Мировая цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «Средневековье» в исторической науке укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. Таким образом, данные века - между античностью и Возрождением, стали именоваться средними. Условность такого понятия - огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия и несет важность, многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3.
1.Цивилизация средневековой Европы и её влияние на культуры……..….5
1.1 Раннее средневековье…………………………………………………5
1.2 Высокое (классичиское) Средневековье…………………………….7
1.3 Позднее Средневековье………………………………………………11
2.Христианизация империи…………………………………………………….13
3.Религия Средневековой Европы……………………………………………19
4.Искусство Средневековой Европы…………………………………………21
5.Наука Средневековой Европы………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории (Цивилизация).docx

— 61.58 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3.

1.Цивилизация средневековой  Европы и её влияние на культуры……..….5

1.1 Раннее средневековье…………………………………………………5

1.2 Высокое (классичиское) Средневековье…………………………….7

1.3 Позднее Средневековье………………………………………………11

2.Христианизация империи…………………………………………………….13

3.Религия Средневековой  Европы……………………………………………19

4.Искусство Средневековой  Европы…………………………………………21

5.Наука Средневековой  Европы………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………32

 

Введение

Понятие «Средневековье» в исторической науке укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. Таким образом, данные века - между античностью и Возрождением, стали именоваться средними. Условность такого понятия - огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия и несет важность, многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Средневековую культуру Европы принято делить на три периода:

  1. Раннее Средневековье, V - Х века;
  2. Высокое (Классическое) Средневековье, от X-XI веков до XIV века;
  3. Позднее Средневековье, XV и XVI века.

В средние века формируется  новый, религиозный тип культуры, пришедший на смену мифологическому. Религия стала одной из главных  движущих сил этой эпохи, ей принадлежит  роль фундаментальной мировоззренческой  основы духовной жизни Средневековья. Главная цель  религии – познать  самого себя, окружающий мир и Бога. Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная  духовная жизнь мало значила по сравнению  с космосом – абсолютным божеством. Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество. Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека. Человек эпохи  средних веков не творец, а исполнитель  Божьей воли.

 Главной религией  в Европе было христианство, именно  оно на протяжении всего Средневековья  определяло философию и художественную  культуру. Историки так называемой  «романтической» школы начала  ХIХ в. называли средневековье  «золотым веком» человечества, воспевали  достоинства рыцарских времен  и расцвет культурных и христианских  традиций.

Средние века – более чем тысячелетний (V – XV вв.) период в истории человечества. Этот время господства религиозного мировоззрения в духовной жизни, когда три мировые религии, зародившиеся на Востоке — буддизм, христианство и ислам, — определяют философские учения и развитие художественной культуры. Когда культура существует в фольклорно-обрядовой и культово-религиозной формах, а художественный канон имеет большее значение, чем личность художника.

Средневековая культура была исторически  закономерным и во многом прогрессивным  этапом в развития человечества. Положительный  вклад средневековья в историю  мировой культуры объективно велик. Он сказался отчасти в философии, содержавшей, несмотря на господство идеализма  и схоластики, ценные материалистические и диалектические тенденции. Он проявился  также в области научных знаний. Средневековая культура это не застывший  мир, а живое движение по пути поисков  высшего совершенства. Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Переход к  феодализму и его развитие происходили у разных народов по-разному.

История средних веков ближе  к нашему времени, чем история  древнего мира. Много ее «следов» сохранилось  на поверхности земли. В старинных  городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные домами средневековых ремесленников, купцов, крепостные стены и башни, величественные храмы.

От средних веков сохранилось  много исторических сочинений, хроник. До нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений  ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. Все документы  были рукописными.

 

 

 

  1. Цивилизация Средневековой Европы и её влияние на культуру

 

1.1 Раннее средневековье

После окончательного раскола  Римской империи в 395г. на Западную и Восточную и перемещения  политического центра империи на восток, в новую столицу Константинополь, западная часть империи переживала упадок. С конца IV в. и особенно в V в. на её территорию устремились многочисленные варварские (от латинского barba - борода) племена, в основном германские. Они  образовывали здесь племенные объединения  и федерации племён и в V в. фактически завоевали всю территорию империи. Завоевание варварами империи сопровождалось их массовым переселением на её территорию: вандалы расселились в Северной Африке, вестготы – на территории Испании, остготы – в Италии, франки –  в Галлии, англы, саксы и юты  – в Британии.

Варвары, завоевавшие Рим, находились, несомненно, на более низкой ступени культурного развития, чем  римляне. В стране обработанных полей  и виноградников они продолжали добывать пищу охотой, вытаптывая нивы и сады, масштабное каменное строительство  прекратилось полностью - строили из дерева или растаскивали на свои нужды  камни римских зданий. Неумеренные  в еде и питье, варвары быстро уничтожали запасы и бросались грабить  соседей. Сухопутная торговля прекратилась  из-за опасностей и из-за того, что  некому и нечем было торговать. Римские  дороги заросли, торговые поселения  исчезли. Но варвары не были совершенно дикими народами, какими их нередко  изображали их ненавистники. Большинство  из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, было развито ювелирное  искусство и кожевенное ремесло, известен их восхитительный орнамент со стилизованными животными мотивами.

Как ни странно, несмотря на захватнический образ, варвары находили поддержку у римского населения, особенно по принятии христианства. Их язычество и мифология оказали большое влияние на последующее культурное развитие народов Европы. Прежде всего это относится к фольклорной традиции - литературной, музыкальной и изобразительной. В эту эпоху сложился общегерманский эпос, который не дошел до нас, но частично вошел в известные эпические сказания ("Беовульф", "Песнь о Нибелунгах" и др.). В них еще господствует языческое мировоззрение, хотя записаны они были уже в средние века.

 Языческая культура  очень долго оказывала большое  влияние на духовную жизнь  народных масс и в определенной степени на культуру профессиональную. Христианство же как религия не потерпело тяжелых потерь, хотя кое-где отступало - население возвращалось к язычеству. Но в других местах миссионеры завоевывали новые души. Немаловажную роль при этом играло монашество, которое к тому времени стремительно развивается: в монастырях наряду с духовной жизнью сочетается физический и интеллектуальный труд. В дальнейшем монастыри становятся центрами аграрного производства, мастерскими по переписыванию и иллюстрированию рукописей, яркими очагами религиозной и культурной жизни. Монахам предписывается простота и скромность во всём, но не рекомендовалось впадать в крайности, когда дело касалось самоотречения или одежды.

Из монастырей вышло огромное число миссионеров-проповедников, которые  начали свою деятельность по всей Европе, неся христианские обычаи, ритуал и  свою неутомимую страсть к созданию всё новых и новых монастырей, как бы объединяя страны Европы под  жезлом папы. Таким образом, церковь  в большой мере подготовила почву  для Каролингского возрождения.

Империя Карла Великого возникла когда король франков Карл (742-814) объединил под своей властью  почти все германо-романские земли, принявшие христианство, кроме Британии и Ирландии.

Современники воспринимали деятельность Карла как восстановление Римской империи, которая для  многих оставалась желанным идеалом  на фоне окружающего варварства. Возобновляется каменное строительство, при котором  в качестве украшений широко использовались римские колонны и капитолийская  волчица (символ Рима), но к ним добавляется  варварский декор. Происходят преобразования и в обучении: Карл Великий издаёт ряд указов, по которым при монастырях открываются школы и все родители обязываются обучать своих детей в школах (однако людей, желающих учиться, находилось очень немного, и народ в основной своей массе оставался неграмотным). Развивается схоластика («школьная учёность») – средневековая форма философской культуры и образованности, которая видела свою главную задачу не в раскрытии новых истин, а в обучении, объяснении, комментировании имеющихся знаний.

Изобразительное искусство  использовалось для отображения  библейских мотивов на стенах храмов (позволяло необразованным людям, не читая библию, знать некоторые писания), развита иконопись, миниатюры. Литература почти вся на латинском языке и почти вся религиозного содержания.

 

1.2 Высокое (классическое) Средневековье

В период классического, или  высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения  и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило  создать более крупные государственные  структуры и собирать достаточно сильные армии.

Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. Складывается городская культура, которая в дальнейшем сыграет огромную роль в развитии европейской цивилизации. Немалую роль в ней играет рыцарская лирика, прославляющая героизм, честь, светлые и чистые чувства. Развивается поэзия, появляется литература на национальных языках. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса – «Песнь о Роланде». В числе наиболее популярных  произведений того времени был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в . В основе «Песни о Нибелунгах» лежат древние германские сказания.

Значительным явлением в  литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты  и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви  и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые «Баллады о Робин Гуде», который и поныне остается одним из самых известных  героев мировой литературы.

В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское искусство. Для строений, построенных в романском стиле, характерны массивные стены, высокие крепкие башни, узкие окна, мужественная простота и ясная архитектурная логика. Наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды - театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля.

Духовенство было единственно  образованным классом, и именно церковь  длительный период определяла политику в области образования. Важный пласт  формирования народной культуры во времена  классического Средневековья - проповеди.

 Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения  богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.

В XI - XII вв. в Западной Европе было распространено учение о трёхфункциональном делении общества. Согласно этому  учению общество состоит из трёх «орденов» (от латинского «ordo» - группа, сословие, организация). Первый «орден» - oratores, т.е. те, кто молится: духовенство и  монахи. Второй «орден» - bellatores, те, кто  ведёт войну, воины, будущее рыцарство, оно в начале средних веков  только начинало формироваться. И третий «орден», или третье «сословие» - это aratores, или laboratories, т.е. те, кто пашет  землю( от глагола «arare» - «пахать») или  трудятся (глагол «laborare» - «трудиться»). Молящиеся, воюющие и трудящиеся – такова структура общества. Средневековые авторы подчёркивали, что каждый «орден» общества не может существовать сам по себе, поскольку одни, молящиеся, молятся за спасение душ всех других, другие охраняют общество от распада и от нападения внешних врагов, а третьи, землепашцы, кормят не только себя, но и всё общество. Таким образом, все «ордена» нужны друг другу, и «дом Божий», как говорили тогда (общество, социум, как мы сказали бы теперь), нерасчленим, а венцом его является монарх, король.

Информация о работе Мировая цивилизация