Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 12:05, реферат

Краткое описание

Актуальность культурологи обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура — это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.

Оглавление

Введение

Культура и цивилизация
Теория «локальных цивилизаций»
Аргументы «против»
Типология цивилизаций
Культурно- исторические типы
Цивилизации современного мира
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.52 Кб (Скачать)

  К  этим несомненным, по Н.Я. Данилевскому, «естественным» группам он причислял  два «сомнительных» типа цивилизаций:  американскую и перуанскую (индейскую), погибших насильственною смертью  и не успевших совершить своего  развития. Что касается групп  новой Америки (современных США), то их значение еще не было  ему ясным. Он колебался, признать  ли их особым культурно-историческим  типом.

  Русский  философ отмечал, что начала  цивилизации одного культурно-исторического  типа не передаются народам  другого типа. Каждый тип сам  вырабатывает ее для себя, при  большем или меньшем влиянии  чуждых ему предшествовавших  или современных цивилизаций. Такое влияние Н.Я. Данилевский допускал лишь в смысле «почвенного удобрения». Всякое же образовательное воздействие чуждых духовных начал он абсолютно отвергал. Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя самих черпают содержание своей исторической / жизни. Но не все они реализуют свое содержание с одинаковой 1 полнотой и многосторонностью. Интересно, как Н.Я. Данилевский сформулировал основные закономерности (законы) возникновения, роста и заката цивилизаций.

1. Любое  племя или народ, говорящие  на одном языке или принадлежащие  к одной языковой группе, представляют  собой культурно-исторический тип,  если они духовно способны  к историческому развитию и прошли стадию детства.

2. Для  подлинного рождения и развития  культуры народ должен достичь  политической независимости.

3. Основные  принципы бытия каждой цивилизации  закрыты, т.е. недоступны другим  народам. Так, многочисленные  попытки распространить греческую  цивилизацию среди неарийских  или восточных народов потерпели  крах... Англичане понесли аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако данная закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой. Простейший способ передачи — колонизация, таким образом, по мнению Н.Я. Данилевского, финикийцы перенесли свою цивилизацию в Карфаген, греки — в Южную Италию и Сицилию, англичане — в Северную Америку и Австралию. Другой способ — прививка черенка на чужое дерево. Черенок остается чужеродным телом на дереве, эксплуатирует его, ничего не давая взамен. Эллинистическая Александрия была таким черенком на египетском дереве. Третий способ — взаимное оплодотворение, при

котором ценности одной цивилизации используются другой, если они ей подходят.

4. Цивилизация  данного культурно-исторического  типа достигает своего полного расцвета, только если ее «этнографический материал» разнообразен и она обладает политической независимостью.

5. Существование  культурно-исторических типов напоминает  жизнь многолетних растений, период  роста которых длится бесконечно, а период цветения и плодоношения относительно короток и вконец истощает их силы. Первая стадия — возникновение великой культуры — может длиться очень долго. Она заканчивается тогда, когда культура переходит от этнографической формы существования к государственной. На этой, второй, стадии оформляется культурная и политическая независимость. Третья стадия — расцвет — представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, социального и индивидуального благополучия. Эта стадия завершается с полным исчерпанием творческих сил цивилизации. Тогда нация окаменевает, становится нетворческой и распыляется, раздираемая внутренними противоречиями. Первая и вторая стадии могут длиться очень долго, последняя же — расцвет — обычно коротка и длится в среднем 400—600 лет. Стадия упадка наступает несколько раньше, чем это можно наблюдать.

  Как  считал Н.Я. Данилевский, большинство  цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская — в религиозной, римская — в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н.Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.

  Обоснование  понятия культурно-исторического  типа имело огромное значение  для культуры. Несомненно, на Земле  существует множество культур,  и они развиваются неодинаково.  После работы Н.Я. Данилевского  наши представления о культурном  процессе стали глубже и богаче. Действительно, влияние одной  культуры на другую не является  всепроникающим. 

    7. Цивилизация современного  мира 

  Западная цивилизация. Запад недолго испытывал эйфорию победы в холодной войне в Персидском заливе, Самали, Югославии. Последующие события активизировали внутренние интеграционные тенденции. Так, после краха коммунизма ответом на враждебность внешнего мира стало по одну сторону Атлантики создание Североамериканской ассоциации торговли, по другую — программа интенсивной и экстенсивной эволюции Европейского союза. В состав ЕС вошли еще четыре европейские страны (Швеция, Финляндия, Швейцария и Австрия), началось активное укрепление рубежей группировки — Шенгенские соглашения довольно резко ограничили доступ в ЕС; береговая охрана США не допускает в страну гаитян, кубинцев, китайцев и прочих. В ряде стран были приняты законы, ограничивающие въезд представителей Африки, Азии, Восточной Европы и Латинской Америки. Официальная мотивировка принятия таких законов наиболее прозрачно звучит в британском законодательстве: «С целью избежать ситуации культурного противостояния». Такая формулировка кардинально отличается от принимавшихся раньше: тогда речь шла, с одной стороны, об идеологии, враждебных режимах, экономических соображениях, а с другой — об экуменических ценностях, глобальном альтруизме А. Швейцера и матери Терезы.

  В  качестве причин начавшегося,  упадка Запада указывают на  следующие моральные соображения:  ослабление семейных связей, рост  количества разводов и количества  семей с единственным родителем, ранний сексуальный опыт; отказ граждан от участия в добровольных объединениях и связанных с этим участием обязательств; ослабление природного трудолюбия, той трудовой этики, на которой строилась мощь нации; распространение антисоциального, криминального поведения, наркомании, разгул насилия; падение авторитета образования, престижа ученых и преподавателей.

  Подмена  прав индивидуума правами групп  будет означать ослабление западной  цивилизации, нанесет ей первый  удар. Вторым по значимости ударом мог бы быть раскол Запада на североамериканскую и западноевропейскую части. Третья опасность для Запада — упорно верить в свою всемирную универсальность и навязывать эту веру по всем направлениям. Западная цивилизация, повторим еще раз, ценна и сильна не тем, что она универсальна, а тем, что она уникальна.

  Латиноамериканская  цивилизация — явно отошедшая от Запада и ныне самостоятельная ветвь с хрупкими демократическими традициями, с корпоративной мистической культурой (отсутствующей на Западе), с католицизмом без признаков идей Реформации, влиянием местной культуры (истребленной в Северной Америке), чрезвычайно своеобразной литературой и культурой в целом. Лидер — Бразилия — активно осуществляет охрану своей индустрии от импорта. Складывается впечатление, что эта цивилизация смирилась с ролью своеобразного «подвала» Запада, со своей отсталостью, так наглядно продемонстрированной в войне на Фолклендских островах и, разумеется, на мировых рынках.

  Восточноевропейская  цивилизация, происходящая от византийской (где Россия мечется в поисках своего места), после крушения коммунизма достаточно быстро обнаружила, что коммунизм не был единственной преградой на ее пути в направлении Запада. Православие, коллективизм, иная трудовая этика, отсутствие организации, иной исторический опыт, отличный от западного менталитет, различие взглядов элиты и народных масс.

  Исламская цивилизация, родившаяся в VII в. на аравийских торговых путях, охватила огромный регион мира — от Атлантики до Юго-Восточной Азии. Здесь достаточно легко выявляются турецкая, арабская, малайская культуры, но присутствует и объединяющий стержень.

  Индуистская цивилизация, возникшая не менее 4 тыс. лет назад, обратилась к собственному фундаментализму в ходе кровавых столкновений с мусульманами. Буквально на наших глазах Дели — столица едва ли не космополитического Индийского национального конгресса — превращается в воинственный лагерь индуизма, готовый противостоять буддизму на юге и востоке, исламу — на севере и западе. При этом ни отсутствие единого языка, ни разница в экономическом развитии регионов Индии не раздробили страну, поскольку сохранению единства способствовали  факторы цивилизации — религия, народные традиции, общая история. Индуизм оказался «более чем религия или социальная система, он стал подлинной основой индийской цивилизации» .

  Конфуцианская цивилизация континентального Китая, китайских общин в соседних странах, а также родственные культуры Кореи и Вьетнама именно в наши дни вопреки коммунизму и капитализму обнаружили потенциал сближения, группирования в зоне Восточной Азии на основе конфуцианской этики — трудолюбия, почитания властей и старших, стоического восприятия жизни, т.е. так же, как и в остальном мире, — на основе фундаменталистской тяги. Поразительно, что здесь отсутствуют внутренние конфликты (при очевидном социальном неравенстве). У региона есть богатые интеграционные возможности, которые он реализует, объединяя новейшие технологии и традиционный стоический характер населения, исключительный рост самосознания, отвергающего комплекс неполноценности.

  Японская цивилизация, хотя и отпочковалась от китайской в первые столетия новой эры, обрела не имитируемые своеобразные черты, о которых сказано и написано более чем достаточно. Ныне на Японию приходится 2,2% населения мира, а к 2025г. – примерно 1,5%, тогда как в 1992г. доля Японии в мировом промышленном производстве составила 8%.

    Итак, мир, ещё 5 лет назад делившийся на первый, второй и третий, принял новую  внутреннюю конфигурацию – семь комплексов цивилизации, сложившиеся за многие столетия до возникновения социальных идеологий и переживших их. 

8. Заключение 

    В гуманитарных науках нет единого  устоявшегося мнения о том, сколько  цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные  цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для  их существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций  могут сильно различаться между  собой. Цивилизация не обязательно  совпадает с границами одного государства, не обязательно совпадает  с существованием одного определённого  народа.

      Цивилизация – это прежде всего  достижение культуры. А культура  способна переживать государства  и династии. Иногда к одной   цивилизации относят разные государства  сменявшие друг друга на протяжении  тысячелетий, как  это происходило  в случае с цивилизациями Передней  Азии. Цивилизация может распространятся  захватывая всё новые и новые  народы и государства. Цивилизация,  как определённое общества с  определенной системой элементов  культуры может исчезнуть, передав  свои достижения культуры другим  цивилизациям. Иногда две цивилизации,  различные с точки зрения одних  исследователей, объединяются в  одну единую цивилизацию (например, в греко-римскую цивилизацию). Цивилизации  могут существовать параллельно,  одновременно, и могут возникать  одна за другой.  Изучение цивилизации  – это изучение ее культуры. 
 

    9. Список использованной  литературы 

  1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агенство «Кафедра-М», 1999. - 288с.
  2. Габидулин Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. – Архангельск: Изд.-во Поморского госуниверситета, 1998. – 416 с.
  3. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. – Университетская книга, 1997, - 640 с. –(Культурология, XX век)
  4. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. - 304 с.
  5. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. В.И. Уколовой. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 400с.; карт.
  6. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000. – 574с.
  7. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов под. ред. проф. А.Н. Макрковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 224с.

Информация о работе Культура и цивилизация