Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 09:39, реферат
Произведения древности представляются довольно сложными для изучения, потому как содержат в себе много терминов, понятий, представлений, чуждых современному читателю и просто неизвестных ему. В этом и отрицательная сторона древних творений, и положительная – ведь если уделить достаточно времени изучению произведения и внимательно читать каждую строку, можно многое узнать о культуре древнейших народов и понять саму историю.
Введение…………………………………………………...…………………………3
1 Общие культуры…………………...…………………………………………….4
1.1 Амон-Ра………………………………………………….……………………4
1.2 Хор……………………………………………………………………………6
1.3 Хатхор…………………….………………………………………………….8
2 Локальные культуры……………………………………………………………10
2.1 Эннеада…………………….…………………………………….………….10
2.2 Сопду и Семсеру……………………………………………………….……13
2.3 Монту…………………….………………………………………………….13
2.4 Сохмет………………………………………………………………………..14
2.5 Обе Владычицы……………………………………………………………..14
3 Культ Фараона………………………..…………………………………………15
4 Культ умерших. Похороны…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...…..20
Список использованной литературы…………………………………………...…21
Содержание
Введение…………………………………………………...
1 Общие культуры…………………...………………………………
1.1 Амон-Ра………………………………………………….………
1.2 Хор………………………………………………………………………
1.3 Хатхор…………………….………………………………………
2 Локальные культуры…………………………………………………………
2.1 Эннеада…………………….……………………………………
2.2 Сопду и Семсеру……………………………………………………….…
2.3 Монту…………………….…………………………………………
2.4 Сохмет………………………………………………………………
2.5 Обе Владычицы……………………………………………
3 Культ Фараона………………………..………………………………
4 Культ умерших. Похороны…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...…
Произведения древности
представляются довольно сложными для
изучения, потому как содержат в
себе много терминов, понятий, представлений,
чуждых современному читателю и просто
неизвестных ему. В этом и отрицательная
сторона древних творений, и положительная – ведь если уделить
достаточно времени изучению произведения
и внимательно читать каждую строку, можно
многое узнать о культуре древнейших народов
и понять саму историю.
На примере произведения эпохи Среднего
Царства, времени правления XII династии,
- «Странствий Синухета» - мне хотелось
бы выяснить, какие религиозные культы
господствовали в Египте того времени.
Повествование в произведении ведется
от лица Синухета, «провожатого, сопровождавшего
владыку своего, слуги женской половины
дворца государыни, премного восхваляемой,
жены царя Сенусерта». Все начинается
с получения известия о смерти фараона
Аменемхата I его сыном – Сенусертом I,
рядом с которым и находится Синухет. По
весьма туманным, временами кажущимся
специально скрываемыми причинам, Синухет
бежит из Египта в Азию, скитается и в итоге
оказывается у князя Верхней Сирии – Амуненши,
где и остается, женится на дочери властителя,
обзаводится хозяйством и живет безбедно,
пока не приходит пора умирать и на Синухета
не находит тоска: он не хочет умирать
в эмиграции и жаждет вернуться на Родину.
Фараон Сенусерт I присылает ему указ,
в котором зовет его обратно в резиденцию
и обещает всевозможные блага и почетные
похороны, когда тому придет время. Синухет
возвращается домой и живет вполне счастливо
вплоть до своей смерти.
Сюжет, как видно, довольно прост, однако
интерес представляет само повествование:
упоминание огромного количества богов,
описание различных культов (культ умерших,
культ фараона). И именно на это все, затронутое
как бы вскользь в произведении, мне хотелось
бы обратить внимание в данной работе.
1 Общие культуры
В своих странствиях Синухет неоднократно
обращается к главным египетским божествам.
Во вступлении, где описывается положение
Синухета при дворе (он, как говорилось,
был слугой на женской половине дворца)
и рассказывается о несчастье, постигшем
Египет – о смерти фараона Аменемхата
I (Схетепибры), дается указание на божественность
семьи фараона (собственно о культе фараона
в Египте см. соответствующий раздел).
Про покойного фараона
говорится: «царь... Схетепибра вознесся в небеса и воссоединился с солнцем; божественная плоть слилась
с создавшим ее», - таким образом, указывается
на происхождение фараона от бога. Само
имя Аменемхата было теофорным и означало
«Амон во главе». Вообще,
культ солнца олицетворял бог Ра, но в
правление XII династии с ним сопоставлялся
бог Фив Амон, о происхождении которого
ученые ведут споры на предмет того, является
ли Амон локальным богом Фив или его культ
"экспортирован" из некоего другого
нома.
Ряд ученых (Мюллер, Готье) склонялись
к тому, что Амон был фиванским вариантом
бога Мина - локального божества Коптоса.
К.Зете в своей монографии подчеркивал
не случайную близость коптосского Мина
и фиванского Амона, однако основной тезис
в его работе такой: Амон - гермопольское
божество, и его культ был "экспортирован"
из Гермополя в Фивы. Однако англичанин
Уэнрайт, автор ряда исследований о происхождении
и характере бога Амона, опубликовал рецензию
на труд К.Зете, в которой тонко и убедительно
показал, что аргументация К.Зете не соответствует
действительности, что выводы его натянуты
и противоречат фактам. Уэнрайт доказывал,
что наличие Амона в гермопольской огдоаде
- результат богословской спекуляции жрецов
и что Амон "экспортирован" не из
Гермополя в Фивы, а, наоборот, из Фив в
Гермополь. Уэнрайт показал, что Амон,
как и бог Мин, - в основе своей бог неба
и грозы.
Однако позже французский египтолог Фр.
Дома сообщил, что существование Амона
в ипостаси Амон-Ра засвидетельствовано
намного ранее воцарения на египетском
престоле XII династии: в Карнаке была найдена
каменная статуэтка фараона VI династии
Пепи I с высеченными на спине именем и
эпитетом фараона: "любимый Амоном-Ра,
владыкой Фив". Следовательно, культ
Амона-Ра Фиванского уже существовал в
конце эпохи Древнего царства, из чего
следует, что к истине ближе все-таки Уэнрайт.
Амон играл решающую роль в религиозных
воззрениях египтян в течение ряда веков.
Он очень рано сопоставляется с гелиопольским
богом Ра, который был верховным богом
и демиургом, главным космическим богом.
Это значит, что из локального бога Амон
превращается в верховное космическое
божество и в демиурга, творца богов и
вселенной. Так проявилось действенное
влияние гелиопольской системы религиозных
взглядов на Фивы.
К.Зете охарактеризовал Амона как космическое
божество воздуха и ветра, наполняющих
весь видимый мир, дающих дыхание жизни
всему живущему, т. е. вездесущего. Этот аспект Амона смыкается с его аспектом
божества неба и грозы (по Уэнрайту). Во
многих текстах Амон назван "великой душой", "сокровенной душой",
"великой живой душой, что над
всеми богами". Как воздух и ветер,
душа невидима. Отсюда представление об
Амоне как о духе, оживляющем и дающем
жизнь.
Очень рано Амон начинает приобретать
характер общественной силы, от которой
зависят судьбы отдельных людей и египетского
государства в целом. Возвышение Амона
органически связано с возвышением XII
династии. Победы, военные и политические,
рассматривались как дар фиванского бога
фараонам-завоевателям. В народе Амон
рассматривался как защитник страждущих
и угнетенных. Ему поклонялись в разных
частях Фив.
1.2 Хор
После смерти Аменемхата
I на престол взошел Сенусерт I, также
сравниваемый с богом: когда царевичу
сообщили о кончине фараона, пишет
Синухет, «ни мгновения не промедлил он – соколом полетел с провожатыми своими, не дав
знать об этом своему войску». Эпитет «соколом» подчеркивает
божественную природу царя: еще в тотемистическую
эпоху население ряда номов обожествляло
сокола, а кроме того, в Египте священными
животными были корова, крокодил, кобра,
лев, сокол, являвшиеся местными божествами
в ряде номов страны. Объединяло их имя
Хор (Нr), что значит "горный", "небесный" (от слова
"hrt" - "небо"). Имя Хор более
всего подходило соколиному богу - общеегипетской
ипостасью Хора в исторические времена
был Хор - сын Исиды, или Хор-дитя, изображавшийся
младенцем. Согласно мифам, этот Хор, возмужав,
завладел престолом Египта, став божественным
прообразом всех фараонов, ритуально ему
уподоблявшихся. Следует иметь в виду,
что египтяне нередко смешивали разных
Хоров, отчего возникла мифологическая
путаница.
Имя Хор было обязательным компонентом
официальной пятичленной титулатуры любого
фараона. Нередко в написании слов "бог"
и "божье" использовались иероглифы,
изображавшие соответственно сокола и
кобру, а значит, понятия "бог", "царь"
и "Хор" были теснейшим образом связаны
с соколом.
Хор является родоначальником всех египетских
фараонов. Например, Хор Бехдетский - солнечное
божество – изображался как Крылатый Диск (солнца). В поздние времена его изображение
стало всеобщей эмблемой божественности
и высшей святости, оно имеется при входе
во все египетские храмы. Однако Крылатый
Диск - это не позднее изобретение египетской
мифологии и искусства, оно встречается
уже во времена V династии со следующими
сопроводительными словами: "Благой бог, владыка Обеих
Земель". Это обычный эпитет всякого
фараона. Таким образом, Крылатый Диск
- это и божество солнца, Хор Бехдетский,
и обобщенный прообраз фараона.
Вообще, существует миф о Хоре Бехдетском,
где отражены вневременные, абсолютные
представления египтян: боги света и добра
- это боги-цари, правящие Египтом (Ра, Ра-Харахти,
Хор).
Во времена I династии на гребешке фараона
Джета крылатым было изображено не солнце,
а небо: представление о небе сближалось
с представлением о солнце, а к ним примыкает
представление о соколе-Хоре, парящем
в поднебесье, и о фараоне как о потомке
Хора. А. Гардинер и К. Зете считали, что
Крылатый Диск - нечто вроде священного
герба, символизирующего единый Египет,
а крылья диска - Верхний и Нижний Египет.
1.3 Хатхор
В обращении к фараону
Сенусерту I Синухет желает: «Да возлюбят
Ра, Хор и Хатхор ноздри твои досточтимые!»
- и таким образом обозначает тройку главнейших
богов Египта того времени. О Хоре и Ра
(Амоне) сказано уже достаточно, теперь
обратимся к богине Хатхор.
Из текста «Странствий Синухета» мы узнаем,
что Хатхор звали Владычицей Красной Горы.
Красная Гора – это современный Гебель
эль-Ахмар на середине дороги из Каира
в Гелиополь. По всей вероятности, там
находилось святилище богини Хатхор. Во
времена Среднего царства культ Хатхор
вообще был распространен во многих местностях
Верхнего и Нижнего Египта.
Имя «Хатхор» (Ht-Нr) значит "жилище бога Хора". Богиня
Хатхор занимала видное место в религиозных
представлениях египтян. Еще у фараонов
XI династии формула «сын Хатхор, владычицы Дендеры»
входила в царскую титулатуру вместо традиционных
слов «сын Ра», что свидетельствует
об огромном авторитете, которым пользовалась
Хатхор у некоторых фараонов. Культ ее
восходит к эпохе, предшествующей объединению
Египта.
Образ богини Хатхор весьма сложен. Имя
свидетельствует о ее тесной связи с богом
Хором, а так как, представая в образе парящего
в небе сокола, Хор олицетворял солнце,
то имя Хатхор («жилище бога Хора») было
метафорой, обозначавшей "небо". По основным своим
функциям Хатхор была богиней любви, веселья,
пляски и музыки, но также она упоминается
в разнообразных заупокойных текстах
в качестве богини, благосклонной к умершему
и способной оказать ему неоценимую помощь
в потусторонней жизни. Наиболее распространенный
ее эпитет – «золотая».
Необходимо подчеркнуть, что Хатхор в
разных местах и в разное время отождествлялась
с разными богинями - то она богиня неба
Нут, то свирепая богиня Мемфиса Сохмет
(львица), то богиня Саиса.
Обычно Хатхор изображали в образе коровы,
либо женщины с коровьей головой или с
украшением на голове из коровьих рогов
(с солнечным диском между рогами). Впрочем,
Хатхор имела и устрашающее обличье, в
котором она именовалась Око Ра и изображалась
как львиноголовая богиня Сохмет.
Фр. Дома, проведя ряд исследований, пришел
к довольно-таки интересному выводу: египетские
богини, несмотря на все внешние различия,
являются ипостасями одного и того же
женского божества - богини-матери, богини-женщины.
***
Разумеется, это не все божества,
имевшие общеегипетское значение во
времена Синухета, однако мне они
показались представляющими наибольший
интерес из-за своего прямого отношения
к царской семье, о которой
сказано будет дальше. Пока же мне
хотелось бы перейти к локальным божествам,
некоторые из коих так и остались локальными,
какие-то же со временем распространили
свое влияние на большие территории Египта,
а какие-то, напротив, именно из главных
культов перешли в разряд местных.
2 Локальные культуры
Итак, наряду с общими культами в
«Странствиях Синухета» представлены
и локальные.
Английский египтолог Е. Бадж утверждает,
что в Египте было не менее пяти тысяч
божеств. Дошедшее до нас число имен египетских
божеств действительно огромно, но лишь
о немногих из них сохранились какие-то
сведения. Нам повезло, ибо о божествах,
называемых Синухетом, данные у ученых
есть.
2.1 Эннеада
В ответе на указ фараона
о возвращении Синухета в родные
земли упоминается множество
божеств, почитающих владыку, и среди них некая Девятка богов, иначе
называемая Эннеадой.
Дело в том, что египтяне почитали богов
в форме триад (три божества) и эннеад (девять).
Фактически, основных триад было две: 1)
фиванская (Амон, Нут и Хонсу) и 2) абидосская
(Осирис, Исида, Хор). В гелиопольскую Эннеаду
же, упоминаемую в тексте, входили: (Ра-)Атум,
Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет,
Нефтида.
Коротко скажем о каждом из них.
Осирис - бог умирающей и воскресающей природы,
главный судья загробного мира и царь
мертвых. Муж Исиды, отец Хора и, по одной
из версий, Анубиса. Изображался как человеческая
мумия с зеленым цветом лица. Символом
Осириса был столб Джед, символ стабильности
и позвоночника этого бога. Его изображение
было одной из самых распространенных
сакральных эмблем.
Исида - богиня магии, материнства, плодородия,
воды и ветра. Покровительница рожениц,
определявшая судьбу новорожденных царей.
Дочь бога земли Геба и богини неба Нут,
сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды
и Сета, мать Хора. Изображалась в виде
женщины с иероглифом "трон" на голове
или в виде соколицы. Исида была связана
с погребальным культом. Вместе с Нефтидой,
в облике соколицы и коршуна, они оплакивали
умершего. Наряду с Нефтидой Исида была
охранительницей умершего и символизировала
западную сторону света. Ее образ служил
символом супружеской верности и материнской
преданности и любви.
Сет - бог пустынь, грозы, изображался в виде
осла, свиньи, гиппопотама, крокодила,
а также в виде человека с головой чудовища
(в настоящее время установлено, что это
была голова животного салавы). В мифе
об Осирисе Сет осуждался как убийца и
узурпатор. По другим представлениям,
восходящим к глубокой древности, он играл
роль могучего бога-воителя, который помогал
Ра в его борьбе со Апопом, змеем, олицетворявшим
силы хаоса.
Нефтида («госпожа храмовой обители»)
- покровительница умерших, символизировавшая
собой восточную сторону света и повелевавшая
Хепи, одним из духов каноп. Погребальные
пелены считались волосами Нефтиды. Изображалась
в виде женщины с совмещенным иероглифом
"госпожа+храмовая обитель"
Атум - бог-творец, отождествлялся с Ра и со
временем стал воплощением заходящего
солнца. Изображался в облике человека
с двойной короной Египта на голове, иногда
в виде змея, скарабея, обезьяны или ихневмона.
Считалось, что Атум появился на первозданном
холме Бен-бен, возникшем из вод первобытного
океана, Нуна. Поглотив собственное семя,
Атум породил богов-близнецов Шу (воздух)
и Тефнут (влага). От них произошли Нут
(небо) и Геб (земля).
Шу - бог воздуха. Родился от Атума через
нос (по другой версии, Атум изрыгнул его).
Функцией Шу было отделение земли от неба.
Он олицетворял собой животворное дыхание
и приносил освежающий северный ветер.
Изображения Шу в виде человека с распростертыми
крыльями, держащего в руках символы жизни
и воздуха, помещали в храмах близ окон,
чтобы обеспечить приток свежего воздуха.
Умершим давали с собой в дорогу в загробный
мир маленькие фигурки Шу, чтобы они под
землей не задохнулись. Бог должен был
обеспечить им свободное дыхание.
Тефнут - богиня влаги, была так тесно связана
с Шу, что их часто воспринимали как одно
целое, в результате чего родилось божество
Рути (пара богов в облике львов). Оно имело
особое значение в представлениях о загробном
мире, ибо им принадлежали вечерняя и утренняя
солнечные ладьи. Умерший, отождествляясь
с Рути, обретал право путешествовать
вместе с Солнцем. Изображалась Тефнут
в виде женщины с головой львицы. Отождествлялась
с Сохмет.
Геб - древний бог земли, изображался в виде
человека в короне Верхнего и Нижнего
Египта на голове, человека с гусем на
голове, иногда вместо человеческой имел
голову змеи. По древнейшим источникам,
умерший "входит" в Геба, а в более
поздних религиозных книгах упоминаются
врата Геба на пути в загробное царство.
Согласно гелиопольскому мифу Атум назначил
его наследником престола.
Нут - богиня неба. Супруга Геба, мать Исиды,
Нефтиды, Осириса и Сета. Изображалась
обычно в виде женщины, перекинувшейся
дугой через все небо и опирающейся на
землю кончиками пальцев рук и ног; также
в виде женщины с распростертыми крыльями.
По одному из мифов, Нут по утрам рождала
солнце, чтобы вечером снова проглотить
его. Звезды были душами Нут. В представлениях
о загробном мире Нут выступала в роли
матери душ умерших. Ее изображения часто
помещали внутри деревянных саркофагов,
чтобы она охраняла тело умершего. Сам
саркофаг символизировал собой утробу
Нут, а умерший уподоблялся Осирису. Таким
образом, по представлениям древних египтян,
ему обеспечивалось возрождение.
2.2 Сопду и Семсеру
В том же отрывке «Странствий...» упоминается бог Сопду, почитавшийся в восточной части Дельты, в местности, носящей в настоящее время название Сафт-эль-Хенне. Изображался он как соколиный бог и поэтому отождествлялся с Хором. В связи с ним необходимо сказать еще об одном боге, о котором упоминается в «Странствиях Синухета», - о боге Семсеру (он идентичен с богом Сопду). Из текстов бог Семсеру попал в словарь Эрмана-Грапова; между тем такого бога не существовало, это не более чем плод неправильного прочтения (а следовательно, и ошибочной интерпретации) самими египтянами и современными учеными древних текстов.
2.3 Монту
После победы в схватке
с силачом из Речену Синухет возносит
хвалу некоему божеству Монту, «потому
что сторона его
2.4 Сохмет
«Как же будет эта земля, - спрашивает Синухета Амуненши, властитель
Верхней Речену, - без... этого благодетельного
бога, страхом перед которым проникнуты
чужеземные страны, как перед Сохмет в
годину Чумы?»
Сохмет (Сехмет, Сахмет – «могучая») - богиня-львица,
почитавшаяся в Мемфисе, где вместе с Птахом
и Нефертумом они составляли триаду (вот,
кстати говоря, еще одна триада). В эпоху
Древнего царства Сохмет называли Матерью
царей. Также она была богиней ярости;
гнев ее приносил мор и эпидемии – отсюда
и упоминание Амуненши в связи с ее именем
чумы (чтобы усмирить гнев богини, пославшей
на Фивы чуму, фараон Аменхотеп III установил
шестьсот статуй Мут-Сохмет в ее храме
Ашеру). Сохмет считалась олицетворением
Солнечного Ока, а также сил, заключенных
в змее-урее - символе защиты царя и царской
власти, изображалась в виде женщины с
головой львицы и с солнечным диском. Сохмет
отождествляли с Хатхор и Тефнут, а в Фивах
- с богиней Мут.
2.5 Обе Владычицы
Еще одна богиня, почитавшаяся
в облике кобры-уреи, упоминавшаяся Синухетом,
- Уаджет. Синухет говорит о ней вместе
с Нехбет (изображалась в виде коршуна), называя
их «Обеими Владычицами». Еще в додинастическую
эпоху Уаджет стала покровительницей
Нижнего Египта, в то время как Нехбет
– Верхнего, а после объединения государства
обе богини вплоть до христианской эры
являлись символом единства страны.
***
Список божеств можно, в соответствии
с текстом «Странствий...» продолжать и
далее, но мне перечисленные боги показались
наиболее интересными, а посему заслуживающими
особого внимания.