Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:03, контрольная работа
В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже — накладная, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялась очень медленно; долгое время одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке. В эпоху Древнего царства (3000 — 2400 гг. до н. э.) единственной одеждой мужчин была набедренная повязка — схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом.
В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже — накладная, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялась очень медленно; долгое время одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке. В эпоху Древнего царства (3000 — 2400 гг. до н. э.) единственной одеждой мужчин была набедренная повязка — схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Судя по изображениям, существовало множество способов повязывания схенти, различавшихся в зависимости от длины ткани и расположения складок, благодаря чему и эта скромная одежда могла выглядеть нарядной и даже изысканной. Вместе со схенти (а иногда и без неё) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный по форме. Никакой другой одежды даже цари долгое время не носили.Только жрецы при совершении священных обрядов набрасывали на плечи шкуру леопарда. У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис— своеобразный узкий сарафан плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам.
Со временем древнеегипетская
одежда заметно усложняется. Традиционные
схенти и калазирисы сохраняются лишь
в обиходе простолюдинов; в костюме знати
они начинают играть роль нижнего белья.
У мужчин входит в обычай надевать по нескольку
схенти, причём верхнее нередко делается
из прозрачной ткани и ниспадает почти
до земли. В эпоху Нового царства у мужчин
и женщин в моду вошёл заимствованный
у сирийцев нарамник — длинная
и широкая накладная одежда из тонкой
ткани. Его покрой был очень простым: полотнище
ткани, прямое или расширенное на концах,
длиной в два человеческих роста, складывали
пополам и на месте сгиба делали прорезь
для головы, а по бокам сшивали, оставляя
отверстия для рук. Его надевали поверх
схенти или калазириса и подпоясывали
таким образом, что получались как бы широкие
рукава. Иногда к нарамнику пришивали
настоящие рукава, и он превращался в рубашку.
Мужчины обычно носили нарамник с синдоном — длинным
шарфом, который обёртывали поверх нарамника
вокруг бёдер и завязывали спереди так,
что концы свисали вниз. Женщины поверх
нарамника накидывали тонкий плащ затянутый
узлом на груди и оставлявший открытым
правое плечо. Лёгкие, полупрозрачные
ткани, окутывавшие тело человека словно
бы дымкой, придавали ему черты изящества
и изнеженности. Такая одежда видоизменяла
облик своего хозяина, украшала его, позволяла
скрывать недостатки фигуры. В качестве
отделки для нарядов древние египтяне
использовали плисировку,
Аксессуары
Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали аксессуары. Именно они, наряду с укращениями служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.
Самым распространённым из аксессуаров был пояс. Простолюдины подпоясывались узкими кожаными ремешками; состоятельные люди, напротив, носили длинные тканые пояса-ленты (чаще всего — красные или синие, иногда — узорчатые). Царь в торжественных случаях надевал поверх матерчатого пояса ещё один — золотой. Спереди к нему крепился церемониальный передник из золотых пластинок, соединённых полосками из бус и украшенных цветным стеклом; снизу он был оторочен бахромой. Сзади к царскому поясу с помощью специального полого цилиндрика подвешивался хвост. Первоначально это был самый натуральный бычий хвост, что соответствовало одному из титулов фараона — «Могучий Бык Двух Земель»; со временем настоящий хвост заменили связкой бус (два таких ритуальных хвоста были найдены в гробнице Тутанхомона).
Древним египтянам были известны перчатки и рукавицы. Рукавицы изготовлялись из полотна и применялись для защиты рук от мозолей и травм при стрельбе из лука или управлении колесницей.. Перчатки (матерчатые или кожаные) имели, видимо, церемониальное назначение.
Обувь
Долгое время единственным
видом обуви у древних египтян были сандали.
Очень простые по форме, они представляли
собой лишь подошву (иногда с загнутым
кверху носком), к которой крепились два
ремешка: один ремешок начинался у большого
пальца и соединялся с другим, охватывавшим
подъём ноги, благодаря чему обувь напоминала стремя.
Изготовлялись сандалии обычно из кожи
или листьев папируса. В царских гробницах археологи
В период Нового царства появились и другие фасоны обуви. Так, в одном из сундуков, обнаруженных исследователями в гробнице Тутанхамона, среди прочих вещей оказались самые настоящие шлепанцы без каблуков, с кожаными носками, расшитые мелкими золотыми блёстками.
Несмотря на то, что обувь была такой простой, египтяне её очень берегли. Крестьяне, отправляясь в город по делам, часто несли свои сандалии в руках и обувались только на месте. Знатные люди тоже часто ходили босиком, особенно у себя дома.
Головные уборы
Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками.
Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок (клафт, или немес). Его повязывали поверх парика таким образом, что уши оставались открытыми. Два конца платка свисали на грудь, третий — на спину (иногда его перехватывали лентой или обручем). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Однако во время различных торжеств он надевал корону— точнее, ту её разновидность, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая.
Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта (хеджет), напоминающая по форме кегли или бутылку; 2) красная корона Нижнего Египта (дешрет), которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью; 3) двойная корона (пшент), сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны; 4) синяя с красными лентами «боевая корона»; 5) «корона Амона» из двух перьев с золотым диском между ними; 6) корона атеф; 7) «тростниковая корона» (хемхемет)— сложное сооружение из золотых перьев, бараньих рогов, змеек и солнечных дисков; и др. Судя по сохранившимся скульптурам и рельефам, существовало до 20 разновидностей корон (к сожалению, ни одна подлинная древнеегипетская корона до нашего времени не дошла). Обязательной принадлежностью любого царского головного убора был урей — золотое изображение кобры, которая являлась символом богини Уаджет , покровительницы Нижнего Египта. Его помещали надо лбом и иногда дополняли золотой головой коршуна — знаком Нехбет, богини Верхнего Египта.
Жрецы в храмах во время
совершения обрядов надевали
У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом. Жёны фараонов часто изображаются в короне, имеющей вид коршуна с распростёртыми крыльями, выполненного из золота с инкрустацией из драгоценных камней или цветной эмали. Иногда поверх этой короны водружали высокие золочёные перья (атрибут богини истины Маат) и изображение лунного диска — знак Хатор, богини красоты и любви. Такой убор, разумеется, предназначался лишь для особых случаев. Вообще, создаётся впечатление, что головные уборы цариц не так уж строго определялись дворцовым ритуалом и больше отражали их личные вкусы. К примеру, прекрасная Нефертити отдавала предпочтение простому синему венцу цилиндрической формы, который позволял подчеркнуть изящную посадку головы и стройную шею.
Украшения
Для изготовления ювелирных
изделий чаще всего применяли
золото, богатые месторождения которого
были открыты в Египте ещё в глубокой древности.
При этом больше всего ценили не столько
стоимость материала, сколько его живописные
свойства. Египетские мастера умели с
помощью различных присадок придавать
золоту разнообразные оттенки — от белого
до зелёного. Широко применялся также электр—
сплав золота с серебром; из него изготовляли
повседневные предметы, а также крепления
и связующие элементы в браслетах и ожерельях.
В украшениях золото всегда сочеталось
с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты.
Предпочтение отдавалось камням, окрашенным
в яркие и чистые тона — сердолику, лазуриту,
Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. ускх— большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.
Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях) и на щиколотках. Браслеты могли быть самыми разнообразными — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили также кольца со вставками из полудрагоценных камней. В ходу были кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов. Чрезвычайно популярны были кольцевидные серьги т( с подвесками или без них). Они иногда были такими большими и тяжёлыми, что деформировали ухо.
Конечно, украшать себя золотом
и самоцветами могла только знать.
Но и люди скромного достатка любили
украшения ничуть не меньше. Их украшения
делались, как правило, из сравнительно
дешёвых материалов — керамики, стекла,
кости и т. п. Но по красоте и изяществу они
порой ничуть не уступали ювелирным изделиям.
Например, фаясовыми бусинам для ожерелий
придавали форму бутонов и лепестков лотоса,
васильков, маргориток,
В качестве украшения древние египтяне охотно применяли живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.
Древнеегипетские украшения служили одновременно и амулетами, призванными защищать от болезней и дурного глаза, отгонять злых духов и т. п. Самой большой магической силой, как считалось, обладали «око Гора» (символ солнечного божества), «анх» — крест с петлёй наверху, обозначавший жизнь, а также фигурка жука-скарабея (символ воскрешения, мира и солнца).