Культурные основы мировых цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

Оглавление

1. Введение
2. Определение цивилизации
- признаки цивилизаций;
- типы цивилизаций;
- множественность цивилизаций
3. Социокультурные функции цивилизаций
4. Значение культуры в формировании цивилизаций
5. Элитарные идеи
6. Роль государства в развитии цивилизаций
7. Религия и цивилизации
8. Природа, человек, общество
9. Заключение

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Реферат 2.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной  культурологической концепции Х. Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит в свет самое  известное сочинение испанского философа, получившее название «Дегуманизация искусства», посвященное проблемам различного старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого — по Ортеге — заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того «… радоваться или сострадать человеческим судьбам, — пишет Ортега, — есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения». Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» — и есть основа нового искусства XX века. «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство — это чисто художественное искусство»   Элита — по Ортеге — это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Новое искусство и должно содействовать тому, «… чтобы «лучшие» познавали самих себя, «… учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством».

Культурологические теории, противопоставляющие  друг другу массовую и элитарную  культуры, являются реакцией на сложившиеся  в искусстве процессы. Типичным проявлением  элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мир искусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев18 и талантливый художник А. Н. Бенуа19. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», декларируемую Л. Толстым20, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мир искусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева21 и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

 

6. Роль государства в развитии цивилизаций

 

Производственный и экономический  блоки цивилизации составляют единство. В цивилизации производство имеет своей противоположностью потребление, и человек постоянно тяготеет к потреблению, подчиняясь закону возрастания энтропии. Человек придерживается правила "лучше лежать, чем сидеть", и это правда. Человеческая деятельность сплошь и рядом антиэнтропийна: "зверь приноровлен к склонностям природы. А человек упорно выгребает противу водопада, что несет Вселенную обратно в

древний хаос", – писал Максимилиан  Волошин22. Заставляют человека поступать таким противоестественным образом, т.е. смещаться в сторону производства (вначале производство, а потребление потом) – особые силы, называемые  экономическими отношениями. Именно они заставляют человека развивать и совершенствовать производство и предохраняют человечество от превращения его во всеобщее общество потребления. Общество всеобщего потребления – потаенная мечта человечества: во всех волшебных сказках производство как раз и передается волшебным чудесным силам, а на долю Ивана-дурака остается только потребление, но экономические отношения каждый раз заставляют человека насильственно погружаться в цивилизационное пространство и действовать по его законам – вести производительный образ жизни. В этих условиях и возрастает значение такого блока цивилизационных отношений, которые микшируют возникающие в нем противоречия и обеспечивают постоянство, и определенную охранность возникшим экономическим отношениям. Чтобы заставить людей играть по правилам экономических игр, и нужен политический блок цивилизации. Главной структурой этого блока является государство. Оно представляет собой систему властных отношений между людьми. Субъекты властных отношений (представители законодательной, исполнительной и судебной власти) в осуществлении своих функций опираются на силу или, как сейчас говорят, на силовые министерства: армию, полицию, тюрьмы, силы безопасности и т.д.

    Стержнем этих отношений  является отношение к власти, т.е. политика. В этом блоке  есть два механизма.

   Во-первых, речь идет о  механизме взаимодействия власти (чиновников) и собственников, как главных субъектов экономических отношений. В государственном механизме есть чиновники, заинтересованные в том, чтобы в государстве что-то менялось. Таких реформаторов не очень много, но они есть. Большинство же чиновников заинтересовано в том, чтобы в государстве ничего не менялось. В данных политических условиях чиновник приходит к власти, пользуется привилегиями, которые дает ему власть, и он не намерен рисковать, чтобы менять политические условия. Ведь в новых политических обстоятельствах ему, скорее всего, просто не найдется места. Среди, как сейчас говорят, предпринимателей (лучше бы говорить собственников) тоже имеются политические консерваторы. В данном правовом поле, в присутствии данных государственных чиновников от самого мелкого до самого крупного, человек стал собственником, разбогател. Ему не надо менять политическую воду, если в ней он успешно ловит рыбу. У чиновников-консерваторов имеется власть, у собственников – деньги. Политические интересы одних и других совпадают. Это и составляет экономико-политическую основу коррупции. Коррупция - проклятие всякого государства. Уничтожить ее можно лишь одним способом – уничтожив государство. Это давно поняли марксисты и анархисты. Но уничтожая государство, мы сразу обостряем противоречие, имманентно присущее производственному и экономическому блокам цивилизации. Недаром Владимир Соловьев писал, что государство нужно не для того, чтобы создавать счастье, а для того, чтобы не было ада. Коррупция изменяет природу государства, вместо инструмента проведения социальной политики, снимающей противоречие между богатыми и бедными, способствующей формированию среднего класса, государство, в лице своих чиновников, проводит политику самосохранения, что еще более обостряет существующие цивилизационные противоречия. Таким образом, государство с одной стороны развивает социум, а с другой стороны способствует его деградации.

Во вторых, в существовании любого государства есть одна загадка. Несмотря на то, что государство репрезентируется небольшим в сравнении со всем населением числом людей, оно сохраняется, функционирует, опираясь на силу, даже если проводит политику, противоположную интересам большинства населения. Как это возможно? Ответ кроется в структуре функционирования политического блока. В системе властных отношений создаются политические партии, как добровольные или по расчету созданные союзы единоинтересников и единомышленников с целью прихода к власти (реформаторы-революционеры) или сохранения власти (консерваторы – реакционеры). Партии создают идеологии. Это система политических взглядов, отражающих интересы каких-либо устойчивых групп в обществе.   Взгляды выражаются в наукообразной форме, имея главной целью показать (как бы доказать), что предлагаемый той или иной политической партией политический и экономический порядок является наилучшим из возможных. Идеология представляет собой систему идей, рассчитанную на манипулирование сознанием людей. Идеология любой партии преследует цель сплотить своих сторонников, привлечь на свою сторону союзников и дискредитировать политических противников. Здесь, в преддверии власти, у ее порога, лучше сказать, в предчувствии власти любые средства и приемы хороши. Идеология, будучи наукообразной, не имеет ничего общего с наукой, она ложна по своей сути. Специальность всех, кто причастен к идеологии, творить и распространять обман. Менеджеры от идеологии (политологи) более или менее успешно торгуют своим искусством создавать и продавать обман. Задача идеолога заключается в том, чтобы скрыть и исказить истинное положение дел. Например, как это происходит сегодня, с помощью идеологии формируются безальтернативные идеологемы: "это мы уже проходили" или "другого пути нет" и вбиваются в сознания большинства людей, пока они не начнут думать по такой же схеме. Идеология как система идей ничего не стоит, если принимается только членами партии. Партия заботится о том, чтобы распространять свою идеологию среди всех членов общества на всем пространстве цивилизации, в том числе и в пространстве производственного блока, где находится большинство людей социума. Для такого рода работы привлекаются средства массовой информации: газеты, журналы, радио, а также специальный круг лиц, получивших в коммунистической системе название пропагандистов и агитаторов. Распространение идеологии препятствует активным политическим действиям недовольных. Это особенно справедливо для господствующей идеологии, т.е. идеологии партии власти. Наличие идеологического блока охраняет блок политический и поэтому противоречие, присущее цивилизационному пространству, разрастается до гораздо больших, иногда угрожающих, кризисных размеров, чем это было бы возможно в отсутствие идеологического блока.

         Цивилизации являются первичными, родовыми, государства – вторичными, производными. Основоположник цивилизационного подхода к историческим процессам русский ученый Н.Я. Данилевский23 первым отнес цивилизации к высшим историческим единицам, считая, что это «своеобразный план религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного, одним словом, исторического развития» общности людей и человечества в целом. Государства и народы он называл неотъемлемыми «политическими единицами» цивилизаций. Именно через государства цивилизации реализуют себя в политической, экономической, информационной, социальной, военной и других сферах жизнедеятельности человеческих сообществ, осуществляют прямую или косвенную экспансию своих духовных и материальных ценностей на другие ближние и дальние территории. Преимущество цивилизаций в том, что если государства ищут опору в себе, то цивилизации – в населении, его культуре, религии, духовности.  Роль государства меняется. Глобализация, деятельность транснациональных компаний снижают его роль, сужают возможности самостоятельного ведения собственной внутренней и внешней политики, регулирования отношений в обществе и с зарубежьем.

    Цивилизациями считаются только те культуры, те народы, которые имеют государственность. Не случайно в самом первичном значении этого слова содержится этот признак. Государства в истолковании Гегеля, есть царство разума на земле.

 

7. Религия и цивилизации

 

     Религия (от лат. religio) - почитание богов, вер в существование сверхестественного мира, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними природных и общественных сил. Наиболее распространенные мировые религии - буддизм, ислам, христианство, православие.

    Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке («тройной корзине») - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны24 и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или  уровней сознания. Это низшая область  бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся  к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно  не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

Последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала.

 Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как «чань» и «дзен». Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией.

Понятие islam в арабском языке означает вверение себя Богу, т.е. полное подчинение воле Господа.

 

 Ислам - религия мировая. По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд). Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. В связи с этим, исламское вероучение отрицает идею воплощения. Иисус по вере мусульман, не Божественное лицо, а только избранный пророк и посланник Божий (как Авраам, Моисей и Мухаммад).

 

Христианство25 зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Информация о работе Культурные основы мировых цивилизаций