Культурные основы мировых цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

Оглавление

1. Введение
2. Определение цивилизации
- признаки цивилизаций;
- типы цивилизаций;
- множественность цивилизаций
3. Социокультурные функции цивилизаций
4. Значение культуры в формировании цивилизаций
5. Элитарные идеи
6. Роль государства в развитии цивилизаций
7. Религия и цивилизации
8. Природа, человек, общество
9. Заключение

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Реферат 2.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и  подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

   "Вначале было слово, и слово было от Бога, и слово было Бог", - это цитата из Библии. . Был Бог на земле - Христос, было его слово, была апостольская церковь, основанная учениками Христа. Были главы местных церквей - епископы. Был главный, признаваемый всеми, епископ - римский. 
Ни о какой власти и ни о каком богатстве в те далекие времена христианская церковь и не помышляла. Христиан гоняли все кому не лень - а не лень было всем. Откройте богословский словарь - все страницы его испещрены именами святых мучеников, погибших в II - V веках от рук преследователей христиан. Однако, несмотря на преследования, люди шли в христову веру - столь велика была сила Слова. 
Однако все проходит - могущественнная Римская империя стала угасать, признав напоследок веру Христа государственной религией, а христианство осталось. И не просто осталось, а расцвело пышным цветом. Вот тут-то и пришли к церкви и богатство, и слава, и люди. Римский епископ - папа - стал могущественнейшим из людей, получив признание полной своей непогрешимости в делах веры и нравственности, получив право вето на все решения всех церковных инстанций, получив высшее судебное право в христианской церкви. Откройте Sommi Pontifici Romani (официальный список римских пап) - продолжительность жизни римского папы на престоле колебалась от нескольких лет до нескольких дней. Претенденты на высший церковный престол строили интриги, травили друг друга ядами, кололи кинжалами, заражали оспой... Оно и неудивительно - стремление к неограниченной власти не знает границ.

В те времена не было никакого православия - единая христианская церковь дружно боролась с многочисленными ересями и не помышляла о разделении. Однако предпосылки к нему были. Римская империя разделилась на Западную и Восточную, и в Восточной части появился свой церковный глава - константинопольский патриарх. Формально подчиняясь римскому папе, константинопольская церковная верхушка на самом деле имела свой, особый взгляд на принципы церковного устройства - а попросту, хотела сама управлять восточной частью мира, без вмешательства римского папы. Предпосылки для драки были - оставалось найти только повод, и он не замедлил найтись. Западная церковь сдалала небольшое добавление к христианскому Символу веры об исхождении Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. Этот сугубо богословский ньюанс, непонятный большей части верующих, и стал затравкой для большой драки. В 1054 году римский папа и константинопольский патриарх одновременно предали друг друга анафеме. Произошло знаменитое разделение церквей на католическую (в переводе - вселенскую) и православную.  На самом деле никаких принципиальных разногласий между западной и восточной церквями не было и нет - и католическая церковь это быстро поняла и начала пытаться объединить обе церкви назад. Эти попытки продолжаются до сих пор.  Раскол не оказал на католическую церковь практически никакого влияния - она осталась такой же единой и хорошо управляемой, как и раньше. Православная же церковь продолжала дробиться на более мелкие, в основном по территориальному признаку - русская, грузинская, болгарская, американская... Часть мелких церквей пошла на контакт с католицизмом, и, формально оставаясь в православии, тем не менее, входит в ряды католической церкви - это так называемые униатские церкви.

История возникновения христианства на Руси всем известна. По принятой в  научных кругах теории, князь Владимир Святославович26 по совершенно не религиозным, а попросту политическим причинам решил установить более тесные контакты с Византией и потому решил принять православие.  Князь Владимир сговорился с Византией и единолично решил, что теперь вместо Велеса, Перуна и рожаниц россияне будут верить в Христа.

Конституцией Российской Федерации  Статья 28. Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религия выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм27 подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому - сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочитвает ценности по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.

    Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, то есть освобождения культуры из-под влияния религии.

    Всякая религия противоположна науке. Религия верования  - явление, исторически приходящее. В древности бессилие первобытного человека породило веру в сверхъестественные силы, в добрых и злых духов, якобы управляющих явлениями природы. После возникновения классового общества характер верования меняется. Они все больше начинают отражать бессилие человека перед стихийными силами социальной действительности. Господствующие эксплуататорские классы были заинтересованы в распространении религии, зовущей к покорности  и смирению , отуманивающий сознание народа. "Религия есть опиум народа" ,- К. Маркс28.

   В условиях развития цивилизации  - развития и распространения  научных знаний, рост культурного  уровня и благополучия народа  подрывают устои религиозной  веры.

  Церковь формально отделена от государства, но, фактически, она всегда присутствует в политике. Об этом свидетельствует обращение к Богу высших политических деятелей при вступлении их в должность, а также при принятии важнейших решений.

 

8. Природа, человек, общество

 

По ходу развития  цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин.

В самом деле, никогда прежде  само человечество не возрастало количественно  в 2,5 раза при жизни только одного поколения , наращивая тем самым сил “демографического пресса”. Никогда до этого человечество  не вступало в период научно — технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Все это привлекло внимание к  глобальным проблемам не только политики, но и науки. Сам термин глобалистика вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов.

В СССР глобалистика начала развиваться  в 80-е годы и, в особенности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Тогда же   сформировалось и само понятие о глобальных проблемах, которые во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в обще планетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Это понятие вряд ли можно считать  достаточно четким. И не случайно многие авторы довольно по-разному трактуют существо глобалистики. Да и само количество глобальных проблем варьирует в очень широких пределах: от, примерно,  десяти до сорока и более. Но если иметь в виду главные проблемы , то их не более десятка:

1)   Проблема мира и разоружения,  предотвращение новой мировой  войны;

2)   Экологическая проблема;

3)   Демографическая проблема;

4)   Энергетическая проблема;

5)   Сырьевая проблема;

6)   Продовольственная проблема;

7)   Проблема использования  Мирового океана;

8)   Проблема мирного освоения  космоса.

Но если в пределах экологической  проблемы отдельно вычленить, скажем, проблемы обезлесения, опустынивания, загрязнения атмосферы и гидросферы, в пределах демографической проблемы — аспекты демографического взрыва и демографического кризиса, неконтролируемой урбанизации, переселения беженцев, да еще добавить к этому, в качестве самостоятельных проблем, проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом, с организованной преступностью и терроризмом, ликвидации неграмотности, кризиса культуры и нравственности и многие другие, то общее число таких проблем возрастет в три-четыре раза.

 

В 80-х годах русский ученый Ю. Н. Гладков29 классифицировал и выделил основные положения глобалистики :

A)  Наиболее ”универсальные”  проблемы политического и социально- экономического характера ¾ предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им;

B)   Проблемы преимущественно  природно-экономического характера  ¾ экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана;

C)  Проблемы преимущественно  социального характера ¾ демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья (а так же терроризма, в какой-то мере );

D)  Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей ¾ региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия  и др;

E)    Проблемы чисто научного  характера ¾ освоение космоса, исследование внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование климата и др;

F)   “Малые проблемы”, опять-таки  “синтетического характера”, сопровождающие все развитие человеческой цивилизации ¾ бюрократия, эгоцентризм и т.п. В соответствии классификацией была составлена и схема взаимосвязей глобальных проблем человечества.

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Характер жизнедеятельности на Земле дает основания утверждать, что всеобщая история есть история  смены форм цивилизаций, типов социокультурных  общностей; есть процесс смены взаимодействующих  локальных цивилизаций, обеспечения  исторической преемственности поколений, социальных отношений, сохранения и накопления опыта, материальных и духовных достижений. Основным признаком цивилизации является культурное единство, соотнесенное с принадлежностью крупномасштабной общности к одной из мировых религий. Поэтому исследователи нередко определяют цивилизацию как определенную форму существования культур и религий в определенной стадии развития человечества. В уникальности культур, имеющих свои мировоззренческие коды, заключены принцип многообразия и своеобразия цивилизаций, а также стратегия их выживания и бытия. Вместе с тем локальные цивилизации со своим строем жизни в сумме составляют целое культуры человечества, мировой цивилизации. Отношения между цивилизациями основаны или должны быть основаны на взаимодействии в сфере культуры, взаимном познании друг друга, на обмене духовными, материальными, научными, интеллектуальными достижениями. Цивилизации подразумевают некоторое внутреннее единство, позволяющее устранить имеющиеся и возникающие в обществе противоречия. У каждой цивилизации есть свои идеалы, свои духовные традиции, своя цивилизационная идея, которая служит для нее смыслом существования и ориентации в общественной жизни.Человеческая история четко фиксирует параллельное существование локальных цивилизаций как огромных естественных социокультурных регионов и национально-государственных искусственных образований. В этой связке цивилизации являются первичными, родовыми, государства – вторичными, производными. Основоположник цивилизационного подхода к историческим процессам русский ученый Н.Я. Данилевский30 первым отнес цивилизации к высшим историческим единицам, считая, что это «своеобразный план религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного, одним словом, исторического развития» общности людей и человечества в целом. Государства и народы он называл неотъемлемыми «политическими единицами» цивилизаций. Именно через государства цивилизации реализуют себя в политической, экономической, информационной, социальной, военной и других сферах жизнедеятельности человеческих сообществ, осуществляют прямую или косвенную экспансию своих духовных и материальных ценностей на другие ближние и дальние территории. Преимущество цивилизаций в том, что если государства ищут опору в себе, то цивилизации – в населении, его культуре, религии, духовности.

Информация о работе Культурные основы мировых цивилизаций