Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:46, реферат
Историю Древнего Египта делят на основные периоды: Древнее царство (3000-2400 гг. до н. э.), Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.). Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).
Историю Древнего Египта делят на основные периоды: Древнее царство (3000-2400 гг. до н. э.), Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.). Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).
Общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов. По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью — рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания (лотос — символ плодородия и бессмертия, змей — символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.
Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).
Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» немецкого египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».
Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см2 такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.
Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.
Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел траурной символики.
Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи (рис. 1). В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных — змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
Кроме льна, применялись кожа и мех, в основном для изготовления одежды обрядового назначения.
Рис. 2
В костюме Древнего Египта наиболее распространенный вид одежды — драпирующийся. Позже накладной, но никогда не распашной. Все драпировки обычно формировались со спинки наперед и располагались спереди четкими, ритмичными формами, в то время как спинка оставалась облегающей. Соответственно не было удлинения одежды сзади.
В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины и различным образом драпированная. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась поясом — тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенная форма передника — расширенная книзу или овальная (рис. 2).
Рис. 3
Одежда женщин
состояла из куска материи, обертывавшего
фигуру от щиколоток до груди и
поддерживаемого одной или
Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.
В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.
Мужской костюм состоял из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой.
Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником — оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.
Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах. Человек в ней кажется спеленутым.
Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского нарамника. Это накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы (рис. 4). Распространенной одеждой было также покрывало (рис. 5).
Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти, треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо.
Воины носят передник и кожаный нагрудник. Одежда сельской и городской бедноты не изменяется.
Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.
Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск (см. рис. 4). В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей — уреем — символом власти, и клафт — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником (рис. 6).
Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.
Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.
И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.
Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.
На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.
По материалам: Н.М. Каминская. История костюма
Основными признаками одежды культуры Древнего Египта являются ее неизменность, постоянство и однообразие, а также геометрическая стилизация.
В эпоху Древнего царства основная одежда различных сословий мало отличалась по форме, важен был материал и украшения.
Стремление к прямым четким линиям, геометрическим формам – особенность костюма Древнего Египта.
С появлением растительных красителей в конце Древнего царства появился материал желтого, голубого, коричневого цветов. Цветную одежду долгое время имели право носить только привилегированные сословия (крупные землевладельцы, жрецы и придворные).
Знаки отличия сословий – прически, головные уборы и обувь, которую в Древнем царстве имел право носить только фараон. Считается, что все египтяне брили волосы (по крайней мере мужчины). Парик делали из растительных волокон, завитых мелкими локонами, или из шерсти, либо носили шапочку из грубого светлого холста, плотно облегавшую голову. Длина париков напрямую зависела от знатности человека.
Основной одеждой являлся передник схенти – полоса неширокой ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Схенти фараона был из тонкого, хорошо отбеленного полотна. Клафт – наиболее часто встречающийся на изображениях мужской головной убор.
Фараоны Древнего царства часто
носили только схенти, парик и сандалии
из тростника. Могли надевать вторые
передники из плиссированной ткани
сверх обычной набедренной
Во время жертвоприношений и ритуальных служб жрец облачался в шкуру леопарда. Она закреплялась на спине, голова и лапа шкуры располагались спереди на плече, когти украшались золотыми пластинами.
В Древнем царстве женский костюм был предельно прост. Носили длинную прямую рубашку калазирис на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой. Длина его доходила до середины икры. Калазирис был достаточно узким и не позволял делать большие шаги. У знатных женщин встречались вышивка и плиссировка.
Калазирис – основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменения затрагивали только детали кроя (иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами. Разнообразие пестрых (или вышитых) тканей.
Парики были более длинными, чем у мужчин.
Одежда заметно усложняется. Это время характеризуется экономическим подъемом, ростом городов, что привело к стремлению к роскоши. Появляются новые ткани из Передней Азии и костюм приобретает более сложные формы. В это время начинают использоваться пластические свойства ткани.
О сословном
и имущественном положении
Покрой калазириса остается прежним, прибавляются лишь украшения и отделка. Встречаются изображения в тонких, слегка драпированных покрывалах (плащах), но большинство женщин продолжает носить калазирис традиционной формы. Нововведением является короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.