Культурные основы мировых цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

Оглавление

1. Введение
2. Определение цивилизации
- признаки цивилизаций;
- типы цивилизаций;
- множественность цивилизаций
3. Социокультурные функции цивилизаций
4. Значение культуры в формировании цивилизаций
5. Элитарные идеи
6. Роль государства в развитии цивилизаций
7. Религия и цивилизации
8. Природа, человек, общество
9. Заключение

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Реферат 2.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

Согласно концепции О. Шпенглера культура — это набор качеств и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный к некоторой нации либо стране  и  определяющий  ментальность входящих в нее людей. Культуры имеют локальный характер, что означает отсутствие общей направленности исторического процесса и бессмысленность самого понятия человечества. Понять культуру можно, выявив ее стиль, который, в свою очередь, возникает из идейной основы, первичного символа — "прафеномена". О.Шпенглер10 рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития. При этом происходят поиски средств реализации основной идеи, выявляются исторические формы данной культуры. Культура являет собой  совокупность всех тех духовных достижений человечества,  которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные,  с течением  истории  получили статус  общественно-объективных и как бы над временных  духовных явлений, образуя непрерывную инеподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную  традицию. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее

К материальной культуре относятся  средства  производства и предметы труда. Материальная  культура —  показатель уровня практического овладения  человеком природой.

 К духовной культуре  относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт,  уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества,  уровень развития потребностей  и интересов людей.  Духовная культура отлагается в “вещной”  форме.  Все это живет и сотрудничает с современным  поколением и является культурой только в отношении  с живым  разумом.

     Каждый культурный образец должен пройти достаточно длинный путь, чтобы занять свое место в культуре общества. Полученный в результате творческой деятельности образец духовной или материальной культуры должен быть продемонстрирован и оценен с точки зрения его полезности и принят микросредой, после этого происходит его сравнение с достижениями прошлого, вторичное распространение на всю культуру общества или социальной группы.   Распространяемые образцы проходят тщательный отбор, в результате чего только незначительная их часть становится достоянием культуры общества или большой группы. После окончания очередного цикла процесса, снова происходит творческая оценка культурных образцов на основе изменяющихся потребностей людей, создаются новые культурные элементы и комплексы, и процесс повторяется. Современное общество характеризуется быстрым изменением культурных образцов. В ходе постоянно протекающих процессов зарождения и распространения культурных образцов происходит их интеграция, усложнение, обогащение.

Наиболее систематически просветительский взгляд на становление культуры изложен французским социологом, математиком и общественным деятелем, членом французской Академии наук Мари Жаном де Кондорсе11. Кондорса в своем «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) впервые попытался проследить значимость различных форм хозяйства, технических изобретений, научных и философских открытий, элементов морали и этикета для общего духовного развития человеческого рода. Он обратил внимание на взаимосвязь материально-хозяйственных, социальных и интеллектуально - моральных явлений, образующих особого рода систему, которую мы сегодня называем культурой. Кондорсе видел основу и источник развития этой системы в развития коллективного разума и поставил целью проследить этапы его становления.

Прогресс разума необратим  и ведет к равномерному развитию всех сторон культуры, ко все более  рациональному, управляемому, гуманному  обществу. Но в силу сложности разума, консерватизма человеческой природы  и всякого рода пристрастий, влияющих на направление мысли, прогресс разума протекает неравномерно и противоречиво. Кондорсе различает два вида прогресса: быстрый и медленный. Быстрый прогресс происходит за счет особенно важных открытий и изобретений: алфавита, письменности, пороха, магнитной стрелки, колеса. Медленный - осуществляется в процессе каждодневного, рутинного труда, повторения одних и тех же действий, которые «оттачиваются», совершенствуются и обрастают новыми полезными приемами. Так развиваются ремесла и искусства. Кондорсе твердо верит, что никакое развитие ума и знания не может помешать прогрессу и счастью. Задержки прогресса, в конечном счете, объясняются невежеством, заблуждениями или прямым обманом.

Прослеживая ход культурной истории, Кондорсе выделяет в ней  десять основных эпох, своего рода культурных формаций или цивилизационных стадий. Каждая из них базируется на определенной ступени развития разума. Однако, в отличие от Гегеля или Маркса, Кондорсе дает строгую логическую схему. История закономерна, но высшая стадия не выводится непосредственно из низшей. Переход к каждой последующей стадии связан с каким-то творческим актом, включением в исторический процесс нового фактора, которого не было на предыдущей стадии. Таковы, скажем, земледелие, изобретение письма, возникновение религии, книгопечатания, открытие Декартом принципа автономии мышления. Кондорсе ограничивается описанием истории европейской культуры, лишь изредка ссылаясь на сходные или контрастирующие примеры восточных культур. Смысл первой культурной эпохи, которая, как и остальные, точно не датируется, состоит в образовании племенных сообществ. Основой племени является семья, возникающая в силу необходимости ухода за детьми и растущей привязанности мужа и жены друг к другу.

Сущность второй эпохи - переход к оседлому образу жизни, пастушеству и земледелию. На этой стадии возрастает плотность населения, увеличивается богатство общества, усиливается имущественное расслоение.

Третья эпоха охватывает весь период развития оседлого земледельческого общества и завершается изобретением письменности. Кондорсе указывает на развитие мощных государственных образования - факт, характерный для данной эпохи.

Четвертая эпоха включает в себя беспрецедентный расцвет  науки и искусства в Древней  Греции. Здесь, благодаря защищенности от набегов варваров, талантливости народа, выгодным сношениям с Востоком, откуда были почерпнуты основы ремесел, наук, азбука и религия, возникли условия для интенсивной умственной жизни.

Пятая эпоха охватывает период развития наук в Греции и  Риме до их упадка и утверждения христианства. Упадок наук, философии, морали привел в конце концов к тому, что духовный «вакуум» был заполнен христианством. В Европе наступила эпоха «темного Средневековья».

Шестая эпоха охватывает период от упадка просвещения в позднем Риме до его возрождения во времена крестовых походов. Как и другие философы - просветители, Кондорсе низко оценивает христианское просвещение и считает Средние века «провалом» в истории культуры. В период крестовых походов европейцы познакомились с арабским миром. Этим был дан толчок европейскому Возрождению. К началу Возрождения провозглашенные христианством принципы духовной свободы, братства и единства достаточно укрепились в умах для того, чтобы стать фундаментом новой философии и нового гражданского сознания. Они подготовили переворот в судьбе человеческого рода.          Седьмая эпоха начинается возрождением наук в Европе и завершается изобретением книгопечатания. Возрождение было обусловлено как внешним - восточными влияниями, так и развитием сознания самих европейцев.

Содержанием восьмой эпохи явился духовный переворот, обусловленный  изобретением книгопечатания, но подготовлявшийся подспудно много столетий. Блага, даваемые книгопечатанием, многочисленны  и велики. Книга явилась новым  связующим элементом, можно сказать, фокусом новой культуры Нового времени. Книга являлась новой трибуной, которая давала власть над разумом и была независима от грубой силы.

Девятая эпоха - от Декарта до образования  Французской республики - разбивает  цепи экономического, политического  и духовного рабства. Духовный поворот сделан. Но чтобы новые идеи проникли в массы, чтобы общественные порядки были приведены в соответствие с требованием разума - нужно время. Философы создают правильные теории, но умственный уровень общества, руководителей страны - недостаточен, чтобы им следовать. Философам и публицистам приходится прилагать много усилий для того, чтобы истина становилась мнением большинства.

Главными задачами десятой эпохи должны стать уничтожение неравенства между нациями, достижения равенства и солидарности общественных классов,совершенствование человека. Последние особенно важно. .Кондорсе верит в культурную миссию Европы.

До сих пор европейцы показали другим народам пример жадности и  вероломства. Но просвещение неизбежно  заставит всех уважать чужую независимость, гуманно относиться к слабейшим, бедным, непросвещенным народам. 
Европейское просвещение будет распространятся по всей земле без насилия. Дикие племена, говорит Кондорсе, «ждут нас и зовут как братьев и освободителей». Война есть преступление и величайшая глупость. Сближение народов приведет к тому, что каждый народ добровольно призовет к себе иноземцев и предложит им разделить с ним те блага, которыми он обязан природе или своему искусству. Причины взаимной ненависти исчезнут и установится вечный мир.

 

Культура современного общества. Две основные культурные парадигмы определяют культурную жизнь современного общества и культурное сознание современного человека: массовая культура (маскульт) и постмодернизм.

В 20 в. в обществе произошли глубокие изменения, главный источник которых — научно-техническая (и технологическая) революция. Произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Высокие технологии позволили сделать производство массовым, способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества. Массовое потребление и средства массовой информации (телевидение, компьютерные системы, спутниковая связь, радио, пресса) соединяют и объединяют людей.  В результате этих процессов наряду с традиционной элитарной (высокой) гуманитарной и научно-технической культурами в обществе начинает господствовать массовая культура. В отличие от народной массовой культуры (народные развлечения, игры, искусство и др.) маскульт — продукт новых способов производства и потребления, системы средств массовой коммуникации. Основное поле маскульта - духовная культура, индустриально коммерческий тип производства и распределения стандартизованных духовных благ. Маскульт создается не народом, а профессионалами. Их творения часто называют «китчем»12 — яркую, но безвкусную массовую продукцию. Маскульт близок рекламе, их роднит: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к преувеличениям.

Основные виды и формы маскульта: комиксы, видеоклипы, система бестселлеров, система «звезд». Основные жанры — это детектив, фантастика, секс, эротика, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм.

Главное назначение массовой культуры — развлечение, удовольствие, острые ощущения, «убить» свободное время, заполнить досуг. В соревновании с высокой культурой за массового потребителя она одерживает верх. Пока будут «массы», будет и массовая культура.

Проблема культуры — реальная практическая проблема, которая остро встает перед  мировой цивилизацией. Культурный нигилизм, пренебрежение к культурному наследию прошлого или к новаторству в культуре, недостаточное внимание общества и государства к созданию условий для расширения межкультурных контактов — все это может отрицательно отразиться на завтрашнем дне человечества.

 

5. Элитарные идеи

     В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества элита13, определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

Итальянские социологи Р. Михельс14 и Г. Моска15, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода — понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита — это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра16 и Ф. Ницше17.

В своем основополагающем труде « Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «люди гения» (то есть способные к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «люди пользы» (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных  трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872г.), «Человеческое, слишком  человеческое» (1878г.), «Веселая наука» (1872г.), «Так говорил Заратустра» (1884г.), элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной эстетической восприимчивостью. Возрения Ф. Ницше нашли отражение в идеологии немецкого фашизма.

Информация о работе Культурные основы мировых цивилизаций