Право Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:37, реферат

Краткое описание

Правовые принципы и отдельные предписания египтян находили закрепление в разнообразных мифических преданиях о богах, жизнеописаниях фараонов, жреческих трактатах, храмовых хрониках, «Книге мертвых», «Текстах пирамид» и других надписях на стенах храмов, на фресках и папирусах.

Файлы: 1 файл

древнеегипесткое право печать.docx

— 36.93 Кб (Скачать)

На детей  как наследников возлагались  расходы по захоронению своих  родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.

 

Уголовное право

Главной целью судебного разбирательства  и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе  руки, виновных в выдаче государственной  тайны лишали языка, подделывателю  документов или мер и весов  отрубали одну руку.

Сурово  карались преступления против веры (колдовство, убийство животных, почитаемых священными).

Все наказания  отличались жестокостью — с телесными  мучениями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику. Также в систему наказаний входили: смертная казнь (сажание на кол, отдача на съедение крокодилам и пр.); заключение в тюрьму; обращение в рабство; ссылка на каторжные работы в Эфиопию, Нубию и другие страны; лишение звания и превращение должностного лица в ремесленника или земледельца; денежный штраф; конфискация частных рабов в пользу государства.

В «Книге Мертвых» (гл. 26–30, 64 и 125) содержался перечень сорока двух самых тяжких для египтян  грехов-преступлений. Наиболее тяжкими  признавались преступления против фараона  и государства и религиозно-культовые  преступления. К первым относились: измена во время ведения военных  действий, заговор против монарха, мятеж, разглашение государственной тайны, «переход Реки» (посещение соседнего  нома без разрешения), а также  должностные преступления.

Вторая  категория тяжких преступлений обособилась  в связи с тем, что уголовно-правовые представления египтян впитали  в себя различные мифологические образы, в том числе тотемические. В частности, в каждом номе существовала особая административная должность «смотрителя за священными животными». Так, шакал был особым животным с точки зрения древнеегипетской религии, так как его голова присутствовала в изображениях некоторых богов (например, бога Анубиса и бога Упуата). В связи с тем, что одной из ипостасей бога солнца Ра был «великий огненный кот», преследовалось любое посягательство на жизнь представителей семейства кошачьих. Так, в случае гибели кошки виновный приговаривался к смертной казни независимо от того, намеренно или случайно она была убита.

Особо жестоко  преследовались такие преступления, как посягательства на храмовую собственность, кража погребального имущества  и ограбление некрополя. Так, один правитель  Фив возбудил дело об ограблении некрополя, сославшись на то, что это — «преступление  великое, подлежащее наказанию через  казнь сажанием на кол». Согласно указу  Сети I кража храмового имущества  наказывалась 100 ударами и взысканием в пользу храма штрафа в стократном размере стоимости украденного. За кражу храмового скота вору отрезали нос и уши, после чего его отдавали в рабство храму, а членов его семьи делали зависимыми людьми того же храма. Кроме того, всякие святотатцы лишались права на совершение погребальных церемоний и обрекались на загробные кары.

Отдельную категорию составляли преступления против личности (убийство, нарушение  правил врачевания, повлекшее смерть больного) и против семьи и нравственности (прелюбодеяние, изнасилование). Постепенно обособилась и группа преступлений против частной собственности (кража, грабеж, мошеннические действия в  виде обмеривания или обвешивания  и пр.). В качестве наказания за эти преступления предусматривалось, как правило, возвращение похищенного  имущества и выплата в качестве штрафа двух или трехкратной стоимости  украденного в пользу потерпевшего. Ростовщичество преследовалось в связи  с тем, что оно относилось к  низким ремеслам, не достойным добропорядочного подданного; им могли заниматься только чужеземцы (евреи, критяне, финикияне).

 

Суд и судебный процесс Древнего Египта

Главной целью судебного разбирательства  и выносимых ими решений было предупреждение возможных повторных  преступлений. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственных тайн лишали языка, подделывателю документом или мер  и весов отрубали одну руку.

В древности  важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправления, они разрешали  споры о земле, водопользование  и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах функции судей выполняли  номархи. Высший надзор за чиновниками  осуществляли фараон и везирь. Судебные функции выполняли также храмовые служители. Процесс начинался по жалобе потерпевшей стороны.

Египетский  суд был значительно обособлен  в своей организации, и это  было также важной чертой всего государственного строя. Юстиция в целом основывалась на двух принципах:

1) незыблемое  хранение привилегий царской  власти;

2) традиционные  привилегии жречества.

Судебная  деятельность тесно связывалась  не с администрацией (хотя высшим судьей был главный управитель), а с  традициями жреческой власти.

Деревенские общины располагали только полицейскими полномочиями в отношении своих  членов. Полноценный суд был в  областях-номах. Для военных был свой особый суд по месторасположению войска). Основной категорией дел номовых судов были финансовые и налоговые: ежегодно все египтяне были обязаны объявить в области о своем имени, местожительстве, имуществе и доходах – с этого исчислялись продуктовые или натуральные повинности (до I тыс. до н. э. египтяне не знали денег в собственном смысле слова). Уголовные дела рассматривали специальные или более высокие суды: «6 великих палат». Во главе всей судебной системы был Высший суд из 30 судей (в период Позднего царства). Председатели носили особые знаки – золотые цепи. Египетский суд решал дела без мотивации: только «да» или «нет» в ответ на обвинение. Дача показаний обуславливалась принесением присяги, известны случаи судебных пыток (битье палками) для понуждения к «говорению истины».

Судебный  процесс носил обвинительный  характер с устными выступлениями  сторон и письменными или устными  показаниями свидетелей. В решении  указывались законные мотивы. Неотъемлемым элементом судопроизводства в Египте считались клятвы, которые произносили  для подтверждения своих показаний  свидетели и стороны. Однако данная заинтересованными лицами клятва не считалась безусловным доказательством, и суд производил расследование  независимо от нее, применяя пытки, очные  ставки, обыски. Пытки часто практиковались во время допроса, когда обвиняемого  подвергали битью палками по спине, ладоням и стопам. В тех случаях, когда обвинение или иск не имели под собой твердых доказательств, клятва еще во времена Нового царства освобождала от обвинения. По традиции произнесение клятвы при судоговорении оставалось обязательным.

Судебная  иерархия устанавливалась толь в  уголовных делах. Мелкие дела рассматривались  чиновниками на местах, крупные слушались  с участием фараона или великого визиря. Идеалом судебного решения  считалась «строгая справедливость», даже если речь шла о заговоре против фараона. Наказания выносились соответственно проступку. Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные  собрания и именовались «дневниками». Это были сборники указов и прецедентов  для использования в судебной палате.

Фараон, по древнеегипетским представлениям, являлся олицетворением правосудия. Фараон являлся законодателем. В  древнейшие периоды истории Египта судебные заседания протекали в  присутствии самого фараона. Но уже  для времени Нового царства, трудно говорить о непосредственном участии  фараона в судопроизводстве.

вершителем  правосудия был визир. По сути, он был правой рукой фараона во всем управлении государством. он был главой центрального судебного присутствия, руководил и контролировал с помощью центральной судебной палаты или специальных чиновников деятельность всех судебных органов страны, имел право возбуждать процессы против других высших сановников.

Дошедшие  до нашего времени тексты Нового царства  в роли органов суда называют кенбет и джаджат. Низшим органом управления были сельские общины (джаджаты) – староста и другие должностные лица.

Наиболее  часто упоминаемой текстами Нового царства судебной инстанцией является кенбет. Происхождение названия этого органа, равно как значение самого термина, остается неясным.

Для судебной системы Древнего Египта было характерно одновременное существование светского  и храмового судов. И тот и  другой официально подчинялись фараону, однако на практике храмовый суд постепенно становится практически независимым  от фараона, который, в свою очередь, принимает участие лишь в самых  громких судебных процессах. Обязанности  же контролирующего органа со стороны  светской администрации выполняли  визири, которые часто состояли в  родственных связях с верховными жрецами, возглавлявшими храмовые суды. Одновременно с этим в обязанности  верховных жрецов переходила процедура  вопрошания божественного оракула, что давало дополнительную возможность  жрецам принимать самостоятельные  решения, т.к. сама процедура получения  пророчества оракула подразумевала  заранее подготовленный «ответ бога», который затем оставалось только выразить в жесте статуи божества.


Информация о работе Право Древнего Египта