Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:37, реферат
Правовые принципы и отдельные предписания египтян находили закрепление в разнообразных мифических преданиях о богах, жизнеописаниях фараонов, жреческих трактатах, храмовых хрониках, «Книге мертвых», «Текстах пирамид» и других надписях на стенах храмов, на фресках и папирусах.
Реферат на тему «Право Древнего Египта»
Источники древнеегипетского права.
Правовые принципы и отдельные предписания египтян находили закрепление в разнообразных мифических преданиях о богах, жизнеописаниях фараонов, жреческих трактатах, храмовых хрониках, «Книге мертвых», «Текстах пирамид» и других надписях на стенах храмов, на фресках и папирусах.
Древнейшим источником права был обычай, тесно связанный с религиозными нормами и мифическими предписаниями. По легенде, бог-луна, Тот, дал начало древнейшему законодательству, передав египетским жрецам 42 священные книги, 13 из которых были посвящены полномочиям фараона и основным законам.
В древнеегипетской
мифологии можно встретить
Так как
древние египтяне, выводили свое законодательство
из божественных установлений, то и нормы
древнеегипетского права были в то же
время нормами религиозного происхождения
и назначения. Легитимации власти и управления
содействовали характерные для мифологии
представления о божественном первоисточнике
всех правил человеческого общения, включая
правовое общение. Олицетворением справедливости
в каком-либо конфликте,
Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.
Большое значение в качестве источника права имело законодательство фараонов. Оно было весьма подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно действующий живой источник своих законов. Возможно, именно потому, что застывший письменный закон был несовместим с божественным величеством фараона, который не мог ограничиваться в своих инициативах, попытки крупных систематизаций законодательства были так редки в истории права Древнего Египта. Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех следующих фараонах: при фараоне первой правящей династии Менесе (конец IV тыс. до н. э.), при фараоне Сазихисе в эпоху Древнего царства, при фараоне ХХ династии Рамсесе II Великом и при фараоне XXIV династии Бокхорисе (720–715 гг. до н. э.).
Французский египтолог Ж.-Ф. Шапмольон в своем кратком описании правления Рамсеса Великого указывает на то, что «он хотел упрочить благополучие его (Египта. — Е. Т.) жителей и обнародовал новые законы», среди которых «наиболее важным был тот, который предоставлял все классам его подданных право собственности во всей его полноте». Рамсес Великий разделил свое государство на 36 провинций, которыми управляли назначенные чиновники в соответствии «с полным кодексом писаных законов».
Фараон Бокхорис известен как крупный социальный реформатор и законодатель, деятельность которого послужила образцом для Солона в период проведения им реформ в Афинах (594 г. до н. э.). В кодексе Бокхориса, состоявшем из свитков папируса, большое место отводилось регламентации торговых сделок и иных договоров, фиксации формуляров частноправовых контрактов. От царских «законов» (хеп) отличались его «наказы», или инструкции (теп-ред), узаконения, регулировавшие должностное право и адресованные джати, жрецам, воинам, ремесленникам и др.
В целом ряде случаев силу источника права приобретали судебные решения фараона и джати, административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры. Так, известен торговый договор египетской царицы Хатшепсут (1525–1503 гг. до н. э.) с царем Параху, главой государства Пунт (современное Сомали). Мирный договор 1296 г. до н. э., заключенный между фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III, является первым известным в истории международным договором, содержащим основные принципы древневосточной дипломатии: 1) оба государства отказывались от применения силы друг против друга и брали на себя обязательство решать все недоразумения путем переговоров.
Гражданское право.
Право собственности.
В Древнем Египте существовал свод всех земель страны «Книга росписи земель Верхнего и Нижнего Египта», где все земли были расписаны по держателям полей на текущий год. Верховным собственником всей земли был фараон. Он мог даровать пахотную землю вместе с рабами и инвентарем, как вознаграждение за службу отдельным воинам, жрецам и другим своим подданным. Эти земельные пожалования «дом номарха» приобретали статус временного частного землевладения джет, хотя государственные чиновники продолжали взимать с них часть дохода. Постепенно такие землевладения становились частной собственностью «дом отца моего». Землевладение дом номарха было неделимо, те владельцу дома принадлежало и все остальное владение. Наследовать его можно было лишь в случае назначения на ту же самую должность, а также было запрещено пользоваться двумя должностными владениями, чтобы избежать неприятностей при исполнении связанных с правом владения обязанностей.
В состав
царско-храмового хозяйства
По преданиям, жрецы издревле владели третью земель Египта. Эта земля предназначалась для службы богам и предкам, проведения различных священных обрядов. Храмовое землевладение отличалось особым режимом: оно, как земля богов, находилось под вечным покровительством фараона, освобождалось от ряда налогов и повинностей.
Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и поселений). У каждого вельможи был «домоправитель», который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов — они были нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год.
Остальной земельный фонд поступал в непосредственное управление общинных старост ксерпов. Земли крестьян тоже считались собственностью фараона, за их использование землевладельцы-общинники платили налог. Земельный надел мог наследоваться по мужской линии при условии правильного культивирования почвы наследодателем.
Особую
категорию составляла семейная собственность.
Она находилась под контролем
старшего члена семьи, особо оберегавшего
так называемую культовую собственность
для погребальных целей. Существовала
особая категория священных земель,
на которых запрещалось возводить
частные постройки или
Обязательственное право
Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.
Договоры
и условия купли-продажи
Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение.
Некоторые новации были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV династии (720—715 гг. до н. э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва. Некоторые из этих реформ послужили, по всей видимости, образцом для подражания афинскому законодателю Солону (594 г. до н. э.). Сходны с ними также реформы китайского императора Уди (II В. н. э.), но это сходство носит уже случайный характер.
В Египте
был распространен договор
За нарушение обязательств древнеегипетским законодательством предусматривался штраф в размере двукратной стоимости предмета обязательства. В судебной практике встречались дела об оговорках, связанных с нарушением обязательств по независящим от сторон причинам. В этих случаях договоры расторгались в судебном порядке, а стороны возвращались в первоначальное положение.
Семейное право
Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.
Положение женщины в Древнем Египте существенно отличалось независимостью от положения женщин в других странах древности. Женщина играла значительную роль в социальной и хозяйственной жизни общества, занимала высокое положение в семье, была так называемой «владычицей дома».
Свадебный обряд был достаточно прост, так как основная часть брачной церемонии заключалась в переходе невесты с ее приданным из отцовского дома в дом жениха. Насилие и неверность с любой стороны обычно не допускались. Развод происходил по согласию или по причинам неверности или бесплодия. В поздний период женщина могла инициировать развод и имела покровительство закона в отношении раздела имущества. Иногда перед бракосочетанием достигалось соглашение, в котором женщина перечисляла свои собственные владения при вхождении в брачный союз, для того чтобы удержать их в случае развода.
Развод содействовал тому, что многие замужние египтянки становились одинокими в продуктивный период жизни, и потому сериальная моногамия была распространенной. Есть свидетельства, что множество бракосочетаний умерялось, по крайней мере, для мужчин, хотя это, вероятно, вело к заточению (удержанию) жен в обособленные дома.
Семья со
многими детьми считалась идеалом.
Дети именовались «штатными
Для статусных отношений весьма характерным было равноправие Мужчины И ЖенщиныВ частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.
Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах (по современным подсчетам, до 5% браков вместо 1—2% в большинстве остальных случаев в среде других сословий). По преданию, фараон Рамзес II (XIII В. до н. э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли еще при его жизни.
О разводе и его последствиях не существует свидетельств вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.