалы и  их скрытые значения, благодаря  которым, по тогдашним представлениям, их владельцы владели загробной  жизнью. Революция за «дегерметизацию» и уничтожение эзотеризма, но не против невежества, а во имя и за полное равенство (читай: подчинение) людей перед одной иллюзией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Материальная культура Египта

Материальная и духовная культуры – два фундаментальных  вида, две стороны культуры, находящиеся  в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода.

Материальная культура –  это культура, которая включает в  себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) одновременно социально-производственную, социально-бытовую, потребительскую (в  узком смысле слова) и информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.

Материальная культура содержит материально-техническую, экономическую (и предпринимательскую), материально-бытовую  и физическую культуры. Духовная культура, в свою очередь, включает в себя правовую, нравственную, религиозную, интеллектуальную (научную и философскую) культуры.

3.1.Архитектура.

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина  складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или  сложенные на ровных строительных площадках  вдалеке от каменоломен, являют собой  великолепные образцы инженерной и  художественной мысли.

Наивысшие достижения древнегипетского зодчества – храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Погребальные сооружения – древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально  гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в  толще скального грунта или вырытые  в земле и укрепленные изнутри  каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под  углом ведущего в подземелье –  собственно погребальную камеру с одной, реже – с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что  могли понадобиться ему в загробной  жизни. Сверху вход в могилу закрывала  невысокая плоская плита (отсюда и название).

Мастабы– прообраз пирамид. Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной  точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид – сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера, фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка  элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и  балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны  так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы – усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Сами по себе эти три  пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и  стремительного прогресса архитектурной  и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех – пирамида Хеопса – представляет собой сооружение высотой сто  сорок семь метров. Угол между гранями  пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или  были содраны и использованы на других строительствах.

Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление  о Великой пирамиде Хеопса (изображение  приведено на рисунке 3). И все-таки попробуем: высота пирамиды – 146,6 м. Длина  нижней грани у основания пирамиды – 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление – от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков –  два миллиона триста тысяч. Срок строительства  – двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших  пирамиду – по сто тысяч человек  каждый год, работавших посменно на «царских работах».

То, что пирамиды возводились  с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы  блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки  каменных глыб остается загадкой до сих  пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные  гипотезы на этот счет.

В эпоху Среднего царства  общее направление заупокойной  архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать  с пирамидами Древнего царства. Царские  усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма  надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.

Информация о работе Культура Древнего Египта