Религия Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Оглавление

1. Введение. стр.2

2.Исскуство Древнего Египта.

1.1. Памятники Древнего Царства. стр.3

1.2. Памятники Среднего Царства. стр.4

1.3. Памятники нового Царства. стр.5

2.Религия Древнего Египта.

2.1. Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка. стр.7

2.2. Многобожие Египетской религии. стр.8

3.Заключение стр. 9

4.Список литературы стр. 11

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 72.50 Кб (Скачать)
1

Содержание.

1. Введение.           стр.2

2.Исскуство Древнего  Египта.

     1.1. Памятники Древнего Царства.       стр.3

     1.2. Памятники Среднего Царства.       стр.4

     1.3. Памятники нового Царства.                                                             стр.5

2.Религия Древнего  Египта.

     2.1. Религия Древнего Египта как  идеологическая надстройка. стр.7

     2.2. Многобожие Египетской религии.                                                 стр.8

3.Заключение                              стр.  9

4.Список литературы                                                                                   стр. 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация  привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями  притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...

История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся  на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная  на северо-востоке Африки. Это - чрезвычайно  радушная страна. Гостей всегда встречают  с открытым сердцем. Вас с интересом расспросят о семье, работе, о ваших впечатлениях от Египта. Также сердечно пригласят вас в гости, хотя бы на чашечку чая.

Миллионы путешественников посещали Египет - многие приезжали  сюда снова и снова, и сейчас Египет - одна из самых популярных стран мира у путешествующих со всего света.

I. Искусство  Древнего Египта 

3

1.1 Памятники  Древнего царства (300 — около  2300 годы до н.э.).

Столицей Египта в эпоху Древнего царства был  город Мемфис, расположенный в  начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки — гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц, было связано с древнейшими верованиями. Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота — 20 м, длина — 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей — священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские

4

размеры, лицо Сфинкса  все же передает основные портретные черты фараона Хафра. В древности  Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом  фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о  сверхчеловеческой мощи правителей Египта.Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. 

1.2 Памятники  Среднего царства (21 век до  н. э. начало 18 века до н.э.).

Искусство Среднего царства представляло собой сложное  явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства. Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав связь с гробницами предков, — шаг достаточно трудный, если учесть мировоззрение древних египтян. Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода. Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии, и их взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий.

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир- эль-Бахари (западный берег Нила). 
 

5

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса  были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

Особый интерес  представляют находимые в гробницах  группы деревянных статуэток слуг и  рабов, подчас изображающие целые бытовые  сцены. Здесь и пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью и непосредственностью. Таким образом, Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников — таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

1.3 Памятники  Нового царства (16-11 века до  н.э.)

Период Нового Царства состоял из нескольких крупных  этапов, характеризующих сложные  пути развития культуры этого времени.

Около 17 в. до н.э. Египет был завоеван гиксосами - пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н.э. Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону.Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким

6

прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену  впечатлений у многочисленных участников

торжественных религиозных процессий. Фасад храма  обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н.э.), выстроенный  близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той  же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм врастает в толщу скал. Мерный ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит отзвук в изумительной красоте пустынной и дикой природы, дополнившей творение Сенмута - строителя этого ансамбля.

Рельефы стен храма царицы Хатшепсут повествуют о путешествиях, иноземных послах, ладьях, пускающихся в плаванье. Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности объемов. В живописи мастера Нового царства также искали более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет.

II. Возникновение  религии.

2.1 Религия Древнего  Египта как идеологическая надстройка.

Причиной возникновения  религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед  грозными для него силами природы. Человек  тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве

7

эпохи господства первобытно - общинного строя существовала почти полная зависимость человека от сил природы, которых он не понимал и пытался

объяснять их себе фантастическим образом, что и привело  к сложению наивных религиозных  представлений.

Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это  фетишизм и тотемизм, политеизм и  монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой над материальным базисом  общества. Возникновение и развитие религии - исторический процесс, а не « волюнтаристский акт ». Иначе говоря, религия - это первое мировоззрение человека. Вполне понятно, что с религией теснейшим образом связаны первые шаги человека в любой отрасли знания и искусства, ибо и знание, и искусство были чисто эмпирические и над любой практической деятельностью человека господствовали религиозные воззрения.

Развитие производительных сил и производственных отношений, постепенное накопление опыта, освоение технических навыков и изобретений, изменения в общественных отношениях - все это влекло за собой и соответственное отражение в религиозных представлениях. Развитие этих сил, приведшее к тому, что в долине Нила первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим государством, в некоторой степени уменьшило зависимость человека от сил природы, но зато оно в еще большей степени связало его растущим социальным гнетом, что и нашло свое выражение в религии. Верования, существовавшие во времена древнеегипетской

8

рабовладельческой деспотии, коренным образом отличались от представлений жителей долины Нила эпохи первобытно - общинного строя.

Источники показывают, как в итоге длительного развития, на основе местных культов, сохранившихся  и на протяжении всей последующей  истории древнего Египта, возникали культы общегосударственные. В руках господствующей рабовладельческой верхушки общества религия стала могучим идеологическим орудием угнетения народных масс и укрепления авторитета этой верхушки и в первую очередь авторитета выразителя ее интересов - фараона, который был провозглашен "сыном по плоти" верховного бога солнца Ра. Всему этому способствовало выделение жречества, появление множества храмов с установившимися ритуалами и сложными богословскими системами.

Информация о работе Религия Древнего Египта