Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 09:39, реферат
Произведения древности представляются довольно сложными для изучения, потому как содержат в себе много терминов, понятий, представлений, чуждых современному читателю и просто неизвестных ему. В этом и отрицательная сторона древних творений, и положительная – ведь если уделить достаточно времени изучению произведения и внимательно читать каждую строку, можно многое узнать о культуре древнейших народов и понять саму историю.
Введение…………………………………………………...…………………………3
1 Общие культуры…………………...…………………………………………….4
1.1 Амон-Ра………………………………………………….……………………4
1.2 Хор……………………………………………………………………………6
1.3 Хатхор…………………….………………………………………………….8
2 Локальные культуры……………………………………………………………10
2.1 Эннеада…………………….…………………………………….………….10
2.2 Сопду и Семсеру……………………………………………………….……13
2.3 Монту…………………….………………………………………………….13
2.4 Сохмет………………………………………………………………………..14
2.5 Обе Владычицы……………………………………………………………..14
3 Культ Фараона………………………..…………………………………………15
4 Культ умерших. Похороны…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...…..20
Список использованной литературы…………………………………………...…21
3 Культ Фараона
Как уже говорилось выше,
в Египте фараон считался богом или
сыном бога. Аменемхет I отождествлялся
с Амоном-Ра, Сенусерт I – с Хором.
Во владения фараона входило все:
земля, воздух, солнце. «Когда проводят меня в град
вечности, да буду я сопровождать Владычицу
Вселенной, - пишет Синухет фараону, подразумевая
под Владычицей Вселенной супругу фараона,
уподобляя ее богине Нут. - Пусть расскажет она мне о
красоте ее детей, пребывая вечно надо
мной», - а царские дети тождественны детям
Нут – небесным светилам. Вообще, божественность
царицы опосредована, в ее обязанности
входит лишь передача власти и божественной
сути.
Роль фараона в египетском обществе, т.
е. в реальной, земной жизни, неразрывно
связана с его ролью в египетской религии.
Египтяне создали своих богов по собственному
образу и подобию, или, точнее, по образу
своих царей, во времена объединенного
Египта. Воображаемые небесные порядки,
которые были, в представлении людей, лишь
отражением реальных земных порядков,
легли в основу доказательства божественной
природы фараона, правившего простыми
смертными, являвшегося их неограниченным
и всевластным повелителем. Фикция божественной
природы фараонов зиждется в египетских
текстах на следующих положениях: весь
мир, боги и люди были созданы, по доктрине
Гелиополя, верховным богом Ра. Ра был
не только создателем, но и первым повелителем
всего сущего, т. е. царем богов и людей,
Ра - первый фараон. После него правили
другие боги, и вот на престоле мира (Египта)
появляется бог Хор. Согласно египетской
религиозной и исторической традиции
Хор - прообраз всех египетских фараонов,
а фараоны - его земное воплощение. Каждый
реальный фараон считался потомком и Ра,
и Хора (так, Сенусерт I называет себя «сыном
Ра», «Хор, жизнь рождений»), а следовательно,
был связан с ним и божественными, и фамильными
узами. Эти представления отражаются в
официальной пятичленной титулатуре фараона:1) имя фараона как воплощения
бога Хора; 2) воплощение Обеих Владычиц;
3) воплощение «золотого Хора»; 4) «царь
Верхнего и царь Нижнего Египта» (Сенусерт
I - царь Верхнего и царь Нижнего Египта
Хеперкара); 5) «сын Ра» и второе имя фараона
(сын Ра, Сенусерт). Таким образом, из
пяти членов титулатуры четыре содержат
отождествление фараона с богами. Это
означает, что фараон официально объявлялся
богом, что способствовало укреплению
непререкаемой власти и авторитета фараона.
Говорит Синухет про Сенусерта I:
«Он – бог, нет равного ему, не было подобного
ему прежде. Он – владыка мудрости: замыслы
его превосходны, повеления отменны. Отправляются
и возвращаются по его приказу... Это богатырь,
действующий дланью своей, храбрец, которому
нет равного, когда видят его нападающим
на чужеземцев и вступающим в схватку...
Он стоек сердцем в момент атаки. Он поворачивает
других, но не показывает свою спину...
не допускает в сердце он слабость... Чужеземцы
бегут от рук его, как перед мощью Великой
(священной кобры на челе царя,
испепеляющей его врагов, - А.Д.)... Он
– владыка обаяния, великий сладостью,
покоряет он любовью. Его город любит его
более себя самого и радуется ему более,
чем своему богу... Он побеждал уже в утробе
матери (это новое отождествление
фараона с Хором-Соколом: в утробе матери
– «в яйце», - А.Д.), его лик устремлен
к этому с рождения... Он единственный данный
богом... Не преминет он делать добро чужой
стране, которая находится на воде его».
Это, по сути, гимн фараону – лучшему из
людей, представителю бога на земле, посреднику
между людьми и богами.
Фараон справедлив и, по сути, ответственность
за все, что происходит в государстве,
лежит на нем, т.к. он – посредник между
людьми и богами. Он решает задачи не своей
властью, но велением божьим, направляющим
его руку. Боги и их преемники фараоны
- это блюстители божественного и вселенского
порядка, их враги - это мятежники, выступающие
против власти богов и фараонов.
4 Культ умерших. Похороны
К смерти в Древнем
Египте готовились, по сути, всю жизнь.
Умерший рассматривался, как погруженный
в глубокий сон, он продолжал жить,
нуждаясь в пище и домашней утвари. Культ умерших у египтян нельзя
смешивать с культом предков у других
народов. Культ умерших - это не обожествление
умерших («чтимых»), а забота живых о потусторонней
жизни умерших, долг живых в их отношении.
Культ умерших был для египтян не отвлеченной
религиозной обязанностью, а практической
необходимостью, обусловленной переходом
близких в иной мир. По сути дела, это была
борьба со смертью за вечную жизнь. С течением
времени изменялись формы этого культа,
обогащалось его содержание, но оставалась
незыблемой основа, полностью сложившаяся
уже во времена раннего Древнего царства.
Умерший продолжает жить в могиле при
условии сохранения в целостности его
тела и заботы о нем живых.
Египтяне почитали мертвых. О том, сколь
важно было быть похороненным на Родине
для египтянина, свидетельствуют мольбы
Синухета к богу, «предначертавшему бегство
это», о возвращении в резиденцию.
А позже, получив указ фараона, вельможа
пишет: «Это мольба покорного слуги
к господину его, спасающему от Аменти»,
- так он называет фараона обеспечивающим
его, Синухета, загробное существование.
«Что может быть важнее, чем
погребение моего тела в земле, где я родился?»
- вопрошает он.
Аменти – это Запад как Страна мертвых.
Словосочетание «спасающий от Аменти»
не должно казаться странным, т.к., например,
в «Текстах пирамид» написано: «Да не направишься ты по этим
путям Запада, которые ведут туда, ибо
направляющиеся по ним не возвращаются.
А пойдешь на Восток в свите бога Ра»,
- таким образом, очевидно, что для египтянина
(хотя в данном случае речь идет, конечно,
не о рядовом египтянине, а о правителе)
было нежелательно попасть на Запад, умершие
стремились на Восток. И попасть туда можно
было разными путями. Просто эта задача
решалась для фараона: так как он если
не бог, так полубог, то после смерти он
возносился прямо на небо, как божественная
птица, для воссоединения с богом Ра, о
чем открыто свидетельствует вступление
«Странствий Синухета»: «...поднялся бог к горизонту
своему... вознесся в небеса (и) воссоединился
с солнцем».
Были и другие способы, как, например, восхождение
по лестнице, но они, в рамках «Странствий
Синухета», мало нас интересуют.
Что касается загробного мира для знати,
то уместно обратить внимание на подробнейшее
описание похоронного ритуала в «Странствиях
Синухета»:
«Предназначат тебе ночь масла, и погребальных
пелен из рук богини Таит. Устроят для
тебя похоронную процессию в день предания
тела земле. Будет гроб из золота с головой,
украшенной лазуритом, и небо над тобою.
Поместят тебя в ковчег, который потянут
быки. Певцы будут перед процессией и исполнят
танец муу у входа в твою гробницу. Огласят
список поминальных жертв для тебя, совершат
заклания скота у жертвенников твоих.
Колонны твои в гробнице воздвигнут из
белого известняка среди гробниц царских
детей. Не умрешь ты в чужой стране!..»
Здесь описаны похороны знатного человека,
вельможи, коим и являлся Синухет. Например,
«огласить список поминальных
жертв» значит совершить некий магический
обряд, произнести «формулу», которая
обеспечит умершего всем необходимым
в загробном мире, при этом ныне живущим
это не будет ничего стоить (в материальном
плане), таким образом традиция – почтить
умершего и помочь ему «выжить» в загробном
мире оказывалась формально соблюденной.
Имеет даже описание гробницы для вельможи:
«Была воздвигнута... гробница из камня
среди гробниц. Начальник камнесечцев
разметил участок для нее, начальник рисовальщиков
наметил контуры рельефов, резчики их
высекали. начальники работ в некрополи
обустраивали ее. Все убранство погребальной
камеры было изготовлено. назначили мне
заупокойных жрецов, установили мне заупокойное
владение с полями перед моим пристанищем...
Моя статуя была позолочена...»
И из этого отрывка мы получаем несколько
схематичное, но при этом четкое представление
о том, что собой представляла гробница
для знатных.
Из того, сколь много внимания уделено
похоронному ритуалу, можно заключить
(вернее, подтвердить предположение), что
культ умерших («чтимых») играл действительно
огромную роль в жизни египтян – они действительно
заботились не только о том, что помогало
им жить, но и том, что обеспечивало им
путь в загробный мир.
Заключение
«Странствия Синухета»
являются интереснейшим произведением
древности с точки зрения изучения
мировоззрения египтян эпохи
Среднего Царства. Написание его относится ко времени правления
XII династии, а точнее, самых первых ее
представителей – Аменхатепа I и Сенусерта
I.
Жанровая принадлежность «Странствий»
определяется как «биография вельможи»
с чертами авантюрного романа. Прежде
всего это художественное произведение,
сюжетное и наполненное изобразительными
средствами.
«Странствия», при привлечении дополнительных
материалов в виде справочников, дают
довольно яркое представление о политико-административной
системе, внешней политике Египта, а также
о его религии и культах – так много здесь
содержится ссылок на имена богов, описаний
обрядов. Небольшое по объему произведение
вместило в себя основные религиозные
и нравственные представления египтянина
эпохи Среднего царства.
Список использованных источников