Основы и предпосылки религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:41, реферат

Краткое описание

При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему факторов в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны исторические связи: религия — не только следствие причин, действовавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются и структурные связи — строения, внутренней организации общества, ее подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, постоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов ряд функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в комплексе детерминант религии и связей обусловливания, которые составляют среду, обстановку ее порождения, возникновения, существования, функционирования, связей вероятности, случайности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

                 Одесская национальная морская академия 
 
 
 

                                                                                            

                                                                                             Кафедра: Философии 
 
 
 
 
 

                                            Реферат

                       По дисциплине  ''Религиоведенею''

                       на тему: ''Основы и предпосылки религии (объективные,психологические, гносеологические).

Религии Древнего Египта и  Месопотамии.'' 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   

                                                                                                   Студента 3 курса

                                                                             СМ и ВВП факультета ОНМА

                                                                                               заочного отделения

                                                                              Специальность Судовождение

                                                                           Парфененок Богдан Андреевич

                                                                                                             шифр 280505

                                                                          
 
 

                     ОСНОВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИИ 

При объяснении религии  важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему факторов в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны исторические связи: религия — не только следствие причин, действовавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются и структурные связи — строения, внутренней организации общества, ее подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, постоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов ряд функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в комплексе детерминант религии и связей обусловливания, которые составляют среду, обстановку ее порождения, возникновения, существования, функционирования, связей вероятности, случайности. 

Наряду  с различными видами связей можно выделить социумные, социокулътурные, антропологические, гносеологические основы и предпосылки. Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как целого, находятся на «стороне» отношений вне сознания. Опреде- 

  ляющими в конечном  счете являются  материальные отношения  — это «перводетерминанты»,  но их влияние  опосредовано. На  религию оказывают  «вторичное воздействие»  различные области  духовной сферы—политика, государство, мораль, искусство, философия,  наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические факторы. В области культуры это такие явления, как деформация системы ценностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое распространение шаблонной масс-куль-туры, тупики искусства и падение нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порнографизация. Антропологические корни образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования —

болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, геноцид, угроза перерождения «Homo Sapiens» и исчезновения человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву — в познавательной деятельности человека. 

 

                              ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 

Психологические факторы религии  — это состояния, процессы, механизмы  общественной, групповой  и индивидуальной психологии, которые  создают возможность, благоприятную психологическую  почву для воспроизводства  и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов. 

Общественно-психологические  факторы 

Общественно-психологические  предпосылки религии  составляют феномены психологии общества и групп. К ним  относятся: кризисные  состояния общественно-психологической  атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр. 

Кризисные состояния общественно-психологической  атмосферы могут  проявляться в  настроениях разочарования  в прошлом и  настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенное™ исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д. 

Общение является персонифицированной  формой общественных отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях отчуждения человека от человека происходит дисгар-монизация общения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещными отношениями. Создается психологическая предрасположенность к религиозному общению. 

Питательную почву религии  образуют неосознанные явления общественной и групповой психологии. Неосознанные аспекты  имеются в общественно-психолотческих механизмах сообщения, внушения, подражания, взаимозаражения, в  общественном и групповом  мнении, в традициях и обычаях. 

Общение в ходе совместных действий порождает  групповые психологические  явления. В психологии людей происходят изменения, появляются коллективные представления  и переживания, несвойственные индивидам, когда  они действуют  вне группы. Коллективное действие вызывает явление синергии (достижение более высоких результатов), фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напряженности, производит возбуждение жизненной энергии.

Общественно-психологические  феномены —коллективные представления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности, традиции —императивны по отношению к индивидууму и принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, факторы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и действуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-человеческое, как то, что дается индивиду «свыше», что выводит его за пределы обычной, повседневной жизни. 

Индивидуально-психологические  предпосылки 

Индивидуально-психологические  факторы действуют  в психологии индивида. Это переживание  всесторонней зависимости  от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т.д.), страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления. 

Совместная  жизнь людей обусловливает  многостороннюю зависимость  их друг от друга. В  распоряжении других находятся предметы удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро переживается в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и поражениях. 

Психологическую почву религии  создает устойчивое, постоянное чувство  страха перед разрушительными  силами природы и  общества. «Страх создал богов»,—говорил древнеримский  поэт Стаций (ок. 40 —ок.96). 

Страх является естественной реакцией на реальную опасность, сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении с  другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, постоянный, застойный страх  обладает разрушительными силами: ослабляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление, рассеивает внимание. 

Чувства бессилия, зависимости, которые в данных условиях непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комп- 

  лекс, включающий  страх, отчаяние, и в то же  время ожидание  лучшего, надежду  на избавление  от гнета чуждых  сил. Невозможность  действительного  освобождения приводит  к поискам освобождения  духовного. Появляются  видения, пророчества, в которых на смену апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение. 

Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает страх смерти. Человеку присуще  стремление к самосохранению, желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания — процесса, который причиняет много физической боли и духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких, друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида. Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха смерти может принять веру в бессмертие души. 

В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой, тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей воли, и т.д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения складываются под влиянием общества. Будучи сформированными, эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и могут действовать не только при отсутствии непосредственного общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно. Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях, ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, его результат выступает как нечто заданное, готовое. 

                       

                 

                  ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ

  

Неограниченность  и ограниченность познания

Гносеологические  детерминанты представляют собой те моменты  познавательной деятельности, которые делают возможным  возникновение религиозных  представлений, понятий,

идей, мифов. Познавательные возможности превращаются в действительность при наличии социумных факторов под воздействием психологических. 

ижение  через относительные  истины и заблуждения  к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом данном этапе  есть непознанные  сферы действительности и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует «тайное»). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями. 

Существует  противоречие между  характером человеческого  познания, которое  по своей природе, призванию, возможностям неограниченно и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. Поэтому знание всегда несет на себе печать

Информация о работе Основы и предпосылки религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии