Мировая цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «Средневековье» в исторической науке укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. Таким образом, данные века - между античностью и Возрождением, стали именоваться средними. Условность такого понятия - огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия и несет важность, многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3.
1.Цивилизация средневековой Европы и её влияние на культуры……..….5
1.1 Раннее средневековье…………………………………………………5
1.2 Высокое (классичиское) Средневековье…………………………….7
1.3 Позднее Средневековье………………………………………………11
2.Христианизация империи…………………………………………………….13
3.Религия Средневековой Европы……………………………………………19
4.Искусство Средневековой Европы…………………………………………21
5.Наука Средневековой Европы………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории (Цивилизация).docx

— 61.58 Кб (Скачать)

Пиком изобретений стало создание в XIV в. часового механизма. 
Большой прогресс техники говорит о том, что средневековая Европа без предрассудков относилась к практическим знаниям, но все же научные знания смогли найти применение лишь в немногих областях.  
Наука рассматривалась как способ понимания деяний Творца и его сути. Наилучшим образом это проявилось в средневековых работах в области оптики. Книга Бытия гласит, что Свет был одним из первых творений Господа. Ученый-клерикал Роберт Гроссетест, живший в XII-XIII вв., считал свет первым созидательным импульсом. По мере своего распространения свет создавал пространство и материю, а затем, вернувшись из глубин космоса, якобы, постепенно затвердевал, образуя небесные сферы.

Понимание законов распространения  света должно было помочь понять суть мироздания. В процессе изучения природы света возникали и новые проблемы, которые исследовались и подвергались критике как самостоятельные аспекты.

Средневековые исследователи догадывались, что это явление радуги связано с наличием в воздухе дождевых капель, и они попробовали переместить радугу с небес в свои кабинеты. Возможность понять природу радуги можно получить путем моделирования условий, характерных для ее возникновения.

Исследователи заменили дождевые капли  полыми стеклянными шариками, заполненными водой, что позволило им свободно изучать такое явление.

Достоверные выводы о природе радуги могли быть получены лишь в том  случае, если удастся доказать аналогию между дождевыми каплями и  шариками, наполненными водой. При этом использовались такие доводы, что  природа по сути своей проста (т.е. управляется несколькими общими законами) и что похожие явления  имеют похожие причины возникновения. Именно такая сущность может быть у объекта, созданного разумным и  благожелательным божеством, таким  образом, принятое допущение можно считать обоснованным.

Средневековые философы, как показывает приведенный выше пример, не собирались повторять то, что говорили античные авторы, и рассматривали их работы с критической точки зрения. Как правило, интенсивность критики зависела от того, насколько важной была та или иная проблема с точки зрения религии. Это относится, например, к проблеме движения. Средневековые философы внимательно изучили все аспекты движения, поскольку понятие движения имело широкое применение в теологии.

В качестве доказательства существования  Бога Фома Аквинский использовал изречение Аристотеля о том, что все, что движется, должно иметь источник, который сообщает ему это движение. В отсутствие этой божественной силы наличие любого движения приводит к постоянному ослабеванию предыдущих движений, давших ему импульс.

Огромным достижением средневековой  науки было слияние науки, философии  и теологии в единое целое. Это можно проследить на примере одной из величайших средневековых поэм, "Божественной комедии" Данте.

Восточные государства значительно  опережали Европу в экономическом  и культурном развитии в течение  эпохи раннего средневековья (VII—XI вв.) Если, например, Бируни переводил  Птолемея, определял радиус Земли, размышлял  о гелиоцентрической системе  мира, то в Европе господствовали наивные  представления о Земле как  о плоской лепешке, накрытой хрустальным  колпаком и опоясанной океаном 

Однако уже с X в. начинают развиваться экономические и  культурные связи Европы и Востока. Большую роль в этом сыграли со второй половины XI в. знаменитые крестовые  походы, доставившие европейцам новые  сведения: экономические, технические  и культурные.

Происходящее в Европе развитие ремесла и торговли способствовало оживлению экономики и культуры. Появляются первые университеты, сначала  в Испании, где уже арабами  был организован университет  в Кордове, затем в Италии, Париже и Англии. Университет средневековой  Европы существенно отличался от современного университета, однако до нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, звания профессора и доцента, лекции как  основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета. Отмерла такая форма обучения, как диспут, имевшая широкое распространение  в средневековых университетах, но научные дискуссии и семинары имеют большое значение и в  современной науке, и в высшей школе.

Лекция (буквально — чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации.

Преподавание велось на латинском  языке, равно как и бого&гужение  в католических храмах. До XVIII в. латинский  язык был международным научным  языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.

Другой предпосылкой будущего расцвета науки послужило развитие техники. Механические часы, очки, книгопечатание, производство бумаги сыграли огромную роль в развитии естествознания. Немалую  роль в развитии цивилизации сыграл компас, история которого начинается в Древнем Китае, где в рукописи II в. н. э. встречается указание на свойство намагниченной иглы указывать направление. Уже в XI в. китайцам было известно магнитное  склонение. Арабские мореплаватели  начиная с XII в. пользовались компасом. В Европу он проникает в ХП-ХШ вв.

О значении компаса в истории  цивилизации свидетельствует тот  факт, что именно наличие компаса  позволило Колумбу предпринять  свое историческое путешествие. «Компас  — инструмент малый, но без него не была бы открыта Америка», — любил  говорить известный советский ученый академик А. Н. Крылов. Отметим, что Колумб был первым европейцем, обнаружившим склонение магнитной стрелки.

Третья предпосылка научного прогресса — ознакомление с античным научным наследием. В XII в. появляются латинские переводы «Начал» Евклида, трудов Архимеда, Птолемея и других греческих авторов. Тогда же появились  переводы Хорезми и Алхазена.

Основным фактором, определившим революционные изменения в развитии общества и науки, было то, что внутри феодального общества вызревали  новые производительные силы, пришедшие  в противоречие с феодальными  производственными отношениями  и потребовавшие как новых  форм общественного бытия, так и  новой науки.  

В этих условиях науке было трудно развиваться; свободная, самостоятельная  мысль беспощадно подавлялась. Эта  эпоха вошла в историю науки  как «период застоя», как «темная  ночь средневековья». Однако и в  это время жили и работали люди, возвышавшиеся над общим уровнем, искавшие новых путей познания. Таким  был, например, знаменитый монах Роджер Бэкон (1214—1294). Бэкон родился в  Англии в графстве Сомерсет, учился в Оксфордском и Парижском  университетах, в 1250 г. вступил в  монашеский орден францисканцев. В  Оксфорде он занимался научными исследованиями.

Независимость в мышлении навлекла на него обвинение в ереси, и он был заключен в тюрьму. Освобожденный  папой Климентом IV, он уехал во францию, но там вновь подвергся преследованиям и вышел из тюрьмы только глубоким стариком в 1288 г. Бэкон считал, что  ученый не должен сводить науку к  толкованию авторитетов. По его мнению, наука должна строиться на строгих  аргументах и точном опыте, доказывающем теоретические заключения. Бэкон  резко выступал против всеобщего  увлечения книгами Аристотеля, вдобавок искаженными невежественными переводчиками. В этом отношении он являлся прямым предшественником Галилея.

Бэкон знал действие камер-обскуры, увеличивающее действие выпуклых линз, установил, что вогнутые зеркала  фокусируют параллельные пучки в  точ ку, лежащую между центром  и вершиной зеркала, предвидел возможность  построения оптических приборов. Он сделал шаг вперед в объяснении явления  радуги, сравнивая ее цвета с радужными  цветами при преломлении света  в хрустале, в каплях росы, в водяных  брызгах.

При этом он установил, что  угол, образованный направлением падающего  на водяные капли луча с лучом, направленным от радуги в глаз, составляет 42°.

Младший современник Бэкона поляк Вителло (родился около 1230 г.) был автором написанной в 70-х  годах ХIII в. книги по оптике «Перспектива». Он также исследовал радугу и пришел к выводу, что она образуется от преломления лучей в отдельных  водяных каплях. Ход светового  луча в дождевой капле, приводящий к  образованию радуги, правильно описал умерший в 1311 г. монах Дитрих (Теодорих) фрейбург-ский.

Таким образом, в ХIII в. радуга привлекала внимание многих исследователей. Следует добавить, что в конце XIII в. были изобретены очки.

XIII век вообще характеризуется  оживлением духовной жизни. В  этом веке, кроме Бэкона, жили  и работали такие деятели, как  знаменитый богослов фома Аквинский,  идеалистическая философия которого («томизм») имеет распространение  и в современной западной философии;  Вильгельм Оккам, выступивший  против идеалистической теории  о реальном существовании общих  понятий; Роберт Большеголовый,  занимавшийся оптикой. Интересную  фигуру представляет Петр Перегрин  — рыцарь Пьер из Марикура, написавший 8 августа 1269 г. в военном  лагере «Послание о магните» («Послание  о магните Пьера де Марикур,  по прозванию Перегрина, к рыцарю  Си геру де фукокур»).

В книге автор указывает, по каким признакам можно отобрать хороший «магнитый камень», как  распознать полюса магнита. Все эти  практические указания свидетельствуют  о хорошем знании Марикуром естественных магнитов, о его большом опыте  в обращении с магнитом. Марикур  дает инструкцию проведения опыта, показывающего, что разноименные полюса магнита  притягиваются, а одноименные —  отталкиваются.

В XIV в. начинается реакция. Усиливается  со стороны церкви борьба с «ересью», вводится пытка. Было осуждено учение и сожжен труд Николая из Отрикура, который, следуя атомистам, утверждал, что в мире нет ничего, кроме  сочетания и разделения атомов Он был вынужден отречься от своего учения. Церковь осудила также учение Вильгельма Оккама, который защищал  возможность двух видов познания — научного и божественного откровения — и требовал свободы для научного познания. Тем не менее и в XIV в. жизнь не стояла на месте. Продолжается развитие техники, появляются башенные колесные часы в Париже, в Германии, в Москве В 1440 г. Иоганн Гуттенберг (1400-1468) изобретает книгопечатание отдельными вырезными буквами. Наступала новая  эпоха в развитии цивилизации  и науки.  

Заключение

 

Средние века в Европе — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий.

Во времена данной эпохи люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние  века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе  институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

Таким образом, средневековье  предстает перед нами как время, когда создавалась и существовала замечательная культура, ценная и сегодня для нас своей яркостью, многоликостью, великими духовными взлетами и прозрениями, ошибками и заблуждениями людей, ее создававших.

 

Список литературы

 

1. Агибалова Е.В. «История  средних веков», -М., 1997 г.

2. Гайденко В.П., Смирнов  Г.A. «Западноевропейская наука в  средние века», -М., 1989 г.

3. Заковский И.С. «Проблемы  средневековой науки и культуры», -М., 1981 г.

4.Карпушина С, Карпушин В.; История мировой культуры; - Москва 1998

5.Кравченко А.И.; Культурология; - Москва 2001

6. Маркова А.Н. «Культурология. История мировой культуры», -М., 1995 г.

7. В.М. Сковородкин; Культурология; - Москва 2000

8. Под редакцией В.И. Бахмина; Наследие запада. курс лекций; - Москва 1998

9. Под редакцией Л.В. Шустрова; Мировая художественная культура: - Москва 1996

 


Информация о работе Мировая цивилизация