Религия и культы Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 09:39, реферат

Краткое описание

Произведения древности представляются довольно сложными для изучения, потому как содержат в себе много терминов, понятий, представлений, чуждых современному читателю и просто неизвестных ему. В этом и отрицательная сторона древних творений, и положительная – ведь если уделить достаточно времени изучению произведения и внимательно читать каждую строку, можно многое узнать о культуре древнейших народов и понять саму историю.

Оглавление

Введение…………………………………………………...…………………………3
1 Общие культуры…………………...…………………………………………….4
1.1 Амон-Ра………………………………………………….……………………4
1.2 Хор……………………………………………………………………………6
1.3 Хатхор…………………….………………………………………………….8
2 Локальные культуры……………………………………………………………10
2.1 Эннеада…………………….…………………………………….………….10
2.2 Сопду и Семсеру……………………………………………………….……13
2.3 Монту…………………….………………………………………………….13
2.4 Сохмет………………………………………………………………………..14
2.5 Обе Владычицы……………………………………………………………..14
3 Культ Фараона………………………..…………………………………………15
4 Культ умерших. Похороны…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...…..20
Список использованной литературы…………………………………………...…21

Файлы: 1 файл

Реферат по ИМЦ.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

 

3 Культ Фараона

 

Как уже говорилось выше, в Египте фараон считался богом или  сыном бога. Аменемхет I отождествлялся с Амоном-Ра, Сенусерт I – с Хором. Во владения фараона входило все: земля, воздух, солнце. «Когда проводят меня в град вечности, да буду я сопровождать Владычицу Вселенной, - пишет Синухет фараону, подразумевая под Владычицей Вселенной супругу фараона, уподобляя ее богине Нут. - Пусть расскажет она мне о красоте ее детей, пребывая вечно надо мной», - а царские дети тождественны детям Нут – небесным светилам. Вообще, божественность царицы опосредована, в ее обязанности входит лишь передача власти и божественной сути. 
 
Роль фараона в египетском обществе, т. е. в реальной, земной жизни, неразрывно связана с его ролью в египетской религии.  
 
Египтяне создали своих богов по собственному образу и подобию, или, точнее, по образу своих царей, во времена объединенного Египта. Воображаемые небесные порядки, которые были, в представлении людей, лишь отражением реальных земных порядков, легли в основу доказательства божественной природы фараона, правившего простыми смертными, являвшегося их неограниченным и всевластным повелителем. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра. Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра - первый фараон. После него правили другие боги, и вот на престоле мира (Египта) появляется бог Хор. Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор - прообраз всех египетских фараонов, а фараоны - его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора (так, Сенусерт I называет себя «сыном Ра», «Хор, жизнь рождений»), а следовательно, был связан с ним и божественными, и фамильными узами. Эти представления отражаются в официальной пятичленной титулатуре фараона:1) имя фараона как воплощения бога Хора; 2) воплощение Обеих Владычиц; 3) воплощение «золотого Хора»; 4) «царь Верхнего и царь Нижнего Египта» (Сенусерт I - царь Верхнего и царь Нижнего Египта Хеперкара); 5) «сын Ра» и второе имя фараона (сын Ра, Сенусерт). Таким образом, из пяти членов титулатуры четыре содержат отождествление фараона с богами. Это означает, что фараон официально объявлялся богом, что способствовало укреплению непререкаемой власти и авторитета фараона. 
 
Говорит Синухет про Сенусерта I: 
 
«Он – бог, нет равного ему, не было подобного ему прежде. Он – владыка мудрости: замыслы его превосходны, повеления отменны. Отправляются и возвращаются по его приказу... Это богатырь, действующий дланью своей, храбрец, которому нет равного, когда видят его нападающим на чужеземцев и вступающим в схватку... Он стоек сердцем в момент атаки. Он поворачивает других, но не показывает свою спину... не допускает в сердце он слабость... Чужеземцы бегут от рук его, как перед мощью Великой (священной кобры на челе царя, испепеляющей его врагов, - А.Д.)... Он – владыка обаяния, великий сладостью, покоряет он любовью. Его город любит его более себя самого и радуется ему более, чем своему богу... Он побеждал уже в утробе матери (это новое отождествление фараона с Хором-Соколом: в утробе матери – «в яйце», - А.Д.), его лик устремлен к этому с рождения... Он единственный данный богом... Не преминет он делать добро чужой стране, которая находится на воде его». 
 
Это, по сути, гимн фараону – лучшему из людей, представителю бога на земле, посреднику между людьми и богами. 
 
Фараон справедлив и, по сути, ответственность за все, что происходит в государстве, лежит на нем, т.к. он – посредник между людьми и богами. Он решает задачи не своей властью, но велением божьим, направляющим его руку. Боги и их преемники фараоны - это блюстители божественного и вселенского порядка, их враги - это мятежники, выступающие против власти богов и фараонов.

 

4 Культ умерших. Похороны

 

К смерти в Древнем  Египте готовились, по сути, всю жизнь. Умерший рассматривался, как погруженный  в глубокий сон, он продолжал жить, нуждаясь в пище и домашней утвари. Культ умерших у египтян нельзя смешивать с культом предков у других народов. Культ умерших - это не обожествление умерших («чтимых»), а забота живых о потусторонней жизни умерших, долг живых в их отношении. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью, обусловленной переходом близких в иной мир. По сути дела, это была борьба со смертью за вечную жизнь. С течением времени изменялись формы этого культа, обогащалось его содержание, но оставалась незыблемой основа, полностью сложившаяся уже во времена раннего Древнего царства. Умерший продолжает жить в могиле при условии сохранения в целостности его тела и заботы о нем живых. 
 
Египтяне почитали мертвых. О том, сколь важно было быть похороненным на Родине для египтянина, свидетельствуют мольбы Синухета к богу, «предначертавшему бегство это», о возвращении в резиденцию. А позже, получив указ фараона, вельможа пишет: «Это мольба покорного слуги к господину его, спасающему от Аменти», - так он называет фараона обеспечивающим его, Синухета, загробное существование. «Что может быть важнее, чем погребение моего тела в земле, где я родился?» - вопрошает он. 
 
Аменти – это Запад как Страна мертвых. Словосочетание «спасающий от Аменти» не должно казаться странным, т.к., например, в «Текстах пирамид» написано: «Да не направишься ты по этим путям Запада, которые ведут туда, ибо направляющиеся по ним не возвращаются. А пойдешь на Восток в свите бога Ра», - таким образом, очевидно, что для египтянина (хотя в данном случае речь идет, конечно, не о рядовом египтянине, а о правителе) было нежелательно попасть на Запад, умершие стремились на Восток. И попасть туда можно было разными путями. Просто эта задача решалась для фараона: так как он если не бог, так полубог, то после смерти он возносился прямо на небо, как божественная птица, для воссоединения с богом Ра, о чем открыто свидетельствует вступление «Странствий Синухета»: «...поднялся бог к горизонту своему... вознесся в небеса (и) воссоединился с солнцем». 
 
Были и другие способы, как, например, восхождение по лестнице, но они, в рамках «Странствий Синухета», мало нас интересуют. 
 
 
Что касается загробного мира для знати, то уместно обратить внимание на подробнейшее описание похоронного ритуала в «Странствиях Синухета»: 
 
«Предназначат тебе ночь масла, и погребальных пелен из рук богини Таит. Устроят для тебя похоронную процессию в день предания тела земле. Будет гроб из золота с головой, украшенной лазуритом, и небо над тобою. Поместят тебя в ковчег, который потянут быки. Певцы будут перед процессией и исполнят танец муу у входа в твою гробницу. Огласят список поминальных жертв для тебя, совершат заклания скота у жертвенников твоих. Колонны твои в гробнице воздвигнут из белого известняка среди гробниц царских детей. Не умрешь ты в чужой стране!..» 
 
Здесь описаны похороны знатного человека, вельможи, коим и являлся Синухет. Например, «огласить список поминальных жертв» значит совершить некий магический обряд, произнести «формулу», которая обеспечит умершего всем необходимым в загробном мире, при этом ныне живущим это не будет ничего стоить (в материальном плане), таким образом традиция – почтить умершего и помочь ему «выжить» в загробном мире оказывалась формально соблюденной. 
 
Имеет даже описание гробницы для вельможи: 
 
«Была воздвигнута... гробница из камня среди гробниц. Начальник камнесечцев разметил участок для нее, начальник рисовальщиков наметил контуры рельефов, резчики их высекали. начальники работ в некрополи обустраивали ее. Все убранство погребальной камеры было изготовлено. назначили мне заупокойных жрецов, установили мне заупокойное владение с полями перед моим пристанищем... Моя статуя была позолочена...» 
 
И из этого отрывка мы получаем несколько схематичное, но при этом четкое представление о том, что собой представляла гробница для знатных. 
 
Из того, сколь много внимания уделено похоронному ритуалу, можно заключить (вернее, подтвердить предположение), что культ умерших («чтимых») играл действительно огромную роль в жизни египтян – они действительно заботились не только о том, что помогало им жить, но и том, что обеспечивало им путь в загробный мир.

 

 

 

 

Заключение

 

«Странствия Синухета»  являются интереснейшим произведением  древности с точки зрения изучения мировоззрения египтян эпохи  Среднего Царства. Написание его относится ко времени правления XII династии, а точнее, самых первых ее представителей – Аменхатепа I и Сенусерта I. 
 
Жанровая принадлежность «Странствий» определяется как «биография вельможи» с чертами авантюрного романа. Прежде всего это художественное произведение, сюжетное и наполненное изобразительными средствами. 
 
«Странствия», при привлечении дополнительных материалов в виде справочников, дают довольно яркое представление о политико-административной системе, внешней политике Египта, а также о его религии и культах – так много здесь содержится ссылок на имена богов, описаний обрядов. Небольшое по объему произведение вместило в себя основные религиозные и нравственные представления египтянина эпохи Среднего царства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  •  
    Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта», изд. «Наука», 1976 г.
  •  
    Тураев Б.А. «История Древнего Востока», ОГИЗ, 1935 г.
  •  
    «История Древнего Востока. Тексты и документы». Под ред. В.И.Кузищина, М., «Высшая школа», 2002.
  •  
    «Энциклопедия Кругосвет», Хатхор
  •  
    «Древний Египет Та-Мери История и культура»

 

 

 




Информация о работе Религия и культы Древнего Египта