Вклад Индии
в мировую цивилизацию.
Древнейшая
в Южной Азии цивилизация называется Индской,
так как она возникла в районе реки Инд
в Северо-Западной Индии (ныне в основном
территория Пакистана). Она датируется
примерно XXIII—XVIII веками до н. э. и таким
образом может считаться третьей по времени
появления древневосточной цивилизацией.
Открытие
культуры долины Инда произошло сравнительно
недавно (в 20-е годы XX века), и по разным
причинам известна она значительно хуже,
чем существовавшие одновременно Египетское
и Шумеро-Аккадское государства. Однако
можно утверждать, что для нее было характерно
использование бронзы, строительство
городов, а также изобретение письменности.
Эти основные признаки и позволяют говорить
о возникновении цивилизации, т. е. классового
общества и государства.
Наиболее
яркая особенность этой культуры — ее
чрезвычайный консерватизм. Такие города, как Мохенджо-Даро,
Хараппа и Калибанган, имеют характерную
двухчастную планировку. Часть города
построена на искусственном возвышении
и отделена зубчатой стеной от остального
поселения. Эта так называемая цитадель,
очевидно, была предназначена для общегородских
построек — административных и религиозных.
В Мохенджо-Даро было раскопано девять
слоев построек. По мере того, как уровень
земли поднимался из-за периодических
наводнений, новые дома возводились почти
точно на месте прежних. На протяжении,
по крайней мере, тысячелетий расположение
улиц города оставалось неизменным, наиболее
впечатляющим достижением индской культуры
является совершенная система водопровода
и канализации, дренаж и вывоз мусора,
каковой не имела ни одна другая древняя
культура, даже римская.
Оборонительные стены Мохенджо-Даро
в некоторых местах имели толщину до 9
метров. В городе существовали огромные
мукомольни, снабжённые конвейерами зернохранилища,
литейные мастерские, котельные для подачи
в дома горячей воды, музеи, театры и даже
цирки с дикими животными. Вокруг города
на сотни километров были разбросаны более
мелкие поселения, купеческие центры,
морские порты и приграничные крепости.
Раскопки
городских центров не дают
сколько-нибудь полного представления
о сельском хозяйстве, хотя
несомненно значительная часть горожан
также принимала участие в сельскохозяйственных
работах. Найденные остатки злаков свидетельствуют
о том, что выращивались пшеница, ячмень,
просо. Остатки тканей доказывают, что
в Индии раньше, чем в других странах Азии,
начали возделывать хлопчатник . В качестве
тягловых животных использовали быков
и буйволов. Разводили домашнюю птицу.
Более
полное представление можно составить
о городском ремесле. В строительстве
так широко применялся обожженный
кирпич, что его изготовление
должно было стать важной отраслью
производства. Разнообразием форм
отличается характерная хараппская
керамика. Роспись сосудов в основном
воспроизводит растительные орнаменты.
Находки пряслиц свидетельствуют о развитии
ткачества. Найдено некоторое количество
изделий из бронзы, золота и серебра. В
отличие от Египта и Месопотамии для Индской
цивилизации совсем не характерна монументальная
скульптура (вряд ли она изготавливалась
из непрочного материала, скажем дерева).
Все сохранившиеся изображения небольшого
размера. Каменная и бронзовая скульптура
отличается пластичностью, живостью передачи
движений. Напротив, многочисленные глиняные
фигурки богини-матери в сложном головном
уборе выполнены в условной манере и мало
отличаются от аналогичных культовых
статуэток предшествующего времени. Наиболее
примечательными произведениями художественного
ремесла являются небольшие каменные
печати . Найдено их уже более двух тысяч.
Вероятно, печати иногда носили на теле,
так как с обратной стороны бывает выступ
с отверстием для шнурка. Предполагается
их использование в качестве амулетов,
но главным назначением, очевидно, было
указание собственнических прав (или должности)
владельца.
На
основе памятников материальной
культуры и искусства могут
быть сделаны некоторые выводы
о характере религиозных представлений
жителей долины Инда. Изображения
на печатях свидетельствую: о культе
деревьев (и богини дерева), животных, небесных
светил. Фигурки богини-матери указывают
на земледельческий характер религии.
Мужское божество, сидящее в так называемой
йогической позе в окружении четырех зверей,
рассматривается как владыка четырех
стран света. Есть основания говорить
о том, что большее значение придавалось
ритуальному омовению.
Характерной
чертой культуры Индии является
то, что в ней мы встречаемся
со множеством взаимодействующих между
собой религий. Среди них следует выделить
следующие основные: брахманизм с его
позднейшими формами — индуизм и джайнизм,
буддизм и ислам. Именно брахманизм внес
существенный вклад в разделение общества
на касты, именно он акцентировал внимание
на переселении душ. Потом в брахманизме
выдвинулась неортодоксальная религия
— джайнизм, сыгравшая немалую роль в
истории Индии и ее культуры; исходя из
мировоззренческого фундамента брахманизма,
джайнизм, подобно зороастризму, сделал
явственный акцент на этику, на социально-нравственные
формы поведения человека.
Цивилизация в долине Инда
обладала развитой письменностью
и говорила на древнедравидском
языке "мунда", который, как недавно
установили учёные, был родственен эламскому.
Примерно
к концу XVIII в. до н. э. хараппская
культура перестала существовать. Можно
утверждать с достаточной уверенностью,
что она не погибла в результате внезапной
катастрофы.
После
гибели Индской цивилизации история
как бы делает «шаг назад» и на месте
опустевших городов возводят свои бедные
лачуги племена, которым еще только
суждено было вступить в эпоху
цивилизации. Однако период расцвета городов
долины Инда не прошел бесследно. Прямое
влияние Хараппы чувствуется
как в энеолигических культурах
Центрального Индостана II тысячелетия
до н. э., так и у племен бассейна Ганга.
Культурное наследие Индской цивилизации
сохраняется в религиозных верованиях
и культах позднейшего индуизма.