Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:40, реферат
Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».
1. Введение
2. Определение цивилизации
- признаки цивилизаций;
- типы цивилизаций;
- множественность цивилизаций
3. Социокультурные функции цивилизаций
4. Значение культуры в формировании цивилизаций
5. Элитарные идеи
6. Роль государства в развитии цивилизаций
7. Религия и цивилизации
8. Природа, человек, общество
9. Заключение
КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
План
1. Введение
2. Определение цивилизации
- признаки цивилизаций;
- типы цивилизаций;
- множественность цивилизаций
3. Социокультурные функции цивилизаций
4. Значение культуры в формировании цивилизаций
5. Элитарные идеи
6. Роль государства в развитии цивилизаций
7. Религия и цивилизации
8. Природа, человек, общество
9. Заключение
1. Введение
Понятие
«цивилизация» современной общественной
мысли служит синонимом следующих понятий;
культура, прогресс культуры; социальный
организм; локальная культура; классовое
общество, то, что идет после варварства;
материальная культура, в противовес духовной;
гражданское общество; этап «распредметчивания
культуры»; формальная структура культурного
(мыслительного) пространства; социальная
организация общества; человечество в
противоположность другим мирам; религиозная
общность людей.
Термин «цивилизация»
чрезвычайно многозначен. Культурологи
по-разному подходят к соотношению культуры
и цивилизации, считают, что:
1. цивилизация - прогресс культуры (Гегель1,
Ростоу2,
Арон3);
2. цивилизация - регресс культуры (Тойнби4,
Шпенглер5);
3. культуры развиваются циклично: рождаются,
расцветают, гибнут в рамках отдельного
типа (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин);
В культурологии существует
довольно сильное течение, противопоставляющее
культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению
положили русские славянофилы, утверждая
тезис о духовности культуры и бездуховности
цивилизации как чисто западного явления.
Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал
о цивилизации как «смерти духа культуры».
В рамках его концепции культура — символична,
но не реалистична, между тем динамическое
движение внутри культуры с ее кристаллизованными
формами неотвратимо влечет к выходу за
пределы культуры, «к жизни, к практике,
к силе». На этих путях «совершается переход
культуры к цивилизации», «цивилизация
пытается осуществить жизнь», реализуя
«культ жизни вне ее смысла, подменяя цель
жизни средствами жизни, орудиями жизни».
В западной культурологии последовательное
противопоставление культуры и цивилизации
осуществил О. Шпенглер. В своей книге
«Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию
как конечный момент в развитии культуры,
означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер
считал главными чертами цивилизации
«острую холодную рассудочность», интеллектуальный
голод, практический рационализм, смену
душевного бытия умственным, преклонение
перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность
и тому подобные явления.
Однако
в культурологии имеется и противоположный
подход, по сути дела отождествляющий
культуру и цивилизацию. В концепции К.
Ясперса цивилизация интерпретируется
как ценность всех культур. Культура составляет
стержень цивилизации, но при таком подходе
нерешенным остается вопрос о специфике
культуры и цивилизации. Проблема отношения
понятий «культуры» и «цивилизации» может
найти приемлемое решение, если понимать
цивилизацию как некий продукт культуры,
ее специфическое свойство и составляющую:
цивилизация — это создаваемая обществом
в ходе культурного процесса система средств
его функционирования и совершенствования.
Понятие цивилизации при такой трактовке
указывает на функциональность, технологичность,
институциональность. Понятие культуры
— не только на технологии, но и на ценности
и смыслы, она связана с постановкой и
реализацией человеческих целей. Цивилизация
предполагает усвоенность образцов поведения,
ценностей, норм и т. д., культура же — способ
освоения достижений. Цивилизация есть
реализация определенного типа общества
в конкретных исторических обстоятельствах,
культура же — отношение к этому типу
общества на основе различных духовно-нравственных
и мировоззренческих критериев.
Чтобы уяснить особенность
цивилизации, необходимо рассмотреть
отношение понятий «культура» и «цивилизация».
2. Определение цивилизации
«Цивилизация» (от латинского civilis - гражданский, государственный).
Понятие «цивилизация» утверждено в середине ХVIП века. Идея цивилизации как высшей стадии общественною развития человечества была сформулирована Дж. Вико6 в 1725 году.
Цивилизация представляет собой определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов. Цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности.
В книге О. Тофлера7
«Третья волна» отмечается, что исторический
процесс развития цивилизации проходит
ряд этапов. «Первая волна» - это исторический
тип аграрной цивилизаций, когда основой
всей жизнедеятельности была обработка
земли до ХУП-ХУШ вв. Медленное развитие
науки, техники, безграмотность населения,
отсутствие культурных контактов сводилась
к традиционной народной культуре. Близость
к природе, устойчивость родственных связей,
создавалась стабильность человеческих
отношений.
«Вторая волна» - это индустриальная цивилизация,
начинается с возникновением промышленной
революции и продолжается до сих пор, охватывая
большинство стран мира. «Третья волна»
- это новый тип цивилизации, это эра индустриального
гуманизма, когда преимущества технического
прогресса соединяются с возрастанием
роли человека, его интересов и потребностей.
Электронные устройства будут располагать
огромным запасом памяти для удовлетворения
запросов специалистов. В центр научных
исследований будут поставлены проблемы
освоения космоса и мирового океана, генной
инженерии и биотехники, будут использованы
гибкие графики, надомный труд по заданию
фирмы, выполняемый всей семьей с применением
ЭВМ. Это изменит взаимоотношения в семье.
Люди получат широкие возможности для
раскрытия творческих возможностей.
Первый переворот в
До этого признаками, отделявшими одни сообщества людей от других, служили биологический (расово-антропологический) и культурно-лингвистический (этнический). Второй экономической революцией в истории человечества был промышленный переворот XVIII-XIX вв. Он не только привел к изменению экономической основы общества с сельского хозяйства на промышленное производство, но и впервые противопоставил человека природе. Это качественно изменило все лицо современного общества. Машинное производство, центрами которого сделались города, оказалось способным прижиться в любой географической и культурной среде. Возникнув в рамках европейской цивилизации Нового времени, получившей ныне название Индустриальной, новый тип производства и основанных на нем общественных отношений стал активно подчинять себе мир, разрушая или приспособляя к своим потребностям все прежние общественные культуры. Качественно новый уровень удовлетворения бытовых потребностей, благосостояния и резкий рост возможностей человека стали тем стандартом, на который стало ориентироваться почти все человечество. Поэтому в современном мире понятие цивилизация превратилось в оппозицию понятию традиционное общество, то есть общество, не достигшее указанного стандарта. Сохраняющиеся ныне традиционные общества являются остатками доиндустриальных цивилизаций предшествующей эпохи. Но все они сильно деформированы либо стремлением воспользоваться плодами современной индустрии и основанного на ней стандарта жизни, либо непосредственным воздействием на них Индустриальной цивилизации, либо борьбой с ее воздействием или его угрозой.
В XIX в. американский этнограф Г.Л.Морган8 определил цивилизацию как стадию развития человечества вслед за дикостью и варварством. Он, а вслед за ним Ф.Энгельс9, выделили в качестве признаков цивилизации: разделение умственного и физического труда, появление письменности, наличие городов как центров экономической и культурной жизни. Цивилизация в этом смысле выступает синонимом определенного уровня развития общественной культуры, а поскольку он не является модельным, то такой подход позволяет говорить о разных типах цивилизаций.
Типы цивилизаций. Исходной, приспособительной к внешней среде, основой популяций нового типа в эпоху неолита было земледелие. Возникнув, группы земледельческих общин стремились обрести оптимальные для земледельческой экономики условия. Таковыми для первоначального земледелия оказались природные условия в долинах крупных рек и озер. Мощный демографический рост в этих условиях поднял на качественно новый уровень уже существующую экономическую и социо-нормативную культуру. Последняя получила возможность оторваться от культуры этнической, адекватной общественным организмам исходного порядка – большесемейным и общинным коллективам. Возникают сложные социальные структуры надобщинного уровня, которые часто воспринимаются в современной науке как ранние государства. Усложняется и становится разнообразнее не только связь людей с миром природы, представлявшемся богами (космосом), но и связи внутри человеческой популяции. Общность природных условий ведет к формированию единой социальной культуры и выработке единообразной системы ценностей. Так возникли первые цивилизации – Древнеегипетская, Месопотамская, Индская, Китайская, Месоамериканская, Андская.
Множественность цивилизаций. История цивилизаций началась на сравнительно небольшом участке суши к северу от экватора на афро-евразийском континенте и к северу и югу от экватора — в Америке. Остальная населенная часть земли (ойкумена) находилась еще на доцивилизационной стадии развития, а огромные территории вообще были необитаемыми.
Этап за этапом, одной мировой цивилизацией за другой, цивилизационное пространство расширялось, связи между отдельными локальными цивилизациями углублялись и крепли. Этому способствовало развитие транспортных путей (речных, морских, сухопутных), появление все новых средств транспорта — лошадей и верблюдов, речных и морских судов, паровозов и пароходов, автомобилей и самолетов. Эпоха Великих географических открытий в период раннеиндустриальной цивилизации завершилась тем, что практически вся территория Земли (за исключением Антарктиды, некоторых районов Крайнего Севера, отдельных участков девственных тропических лесов и пустынь) вошла в состав глобального цивилизационного пространства. Оно охватило всю ойкумену и к концу индустриальной цивилизации вышло за пределы планеты — началось освоение космоса.
Однако это не означает, что цивилизация распределилась по Земле равномерным, однородным «слоем». На планете существуют сгустки цивилизационной энергии — авангардные цивилизации. За ними следуют (во втором эшелоне) родственные, близкие по уровню развития. На периферии прогресса находятся цивилизации отстающие, которые с запозданием на один"два ритма поднимаются на следующую его ступень. В четвертом эшелоне — слаборазвитые цивилизации и страны, которые без посторонней помощи не способны вырваться из засасывающего болота отсталости.
В развитии цивилизаций доиндустриальной эпохи можно выделить два периода. Они имели свои собственные хронологические рамки для каждой цивилизации в отдельности.
Первый период – это период первоначальных
локальных цивилизаций, которые возникали
поблизости с очагами первоначального
земледелия. Это материнские цивилизации – Древнеегипетская,
Месопотамская, Индская, Китайская, Месоамериканская,
Андская. Они были окружены миром этносов,
живших в условиях первобытного эгалитарного
общества с примерно тем же уровнем знаний
о мире и космосе, сходными духовными установками
и потребностями, но с менее сложным типом
организации общества.
Общение цивилизации с этим миром
создавало условия для
Второй период. Однако чаще цивилизационное ядро успешно подавляло стремления периферийных мутаций к обособлению. Стремясь к постоянному расширению, цивилизационное ядро постепенно объединяло вокруг себя чрезмерно большие массы населения, а иногда и несколько локальных цивилизаций. Это предъявляло новые требования к организации общества. Появляются надобщественные имперские структуры и надэтническая идеология в форме мировых религий. Иногда функцию объединителей выполняют представители не центрального цивилизационнного ядра, а политические силы более динамичной периферии, однако сути процесса это не меняет. Так начинается второй период в развитии цивилизаций. На Ближнем Востоке он созрел в течение VIII-VI вв. до н.э., в Индии – с IV-III вв. до н.э., в Китае – с III-II вв. до н.э., в Европе – на рубеже н.э., в Южной Америке – в XV в. н.э. Для этого периода характерна перемена акцентов в общественной организации. Прежде на первом плане стояла принадлежность к той или иной общинной организации, занимавшей определенное место в иерархии соподчиненных общин, составлявших общество цивилизации. Внутренняя борьба в обществе обычно шла за перестройку этой иерархии, выдвигая на роль лидера (господствующего класса) то один, то другой этнос или группу тесно связанных общин. На новом этапе на первое место выходят горизонтальные структуры, в которых в единые сословия группируются все крестьяне, все ремесленники, все чиновники, вся знать и т.п., вне зависимости от этнической или общинной принадлежности. Конечно, периодические успешные набеги на цивилизацию племен ее периферии приводили к временной частичной реставрации старого принципа структурной иерархии, но после их ассимиляции цивилизация продолжала развиваться в прежнем направлении. Идеал, к которому стремилось общество каждой цивилизации, состоял в нивелировании всего их населения в горизонтальных структурах. Чем интенсивнее развивалась цивилизация и в то же время чем меньше она испытывала помех извне, тем больше у нее было шансов продвинуться по этому пути.
В своем развитии
цивилизации могли попасть в сложные условия.
Так случилось с Античной цивилизацией, которая полностью
исчерпала потенциал развития свойственной
ей социальной структуры. Следствием этого
было ослабление ее контроля за внешней
периферией и как следствие распад цивилизации
на культурно более однородные части,
ставшие ядрами новых цивилизаций – Католической, Византийской, Исламской.
Такие цивилизации возникли на уже существовавшей
социо-культурной основе в результате
создания новой системы ценностей, которая
стала объединяющим началом новой цивилизации.
Поэтому их можно определить как вторичные цивилизации. К вторичным
цивилизациям следует отнести и Индустриальную
цивилизацию, возникшую в результате внутренней
перестройки средневековой Католической
цивилизации, оказавшейся в состоянии
глубокого кризиса из-за неспособности
к расширению обычным путем. Таким образом,
поскольку в отличии от понятия общественно-экономическая формация
цивилизация является не социологической,
а конкретно-исторической категорией,
можно выделить несколько цивилизаций: