Магия в Древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошедшие до нас фрагменты религиозных текстов Древнего Египта свидетельствуют о том, насколько важное место занимала в египетской религии и культуре вера в магию, то есть в то, что с помощью магических практик ( имен, заклинаний, чар, формул, фигур, изображений и амулетов, а также церемоний, сопровождаемых «словами власти» ), можно достичь сверхъестественных результатов. С самого начала своей истории и до ее завершения древние египтяне находились под влиянием этой веры.

Оглавление

Введение………………………………………………………..3
Глава 1. Религиозно-мифологические представления древних египтян……………………………………………….5
Египетская мифология…………………………….5
Древнеегипетская «Книга Мертвых»……………12
Глава 2. Магия в Древнем Египте…………………………..20
2.1 Магические камни и амулеты………………….21
2.2 Магические фигурки……………………………24
2.3 Магические рисунки, формулы, заклинания…..30
2.4 Магические погребальные ритуалы……………35
Заключение…………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

      

     1.2 Древнеегипетская «Книга Мертвых» 

     Древнеегипетская «Книга Мертвых» - собрание заклинаний, которое египтяне (в эпоху Нового царства и позднее) помещали в гробницы, чтобы умершие могли благополучно преодолеть опасности потустороннего мира и обрести просветленное бессмертие. Этим термином нынешние египтяне обозначали папирусные свитки с таинственными письменами и рисунками, которые они находили вместе с мумиями своих далеких предков, никак не распространяя его на содержание текста, которого они, разумеется, не знали.

     Подлинным названием «Книги Мертвых» было «Эр ну перэт эм херу»8. В нем отражается основная суть этого замечательного текста: помочь умершему миновать все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра вновь вернуться на землю, т. е. ожить, воскреснуть — «обновиться», как говорили египтяне. Победить смерть, чтобы вести уже потом духовно-чувственное существование в омоложенном, прекрасном, нестареющем теле на вечно прекрасной плодородной земле в окружении своих родных и близких. Это книга о преодолении смерти, о победе над ней и одновременно о том, как это сделать.

     История «Книги Мертвых» восходит к бесконечно отдаленным временам, когда первобытные религиозные представления древних обитателей нильской долины стали складываться во все более усложнявшийся культ местных богов и оформившийся в своих основных особенностях погребальный ритуал. Видимо, еще до объединения Египта в одно государство, в дописьменный период, начал складываться сборник заупокойных формул, много позднее, при фараонах V-VI-й династий (ок. 2355 г. до н. э.) начертанный на стенах погребальных камер уже весьма скромных но размерам царских пирамид (знаменитые грандиозные пирамиды в Гизе «безмолвны»). В первый раз это произошло при фараоне Унисе, уже на исходе Древнего царства.

     Эти надписи обнаружил в конце  прошлого века выдающийся французский  египтолог Г. Масперо и назвал их «Текстами Пирамид». Это произведение, судя по всему, было записью погребального ритуала и касалось исключительно царской особы, что, естественно не означает, что у всех прочих обитателей Египта вообще не было никаких представлений о посмертном существовании. Однако в гробницах некрополей Древнего царства текстов, касающихся посмертного проживания «простых» умерших, нет. Так что, говоря об эпохе Древнего царства, мы можем судить только о посмертном бытии фараона, которого ожидало предстояние перед богами и вступление в их сонм. После смерти он взлетал на небо и там, в бесконечном звездном пространстве, плыл вместе с солнечным богом Ра в «Ладье Миллионов Лет». «Твои крылья растут, как у сокола, ты широкогрудый как ястреб, на которого взирают вечером, после того как он пересек небо»; «Летит летящий. Он улетел от вас, люди, ибо он не принадлежит Земле, он принадлежит небу...»

     С завершением Древнего царства, в  конце третьего тысячелетия до н. э., погребальная литература претерпевает значительные изменения. Теперь не только фараон располагал заупокойными текстами, отправляясь в царство богов: подобная судьба ожидала каждого. Уже при последних династиях Древнего царства «Тексты Пирамид» начинают покидать погребальные камеры всеегипетеких владык и появляются на внутренних и внешних стенках прямоугольных деревянных саркофагов их подданных. Во многом — это те же «Тексты Пирамид», но все-таки они уже настолько от них отличаются, что явно представляют собой новый этап развития заупокойной литературы. В «Текстах Саркофагов» (так их называют в научной литературе) связанный с обожествлявшимся фараоном солнечный культ переплетается с хтоническим (земным); загробный мир располагается в совершенно особом месте пространства вселенной, куда каждую ночь отправляется Ра со своей свитой, чтобы сразиться с силами мрака. Здесь, как и в «Текстах Пирамид», много магических формул и заклинаний, упоминаний древних мифов (уже в большей степени относящихся к Осирису) и литургических речитативов. Все это разделено на отдельные «изречения», или главы, которые имеют свои названия, многие из которых вошли потом в «Книгу Мертвых». На саркофагах XII-й династии (ок. 1991 г. до н. э.) появляется еще один текст, посвященный загробным странствиям и относящийся по языку к эпохе Древнего царства. Это знаменитая «Книга Двух Путей», созданная для того, чтобы облегчить почившим дорогу к Полям Хотеп (Поля Мира) полям вечного блаженства, где пшеница в рост человека, где не бывает неурожаев и голода, где покойные пребывают в нескончаемом блаженстве под сенью Наунет— таинственного неба загробного царства.

     Именно  в «Книге Двух Путей» впервые появляются иллюстрирующие текст изображения, имеющие столь важное значение в  «Книге Мертвых». Б. А. Тураев пишет  о «Книге Двух Путей» так: «Это иллюстрированный vade mecum покойника, облегчающий ему путь на суше и воде загробного мира и состоящий из карты последнего и текстов, которые распадаются на 16 «глав» (сб. «изречений») в трех группах. Первая группа начинается обращением к какому-то божеству, дающему пропуск для путешествия по некрополю Сокара Ра-Сетау, где умерший облегчает страдания Осириса, который затем прославляется. Странствующий затем говорит о своей победе над врагом, которого держит в своих когтях, как лев. Все это заканчивается словами: «Книга сия была под сандалиями Тота. Конец ее...» Вторая группа говорит о паломничестве умершего по различным египетским святыням, очевидно, перенесенным в иной мир. Он заходит и в Гелиополь, и в Буто, и в «Дом жизни Абидоса», и «на чистую землю Нила»; везде видит местные святыни и примечательности. Третья группа собственно и представляет «Книгу о двух путях». После изображения дверей к этим путям дается карта, разделенная во всю длину красной полосой, изображающей «море огненное»: сверху от нее — «водные пути», снизу — сухопутные. Первые ведут сначала вдоль огненного озера; текст предупреждает на перекрестке у огненного моря: «не иди к нему». На суше душа проходит по плотинам, охраняемым стражами, перед которыми приходится читать «изречение прохождения» или выдавать себя за богов для свободного пропуска. Как видно из приведенного описания, достижение мест вечного блаженства было нелегким, а порой смертельно опасным и становилось практически невозможным без точного знания топографии загробного мира и представления «в лицо» его обитателей. Без точной карты и подробного изображения нельзя было отправляться в дорогу по двум путям царства мертвых. Отныне заупокойная литература стала сопровождаться рисунками, облегчавшими это рискованное путешествие и ставшими со временем самостоятельным видом египетской графики— неотъемлемой частью папирусов «Книги Мертвых.

     С концом Среднего царства наступает  и новый период в развитии религиозной  литературы. В эту пору заупокойные  тексты, записанные на папирусе, становятся достоянием почти всех слоев в  населения. Как и в предыдущую эпоху, складывается основной сборник погребальных текстов, заменивший «Тексты Саркофагов» Среднего царства. Уже в самом его конце появляются первые папирусные свитки, а с ХVIII-й династии (ок. 1552 г. до н. э.) они распространяются повсеместно. «С этого времени начиная,... религиозные тексты, касающиеся подземного мира, были собраны вместе и записаны в той форме, которую мы теперь знаем как «Книгу Мертвых», и каждый египтянин, который был достаточно состоятелен, чтобы позволить себе заплатить писцу даже за самый неполный список священных текстов, брал с собой в могилу свиток папируса, который мог быть коротким отрывком, заключавшим не более чем самые необходимые главы, или мог быть внушительным произведением, достигавшим сотни или более футов длины и заключавшим все меры предосторожности, какие мудрость египетского писца знала против опасностей мрачного мира Дуата. Вот почему девять из каждых десяти египетских папирусов — погребальные папирусы, и почему девять из каждых десяти погребальных папирусов — копии того, что мы знаем как «Книгу Мертвых», другие же являются копиями позднейших вариантов и сокращений этой основной книги— «Книга Врат», «Книга Дыхания», «Книга знания того, что есть в подземном мире», и так далее»9. Безусловно, изготовление папирусных свитков требовало гораздо меньше затрат времени и средств, чем роспись громоздких деревянных ящиков. Также следует помнить, что в эпоху Нового царства получают распространение антропоидные саркофаги, повторяющие форму человеческого тела и непригодные для помещения длинных надписей. Новый папирусный сборник изготовлялся почти что «на потоке» с оставлением свободного пространства для имени покупателя. Так сделано подавляющее большинство свитков.

       «Книга Мертвых» явилась как  бы итогом всего долгого развития  египетской религиозной литературы. Этот, третий этап ее существования, соответствующий эпохе Нового царства (1580—1085 гг. до н. э.), показывает, какой непростой путь прошла богословская мысль за долгие сотни лет. Главным объектом заупокойного культа становится Осирис — хтоническое божество, Благой Бог, мудрый владыка царства мертвых, подземное солнце, вершащее посмертный суд и восстанавливающее справедливость, чей дом находится прямо на Полях Иалу (Поля Камыша), где трудятся почившие.

     Как у очень многих других народов, у  египтян была уверенность, что на некоторые события в ином мире можно влиять и отсюда. Можно, например, как-то повлиять на судьбу покойного или повоздействовать на высшие силы, действующие «оттуда». Для этих целей прибегали к магии.

     Магия древних египтян это одно из самых притягательных явлений для современных почитателей мистики и сокровенных знаний древности, но по сути она очень близка к действиям, совершаемым шаманами, чья деятельность в основном и направлена на воздействие на потусторонние силы иного мира.

     Теперь  — о самом тексте. «Книга Мертвых» представляет собой сборник различных  по назначению изречений, часто в  литературе условно именуемых главами. Их можно разделить на три категории: молитвы и гимны различным  богам, магические заклинания и записи погребального ритуала (объяснения, как установить погребальное ложе, как обставить погребальную камеру и т. п.). Порядок и число изречений в разных списках были различными. Причем, не последнюю роль здесь играла состоятельность заказчика. Общее число изречений, обнаруженных в разных экземплярах «Книги Мертвых»,— 193, но фактически полного собрания глав, видимо, не существовало.  Существовал также текст, именовавшийся «Перэт эм херу в одной главе», который при необходимости мог заменить все остальные.

     Нынешняя нумерация глав была предложена немецким египтологом прошлого века Р. Лепсиусом на основании изданного им экземпляра «Книги Мертвых» достаточно поздней, Птолемеевской эпохи (305—-30 гг. до н. э.), когда порядок следования изречений был уже унифицирован. Хотя подавляющее число изречений имеют заглавия, они далеко не всегда соответствуют содержанию самого текста; в первую очередь это относится к заклинаниям. Говорить о логической структуре каждого свитка трудно, но если рассматривать весь сборник в целом, то она становится более заметной.

     Содержание  «Книги Мертвых» можно разделить  на четыре части (как это сделал французский  египтолог А. Морэ): 1) Главы 1—16. шествие  погребальной процессии к некрополю; молитвы о «выходе в день»; гимны солнцу и Осирису. 2) Главы 17—63: «выход в день» и возрождение умершего; его победа над силами тьмы; бессилие врагов; власть умершего над стихиями. 3) Главы 64—129: «выход в день» — превращение умершего в божество; приобщение его к солнечной ладье: познание разных таинств; отвращение в гробницу; загробный суд. 4) Главы 130-162: прославление умершего — тексты, предназначенные для чтения в течение года (в определенные праздники, в дни подношения даров умершему) и имеющие целью обезопасить мумию. Это — содержание собственно «Перэт эм херу»; перед 63-й главой стоит заглавие: «Привнесенное из другой книги в добавление - «Перэт эм херу», и далее следует еще 30 глав.

     Колоссальную  роль играли рисунки, помещаемые вместе с текстом: первый в истории пример книжной иллюстрации. Так содержание получало не только словесное, но и изобразительное выражение.

     Природа египетского рисунчатого письма такова, что изображения на страницах  «Книги Мертвых» египтянами не только рассматривались, но и читались почти  так же, как и текст. В этом отношении  иллюстрации к сборнику были для современников более информативны, чем для нас.  
 

        
 
 
 

Глава 2. Магия в Древнем Египте. 

     «Магия» у египтян существовала в двух разновидностях: с одной стороны, ею пользовались на законных основаниях во благо живых и мертвых, с  другой – она являлась орудием тайных заговоров и призвана была наносить вред тем, против кого применялась. Нет сомнения в том, что основным предназначением магических книг и церемоний было приносить пользу тем, кто приобрел достаточно знаний. К несчастью, чужестранцы, посещавшие Египет, не поняли его обычаев, в результате чего среди соседних народов было распространено неверное толкование религии египтян и преувеличенное мнение об их возможностях. Магические церемонии, совершаемые при погребениях, представлялись несведущим либо глупыми суевериями, либо приемами «черной» магии.

     Если  магия любого народа Древнего Востока  была направлена против сил тьмы и  людей, применявшие ее, добивались того, чтобы противодействовать их жестоким замыслам путем привлечения на свою сторону целого ряда благожелательного существ, - то египтяне стремились обрести власть над своими богами и получить возможность вызывать их по своему желанию. Такие грандиозные результаты достигались при помощи определенных слов, которые для получения эффекта должны были произноситься особым образом специально подготовленным человеком. Можно было также написать их на каком-либо материале – папирусе, драгоценном камне и тому подобных вещах, которые человек носил на себе, если, конечно, действие этих слов могло быть передано на расстояние. Такие амулеты или талисманы в Египте носили почти все, кто мог себе это позволить (будь то мужчина, женщина или ребенок), поэтому нет ничего удивительного в том, что египтяне с древнейших времен считались народом магов и колдунов. Еврейские, греческие и римские авторы говорят о них как о знатоках оккультных наук и владыках сил, которые в зависимости от обстоятельств могут быть использованы на благо или во вред человеку.

     Достигнув высокого уровня развития ремесел, египтяне были весьма искусны также и в литературных сочинениях, и в изготовлении книг, особенно тех, что были связаны с церемониями, совершаемые во благо умерших.

Информация о работе Магия в Древнем Египте