Мировая цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «Средневековье» в исторической науке укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. Таким образом, данные века - между античностью и Возрождением, стали именоваться средними. Условность такого понятия - огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия и несет важность, многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3.
1.Цивилизация средневековой Европы и её влияние на культуры……..….5
1.1 Раннее средневековье…………………………………………………5
1.2 Высокое (классичиское) Средневековье…………………………….7
1.3 Позднее Средневековье………………………………………………11
2.Христианизация империи…………………………………………………….13
3.Религия Средневековой Европы……………………………………………19
4.Искусство Средневековой Европы…………………………………………21
5.Наука Средневековой Европы………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории (Цивилизация).docx

— 61.58 Кб (Скачать)

Споры между патриархами  Константинополя, Антиохии, Александрии  и римскими папами о том, кто должен считаться главой христианской церкви, были связаны, как правило, с теологическими дискуссиями; к тому же эти претензии  во многом опирались на симпатии населения  больших восточных городов. Такое положение вещей со временем перестало устраивать императоров. Монофиситы, преобладавшие в Египте и Сирии, имели немало сторонников и сочувствующих в столице – начиная от партии «зеленых» на ипподроме вплоть до придворных и даже самой супруги Юстиниана, Феодоры. Однако большинство греков, вместе с римскими папами и населением западных областей, были настроены ортодоксально и твердо придерживались постановлений Халкидонского собора 451 г., согласно которым во Христе соединены две природы, божественная и человеческая. Маневрируя между этими партиями, императоры, как правило, поддерживали ортодоксов, но не желали полностью запрещать монофиситство из опасений потерять Сирию и Египет. Для подобных мыслей были веские основания. Религиозные противоречия между Константинополем и этими провинциями позволяют отчасти объяснить, почему они не пожелали обороняться против арабов в VII в.

На Западе теологические  споры возникали главным образом  по поводу проблемы отношения Бога к человеку, а не вопроса о природе  Христа, как на Востоке; но и здесь  наблюдалось такое же переплетение религиозных и светских мотивов.

Поскольку христианство добилось победы при поддержке государства, церковь неизбежно должна была вовлечь  его в религиозные споры. Христианскую общину в каждом городе возглавлял епископ, и именно епископы, собираясь  на местных съездах (соборах), обсуждали  вопросы вероучения. Однако со времен Константина прерогатива созыва общецерковных (Вселенских) соборов  принадлежала императору; по его инициативе и под его властью разрабатывалось  и насаждалось ортодоксальное учение. Первый Вселенский собор, созванный  в Никее в 325 г., осудил Ария и сформулировал учение о Троице. Четвертый собор в Халкидоне (451) осудил Нестория и монофиситов, а также утвердил формулу о двух сущностях Христа – божественной и человеческой. На Востоке императоры никогда не утрачивали своего влияния на соборы и на процесс формирования христианской доктрины. Церковь, со своей стороны, – в той мере, в какой она оставалась ортодоксальной, – всегда фактически подчинялась власти императора. Когда монофиситские епископы Египта и Сирии отвергли ортодоксальное учение, навязанное властью императора, они, возможно, не сразу поняли, что тем самым поставили под сомнение и политический авторитет императора. Но к VII в. и это обстоятельство стало предельно ясным.

 

3.Религия Средневековой Европы

Христианская церковь  унаследовала ценности классической культуры; но для большинства христиан сохранение этой культуры, сколь бы важна она  ни была, не составляло главной цели жизни. Даже такому преданному интеллектуальным занятиям человеку, как св. Иероним (ок. 347 – ок. 420), который перевел  Библию на латинский язык, не раз  виделось, что Христос порицает его  за чрезмерное увлечение Цицероном.

Даже во время последнего всплеска философской и литературной деятельности в Италии при остготах друг Боэция, Кассиодор (ок. 490 – ок. 585), полагал, что самые благоприятные  условия для культурного досуга способен предоставить только богатый  монастырь. Сам Кассиодор основал  монастырь Вивариум, в который  затем и удалился. Вскоре даже в  Италии почти исчезли возможности  для занятий светской культурой. «Что приятного вообще осталось в  мире? – вопрошал Григорий Великий, человек, вне сомнения, не питавший враждебных чувств к классическому образованию. – Повсюду мы видим войну, повсюду слышим стенания. Наши города разрушены… наши деревни стоят пустые». Удивительно не то, что значительная часть классической традиции была утрачена, но то, что люди в почти невыносимых условиях упорно сохраняли ей верность и сумели сберечь столь многие ее достижения.

Похожая ситуация сложилась  в Испании и Галлии: жизнь в  обедневших городах замирала, светская знать (римская, германская или смешанного происхождения) проводила время  на охоте, в беспрерывных ссорах и  стычках; грамотные люди все чаще обращались к церкови. К концу VI в. возможность получить светское образование почти исчезла. Исидор Севильский (570–636) написал историю вестготов, ученую хронику всемирной истории, а также целый ряд теологических сочинений. Однако наибольшее влияние на последующие поколения оказали его «Этимологии», обширный энциклопедический свод классических текстов, специально составленный для того, чтобы можно было обойтись без изучения самих языческих авторов.

Поколением ранее епископ  Григорий Турский (538–594) замыслил написать историю франков, потому что, по его  словам, «изучение свободных искусств пришло в упадок или, скорее, совершенно исчезло в городах Галлии». Григорий понимал, что его стиль недостаточно изящен, но утешал себя мыслью о том, что «немногие понимают философствующего ритора». Недостаток классической элегантности вполне компенсируется энергией автора. «История франков» легко читается и рисует живую картину общества, раздираемого распрями, убийствами, предательствами и местью; общества, которым, в представлении людей, правят сверхъестественные силы как добрые, так и злые. Отшельники и святые, мужчины и женщины способны подчинять эти силы с помощью истинной веры и обрядов. Но для живых еще более полезны умершие – святые и их останки, благодаря которым неизменно творятся чудеса. Первое место среди них занимает почитаемый покровитель самого Григория, св. Мартин Турский, к гробнице которого стекаются тысячи паломников.

В этом обществе все еще  почитались римские традиции. Но эти  традиции, существовавшие только в  христианской форме, уже не были живым  опытом, а сохранились лишь как  прекрасные воспоминания. Да и в  истории самой церкви эпоха великих  философов и теологов осталась позади; она возродится при совершенно иных условиях только в XII в. В реальной жизни у общества должен быть единственный путь: осмысленное усилие вновь обрести якобы утраченное наследие христианской античности. Именно в этом состояло значение Каролингского возрождения на рубеже VIII и IX вв.

 

4.Исскуство Средневековой Европы

В изобразительном искусстве  Средневековой Европы господствует несколько направлений. Глубинные  процессы становления национального  сознания в Европе конца XVIII - начала XIX века открыли народам этого  региона их величественное прошлое, пробуждали интерес к Средневековью  и его культуры. Изобразительное  искусство Европы времен Средневековья (IX-XIII веков) опирается на основание, образовавшегося за тысячелетия  от конца V до начала XIV века. Обращение  к источникам не слишком далекого прошлого стало толчком формирования и развития в европейском искусстве  романтизма

По романтической концепции  основной художественный стиль Средневековья - готика - имел возможность постоянно  развиваться благодаря своей  принципиальной внутренний незавершенности. Кроме того в искусстве этого  времени существовал еще один стиль - романский. Разделение этот появился лишь в начале ХХ века, но при всей своей условности он имеет определенные основания. Как в развитии изобразительного искусства. Средневековой Европы, так и в развитии всей культуры этой эпохи выделяют несколько этапов:

Ранние феодализм (V-VIII).

Зрелый феодализм (XIV-XVI).

Поздний феодализм (ХIV-XVI).

Яркая стилистическое единство в различных видах искусства  и всех регионах характерна для готического  стиля, а предшествующий ему стиль  романский является стилем "поиска единого стиля". В каждой из молодых  европейских стран стремление к  стилевого единства искусства выражалось в своеобразный способ: каждое королевство выработало свой более или менее значительно отличалось от романского искусства Италии, а немецкий романский стиль ощутимо отличается от английского.

Важное место занимала архитектура, как один из видов изобразительного искусства Именно на архитектуре  было сконцентрировано западноевропейцев, второе место занимала скульптура, а такие важные виды искусства  как иконопись, фреска, мозаика находились в тени.

Влияние церкви, которая  стремилась подчинить себе всю духовную жизнь общества определил очертания  Средневекового искусства в Европе. Основным образцом изобразительного искусства  Европы были памятники церковной  архитектуры. И не только потому, что  церковь была главным заказчиком художественных произведений, но и  потому, что средневековое искусство  формировалось под влиянием религиозного свитопорозуминня Формула "искусство - библия неграмотных" сохранила  значение на протяжении всего средневековья. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а  из всех чувств человека преимущество отдавалось страданию, потому что по учению церкви, это огонь, очищающий  душу. С необычной яркостью средневековые  художники изображали картины страданий  и бедствий.

Но скульптуру и живопись средневековой Европы не следует  рассматривать только как воплощение религиозных догматов, но и в свете  их доступности широким массам. Церковь  выступала как идейный руководитель, а создавали все произведения простые ремесленники, потому народное творчество вплеталась в декоративное убранство чужих христианству жонглеров, охотников, чудовищ, зверей.

Значительное развитие в  это время приобрела скульптура Она украшала не только внутренний, но и внешний интерьер. Ее назначение было влиять на внутренний мир средневекового человека, поразить ее до глубины души, побуждать к сознательной душевной работы. Наряду со сценами мучений  и страданий возникают фантасмагорические изображения, которые возбуждают человеческое воображение течение зрелого Средневековья в Европе, а в частности Западе, еще не ощущалась потребность в портретном изображении и вообще скульптура имела несколько схематический характер.

Романская композиция произвольно  использовала пространство, сочетая  разнообразие фигур и упрощенность жестов. Для романской скульптуры есть характерный демократизм творчества - фигуры христианских святых напоминают тогдашних европейских мещан  и крестьян. Пластика врастала в  структуру строения храма и обогащала  его художественный образ. Сотни  тысяч иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй украсили храмы внутри и особенно снаружи.

Главным скульптурным жанром эпохи Средневековья становится статуя. Во времена позднего Средневековья развивается живопись, художественная деятельность. Особенно развиваются эти виды искусства в Германии. Можно выделить определенные районы, сыграли не последнюю роль в развитии изобразительного искусства Европы, это: Франкения, Бавария, Эльзас, Нижний Рейн и другие. Возникает саксонская школа живописи. В течение XIII-XIV вв. в Германии еще царит искусство готики Оно быстро завоевало аристократической изысканности. Духовная удаленность художников от повседневной жизни, аристократичность художественных образов объяснялась близостью к мистике Экхарда и Таулера. В это время начинает писать свои первые картины Дюкер, Грюневальд, Гольбейн.

Значительное развитие в  средневековом изобразительном  искусстве приобретает архитектура. Готический стиль в архитектуре  связан с развитием средневековых  городов. Главный феномен готики - ансамбль городского собора. Готический стиль архитектуры сформировался  прежде всего во Франции: Иль-де-Франс, Пикардия. В городах спороджувалися стройные, направленные высоко в небо готические соборы, которые выполняли  роль общественного центра города. Примером является собор в испанском  городе Севилья, представляющий собой  грандиозный прямоугольник, разделенный на пять нефов. Главным новшеством готического стиля стала каркасная система. Гигантские окна с яркими витражами, своеобразным видом живописи с помощью цветных расписанных пластинок стекла, заменили глухие стены, вытеснив монументальная роспись. Фреска почти полностью исчезает.

Храмы романского стиля характеризовались  геометричность архитектурных форм. Романский храм - это одновременно и математическое уравнение, и фигура и образ космического порядка, отмечает французский исследователь Жорж Дюби.

В целом следует отметить, что средневековое искусство  Европы мало своеобразный характер, который  отмечался противоречивостью. С  его глубин выросло блестяще изобразительное  искусство эпохи Возрождения. Оно  оставило прекрасные памятники в  городах, также как Флоренция, Брюссель, Париж, Лубны и встал образцом мирового искусства.

 

5.Наука Средневековой Европы

Противоборство средневекового христианства и ислама выражалось, в основном, в военных крестовых походах  в Испанию и на Святую Землю, а  также в теологии. Результатом  этой конфронтации стало возвращение  античной науки на Запад. В Испании  мавры были постепенно оттеснены  к югу от Пиренеев, а среди сокровищ, оставленных ими, были переводы на арабский язык трудов греческих ученых и философов.

В 1085 г. христианское войско взяло  Толедо, где находилась одна из самых  богатых мусульманских библиотек. Среди воинов были и монахи-христиане, которые немедленно приступили к  переводу книг античных авторов на латинский язык. К концу XII в. основная часть античного наследия снова  стала доступной для Запада.

Это было время технического прогресса. Достижения, которые имели место тогда, с современной точки зрения, кажутся незначительными. Но в то время были изобретены подковы и хомут, которые резко повысили эффективность использования силы лошади.  

Изобретения коленчатого рычага, стягивающих скоб и бура, тачки, несущих опор позволили сооружать величественные готические соборы. Усовершенствование механизма зубчатой передачи, водяного колеса и создание ветряных мельниц способствовали эффективному использованию этих источников энергии.

Информация о работе Мировая цивилизация