Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:50, контрольная работа
Вряд ли можно найти другое понятие, которое имело бы столько оттенков смысла, как "культура". В объединенной жизни мы встречаемся с ним на каждом шагу. Оно употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов ("Культура быта", "культура труда", "политическая культура" и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью ("Культура поведения", "культура мышления", "культура чувств" и т.д.). Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей.
1. Сущность, смысл и этапы становления понятия "культура".
2. Смысл понятия "цивилизация".
3. Соотношение понятий культура и цивилизация.
4. Перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.
5. Специфика техногенной цивилизации, сущность кризиса и пути выхода из него.
6. Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в Великом Новгороде
Культура и цивилизация
Контрольная работа студента _I_ курса _ группы _031_заочной формы обучения
по дисциплине «Культурология»
ПЛАН.
Культура
и цивилизация.
Сущность,
смысл и этапы
становления понятия "культура".
Вряд ли можно найти другое понятие, которое имело бы столько оттенков смысла, как "культура". В объединенной жизни мы встречаемся с ним на каждом шагу. Оно употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов ("Культура быта", "культура труда", "политическая культура" и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью ("Культура поведения", "культура мышления", "культура чувств" и т.д.). Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей.
Очевидно так же, что прослеживается определенная существенная связь между понятиями "культура" и "культ". "Культура родилась из культа, истоки ее сакральны …," – писал Н.А.Бердяев. Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. Это свидетельствует о том, что понятие "культура" охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Именно поэтому, по-видимому, оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной фразой. Понятие это отличается сложностью и многообразием подходов, что объясняется различием мировоззренческих позиций мыслителей и ученых, исследовавших феномен культуры, атак же сложностью и многообразием самого явления культуры.
Как
самостоятельное явление
Так немецкий просветитель Иоагнн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества и связывал ее со степенью развития наук и просвещения. Таким образом, изначально культура понималась с гуманистических, эстетико-этических позиций и представлялась, прежде всего, как духовная сторона общественной жизни. Такие представления о культуре являлись лишь первыми шагами к созданию универсального научного понятия, которое могло бы стать инструментом научного обобщения для таких дисциплин как этнография, этнология, социология и история. Среди попыток выработки научного понимания культуры необходимо выделить теорию английского этнографа Эдуарда Бернарда Тайлора (1832-1917), которого справедливо считают основоположником эволюционной школы – достаточно стройной концепции человека и его культуры. Считается, что Э.Б.Тейлором было дано первое научное определение культуры: "Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". В понимании яркого представителя современного неоэвалиционизма Лесли Уайта (1990-1975) культура есть способ овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Главную роль в концепции среди многообразных составляющих играет материально-техническая культура. Это – базис любой культуры, который определяет и духовный, и интеллектуальный, и социальный уровни. Л.Уайт выделил четыре подсистемы культуры: социальную (включающую в себя отношения между людьми, политическую, экономическую системы, системы родства и т.п.); технологическую (включающую в себя средства существования, орудия производства, средства для защиты и нападения, материалы для постройки жилищ и т.п.); идеологическую (охватывающую типы коллективного и индивидуального поведения). Причем ведущая роль в культурной эволюции принадлежит усовершенствованию средств орудий труда и развитию науки. Известный испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) считал, что культура как раз то направление, которое человек придает развитию своих природных жизненных задатков. В его концепции культура предстает не как застывшая форма или сумма форм, а как жизненная активность, подчиняющаяся двум императивам – требованию жить и требованию быть нравственным. Исходя из этого, Х.Ортега-и-Гассет выдвинул тезис о том, что жизнь должна быть культурной, а культура должна быть жизненной. Свою концепцию он назвал "рециовитализм".
Культура
есть та особая область, которая противопоставляется
природе. Причем "естественно-природное"
в структурализме выступает в качестве
основы для культуры. Таким образом, культура
понимается как результат стремления
и способности человека особым образом
обозначать среду своего обитания. В самом
широком смысле Культура понимается как
оппозиция природе. Природа и культура
соотносится как "естественное" и
"искусственное". В современной культурологии
культура предает как нечто отличное от
природы, передающееся по традиции средствами
языка и символов, практического изучения
и прямого подражательства, а не биологического
наследования. Под культурой понимается
организованные совокупности материальных
объектов, идей и образов; технологий их
изготовления и оперирования ими; устойчивых
связей между людьми и способов их регулирования;
оценочных критериев, имеющихся в обществе.
Таким образом, культуру можно представить
в единстве трех ее неразрывно связанных
аспектов: способов социокультурной деятельности
человека, результатов этой деятельности
и степени развитости личности. Социокультурная
деятельность человека включает в себя
экономическую, политическую, художественную,
религиозную, научную, нравственную, правовую,
технико-промышленную, коммуникативную
сферы и т.д. Эти виды деятельности присущи
всем культурам во все времена. Результаты
человеческой деятельности проявляются
как в специализированных областях культуры,
где аккумулируются, накапливаются конкретные
ценности, так и на уровне обыденной культуры,
культуры повседневной. Культура человечества
проявляет себя в единстве и многообразии
низменных форм отдельных народов. Понятие
культуры может употребляться в нескольких
значениях. Во-первых, оно может служить
для обозначения какой-либо конкретной
культурно-исторической общности. Во-вторых,
термин культура используется для обозначения
специфики жизненных форм отдельных народов.
В-третьих, под культурой может пониматься
некоторое обобщение, модель, построенная
по определенному принципу. В ходе соцкультурного
процесса происходят изменения в самой
культуре. Ее ценностная основа обновляется,
становится более гибкой, формулируются
новые смыслы и образы, развивается язык
и т.п. Кроме того, с течением времени внутри
культуры происходит дифференциация,
возникают ее отдельные сферы, требующие
новых средств самовыражения. Так родилась
живопись, музыка, театр, архитектура,
философия, наука. Сегодня мы тоже становимся
свидетелями дифференциации культуры:
рождаются новые виды искусства – голография,
светомузыка, компьютерная графика; появляются
новые отрасли научного знания. Культура
– это явление, органичное жизни человечества,
ее смысл определяется творческими усилиями
человека по созданию "нового мира",
"второй природы", то есть сфер человеческой
мысли и разума, неподвластных тлению
и смерти.
Смысл
понятия "цивилизация".
Сложность анализа понятия "цивилизация" заключается в том, что оба понятия – как "цивилизация", так и "культура" – имеют множество значений.
Остановимся теперь на понимании "цивилизации". Начнем с того, что этот термин широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Во втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного (цивилизованный народ, цивилизованное поведение) и по сути является эквивалентом слову "культурный".
Научное понимание "цивилизации" связано со спецификой предмета исследования, ибо это одно из немногих понятий, которое применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах философии, истории, социологии, экономике, антропологии, искусствоведении, политологии и т.п. Каждая из них как луч прожектора высвечивает ту или иную сторону цивилизационного процесса: логику экономического роста, взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада, накопление социальных изменений, смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль.
Как отличал блестящий историк и философ науки А.Н.Уайтхед, "границы цивилизации неопределенны, с чем бы ни шла речь: о географических рамках, временных интервалах или о сущностных признаках". Наш соотечественник, великий ученый Лев Мечников, в частности, считал, что "основной причиной зарождения и развития цивилизации является реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата и почвы, и рельефа земной поверхности". Он подчеркивает, что понятие цивилизации "является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений; оно определяет сумму идей, находящихся в обращении, и сумму технических приемов; это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; оно показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений, оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности".
Новые
попытки определить сущность понятия
"цивилизация" предпринимают отечественные
исследователи и теперь, когда
формационная парадигма истории, при
которой главное - смена способов
производства, осознается как частность,
данная от универсального методологического
подхода. Мы полагаем, что подход, который
может приблизить нас к целостному понимания
существа цивилизации, - это подход междисциплинарный.
Именно по этому пути пошли ученые (в основном
историки), группирующиеся вокруг французского
журнала "Аналы: Экономика-общества-
Понятие
цивилизации впервые
Впервые слово цивилизация встречается в "Друге людей" Мирабо (1756 г.): "Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая удача человечества; это главная причина цивилизации". В его трактате о цивилизации говорится: "Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития; - все это является лишь маской добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она дает ему основы и формы добродетели".
В
работах Н.Бердяева: культура – символична,
но не реалистична, между тем "динамическое
движение внутри культуры влечет к
выходу, за пределы культуры, к жизни,
к практике, к сим. На этих путях
совершается переход культуры к
цивилизации. Цивилизация пытается осуществлять
жизнь, реализуя культ жизни вне ее смысла,
подменяя цель жизни, средствами жизни,
орудиями жизни.
Соотношение
понятий культура
и цивилизация.
Термин "цивилизация" близок по значению термину "культура" и происходит от латинского слова "ciuis" что переводится как "город". То есть "цивилизационный" в прямом смысле означает "городской".
Некоторые
исследователи поэтому
В американской антропологии чаще всего употребляется термин "культура", а в английской научной традиции – "цивилизация", но различия между понятиями почти некогда не переводятся. Так Гумбальдт и Кант проводили различия между терминами культура и цивилизация, понимая именно под цивилизацией степень развития личности и межчеловеческих отношений. Однако по мнению О.Шпенглера, мертвая культура, неорганическое ее состояние, - и есть цивилизация. Именно эти несовпадения культуры и цивилизации почувствовал и представил в своей концепции О.Шпенглер, трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа.