Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:07, реферат
С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.
Духовная культура – это культура, которая включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) сугубо информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.
4.1.Становление письменности
Письменность – вот
благодаря чему вопреки времени
возродилась память об одной из древнейших
культур в истории
Система письма берет свое
начало от рисуночного письма. Египтяне
довели иероглифику до подлинных
высот художественного
Иероглифическое письмо древних египтян содержало около 800 различных знаков. Впрочем, в различные периоды истории Египта некоторые знаки исчезали, появлялись новые, менялось их значение, что, кстати, немало помогает при датировке того или иного исторического документа.
Изначально иероглифическое
письмо было просто знаковым и было
тесно связано с предметным миром
и повседневной деятельностью человека.
Впоследствии этими же знаками стали
пользоваться для передачи и более
отвлеченных понятий, а еще позднее
египтяне перешли на звуковое письмо.
При этом слова, не имевшие собственных
обозначений, стали передаваться на
письме знаком сходной фонетической
формы, что привело к
В дальнейшем египетское письмо получило частично слоговую форму, в значительной степени утратив связь с изначальным рисуночным письмом. К примеру, значок, обозначавший канал – «мер», стали писать как соответствующий по звучанию слог многосложного слова.
С развитием этого письма в египетской письменности возникли первые «буквы» – согласные. Они обозначались значками односложных слов-понятий и соотносились с первой буквой слога. Гласных букв египтяне на письме не обозначали, а для облегчения чтения вводили дополнительные знаки-детерминативы.
Самым наглядным, хотя и предельно
упрощенным, образчиком алфавитного
письма древних египтян могут
служить изделия их предприимчивых
потомков. Едва ли найдется турист-иностранец,
который не увез бы из Египта сувенир
– кусок папируса, на котором
в овальном картуше (некогда отмечавшем
в текстах царские имена) изображено
несколько картинок-иероглифов, складывающихся
в его имя. Каждой букве современных
алфавитов соответствует
Не стоит, однако, полагать, что изучив эту «азбуку», всякий сможет прочесть подлинный древнеегипетский текст – алфавит и фонетический строй языка древних египтян сильно отличались от того, что предлагают на продажу нынешние «дети Нила».
Письменность Египетского царства в общих чертах сформировалась уже в раннединастический период. Существовало две основных системы – иероглифическое письмо и иератическая скоропись. Первый вид письменности носил исключительно сакральный характер. Иероглифами украшали стены усыпальниц знати и фараона, ими записывали наиболее важные сведения государственного и исторического характера. Скорописью пользовались в целях более прозаических. Все хозяйственные документы, трактаты и литературные произведения записаны именно иератическим письмом.
В позднюю эпоху, примерно в VII в. до н.э., иератическое письмо развилось в скоропись – так называемое демотическое письмо.
Что касается иероглифики – священного письма, то лучшей иллюстрацией может служить таблица Нармера (изображена на рисунке 4). Изображение сокола, который держит в лапе веревку, протянутую через ноздри лежащего на земле человека с растущими из прямоугольника-тела шестью стеблями тростника, является записью о том, что фараон (его символизирует сокол, это один из древнейших образов царя и бога Гора) захватил в плен шесть тысяч пленников (пленник изображен с максимальной наглядностью, каждый стебель тростника обозначает число «1000»).
Иератическое письмо представляет
сложность не столько из-за необходимости
трактовать рисунки (как это происходит
в ранней иероглифике), сколько из-за
необходимости для писца
Египетская письменность представляет собой определенную сложность при расшифровке еще и потому, что не существовало четкого стандарта оформления текста. Писали либо горизонтальными строчками, читавшимися как слева направо, так и справа налево, либо вертикальными колонками, которые читались только сверху вниз.
Египетские писцы не брезговали никаким материалом, пригодным для письма. Надписи иероглифическими и иератическими письменами делались на камне, на глине, на пергаменте и на папирусе (это был наиболее распространенный писчий материал).
Первоначально письменность применялась исключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи Древнего царства до нас практически не дошло памятников письменности, за исключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стенах гробниц. Первые хозяйственные документы представляют собой скудные записи о том, что «принесено столько-то туш животных, собрано столько-то снопов ячменя с одного поля».
Конец Древнего царства в истории письменных памятников Древнего Египта отмечен распространением надгробных надписей хвалебного характера. Возвышение культа Осириса и связь мифа об умирающем и воскресающем Осирисе в связи с культом мертвых порождают первые памятники заупокойной литературы, которые можно причислить к литературным произведениям. На стенах гробницы богатого человека записывается от его лица вся «автобиография» – перечисляются заслуги перед фараоном, личные доблести, описывается богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Это – так называемые «Тексты пирамид», древнейшие из текстов, составивших много столетий спустя канон «Книги мертвых».
Очевидно, в эпоху Древнего царства культурная традиция сохранялась исключительно в устном творчестве. Сложилась эта традиция еще раньше – основные мифы египтян, положенные в основу значительного числа литературных произведений, относятся к периоду додинастического Египта.
Расцвет древнеегипетской литературы – Среднее царство. В это период появляются письменные произведения, составившие костяк классической литературы Древнего Египта.
Прежде всего, следует отметить произведение, продолжающее традицию гробничных надписей – «Повесть о Синухете». Это жизнеописание получило чрезвычайно широкое распространение и дошло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время.
Синухет, как следует из этого произведения – вельможа, живший при дворе двух фараонов. Скорее всего, это не просто историческая личность. Синухет, возможно, сам был автором своего жизнеописания. От первого лица ведется повествование о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел, благодаря своим талантам, добиться знатности и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю.
«Повесть о Синухете» представляет собой сочетание автобиографии, художественного произведения и исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных государственных документов своей эпохи, иллюстрирующих повествование. Он с недюжинным литературным талантом выстраивает свое сочинение, выводя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслуженную славу на многие века существования Египетского царства.
Другой литературный жанр, получивший чрезвычайно широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства – сказки. Этот жанр, несомненно, берет свое начало в традиции устного творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике. Один из интереснейших сборников сказок – папирус Весткар (фото папируса представлено на рисунке 5) – посвящен историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фантастические истории – сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной истории, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица оживает. В этих и подобных им сказках авторский вымысел тесно переплетается с египетской мифологией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важнейшими мифами, как, например, «Сказка о Правде и Кривде». Многие сказки являются, по сути, литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях – о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестранного города.
Египетские сказки включают в себя всевозможные жанры – описание путешествия, нравоучительную историю, даже авантюрную повесть. В большинстве этих произведений, особенно относящихся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, характерный вообще для народной сочинительской традиции.
К эпохе Среднего царства относятся и собственно исторические произведения, в частности, Лейденский папирус и папирус Эрмитажа, на которых записаны свидетельства знатных египтян, переживших ужасы анархии в стране после падения Древнего царства. Эти произведения, известные как «Речения Ипувера» и «Пророчество Неферти», описывают события, происходившие в стране после ее распада на независимые номы, после падения власти фараонов.
Еще один жанр, оформившийся в литературе Древнего Египта в эпоху Среднего царства – всевозможные нравоучительные сочинения. Значительную их часть составляют, как можно предположить, тексты, написанные преподавателями в школах писцов в воспитательных целях. Авторы «Наставлений…» и «Речей…» внушают ученикам моральные нормы, призывают к послушанию и почтительности. Другая излюбленная тема в дидактических произведениях – восхваление преимуществ, которые дает образование и должность писца. Довольно интересно проследить, какие доводы приводят авторы этих наставлений против того или иного занятия. Главный объект критики писцов-наставников – воинская служба. Тяготы и беды, подстерегающие новобранца, описаны чрезвычайно живо. Невольно складывается впечатление, что автор хочет просто запугать ученика, а не подвести того к самостоятельному выводу о предпочтительности службы чиновника.
Иногда наставнику просто
не хватает достаточно убедительных
аргументов – тогда он прибегает
к злой насмешке. Например, не находя
достаточно причин, по которым следовало
бы предпочесть работу писца гораздо
более спокойной должности
В общем и целом «Наставления»
– весьма разнообразный по языку,
стилю и тематике, великолепно
разработанный жанр, в котором, видимо,
нашла воплощение риторическая традиция
египтян. Протагонистом-наставником
в таких произведениях
Особого упоминания среди прочих литературных произведений эпохи Среднего царства заслуживает «Повесть о красноречивом крестьянине». Сюжет ее прост. Крестьянин едет по дороге, которую перегородил какой-то мелкий чиновник, собирающий с путников мзду за проезд по его земле. Крестьянину нечем заплатить, и чиновник отбирает у него осла. Тогда несправедливо обобранный крестьянин является во дворец фараона и начинает жаловаться на судьбу и на обидчика. Фараона привлекает красноречие жалобщика, необычное для простого крестьянина. Он велит подвести крестьянина поближе, и, выслушав жалобы, решает вознаградить крестьянина за такой талант, осыпает его дарами и оставляет при дворе.
«Повесть о красноречивом крестьянине» – возможно, первое в истории мировой литературы произведение, героем которого выступает представитель низших слоев населения, выступающий с обличительными речами в адрес более высокородного или богатого обидчика.
Среднее царство оставило потомкам немало произведений поэтического творчества. В основном это философская поэзия светской или религиозной тематики, проникнутая либо настроениями тщеты человеческого существования, либо, напротив, восхвалениями в адрес жизни и призывами заботиться больше о сегодняшнем дне, чем о загробном существовании. Примеры двух этих направлений поэтического творчества – «Разговор разочарованного со своей душой» и «Песнь арфиста». «Песнь…», исполнявшаяся, видимо, во время пиров и праздничных застолий, исполнена бодрости и жизнелюбия. «Разговор…» же – диалог отчаявшегося человека с собственной душой. Душа старается вернуть ему радость, рисует красочные картины веселья и жизни, нов конце концов сдается перед аргументацией хозяина и соглашается с тем, что его стремление умереть вполне обоснованно, и что жизнь на земле действительно ничто. Наряду с философскими сочинениями поэты Среднего царства создали немало образцов великолепной любовной лирики, неоднократно переводившейся на многие современные языки. Египетское поэтическое наследие – малоизвестная сторона творчества Анны Ахматовой, создавшей лучшие в России переводы любовной лирики Древнего Египта.