Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

1. Культура как социально- философская категория. Культура и «натура», культура как ценность и как мера человечности в человеке.
2. Культура народа как объективная реальность. Культура и антикультура. Духовность как культурный ориентир и регулятив. Функция культур.
3. Понятие цивилизации. Сущность цивилизационного подхода к истории общества. Соотношение цивилизации и культуры. Кризис культуры индустриального общества и контуры культуры грядущего постиндустриального общества.
4. Проблема культурной интеграции мира. Запад, Восток, Россия в диалоге культур: «Русская идея» как выражение специфики русской культуры.

Файлы: 1 файл

Контрольня работа- философия.doc

— 94.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по философии

 

 

«Культура и  цивилизация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

 

1. Культура как социально- философская  категория. Культура и «натура», культура как

    ценность и как мера  человечности в человеке……………………………………………..  3

 

2. Культура народа как объективная  реальность. Культура и антикультура. Духовность как

    культурный ориентир  и регулятив. Функция культуры. …………………………………..6

 

3. Понятие цивилизации. Сущность  цивилизационного подхода к истории общества. Соотно

    шение цивилизации и  культуры. Кризис культуры индустриального  общества и контуры

    культуры грядущего постиндустриального общества. ……………………………………..9

 

4. Проблема культурной интеграции мира. Запад, Восток, Россия в диалоге культур:

    «Русская идея» как  выражение специфики русской  культуры……………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

       В чем состоит сущность культуры, что она есть как ценность? Ясность в вопросах методологии культуры важна сама по себе, а также и потому, что в недалеком прошлом именно проблематика культуры подверглась у нас особенно сильной деформации и идеологизации, и преодоление этих негативных явлений также требует соответствующего философского обеспечения.

       Культуру изучает целый ряд наук (археология, этнография и др.) в последние годы особенно активно у нас культурогия- отрасль знания, изучающая механизмы возникновения явлений культуры в конкретной социально- исторической среде. В настоящее время в научно- философском обороте фигурируют до 300 определений культуры, причин этого три: исключительная сложность самой культуры, разнообразие мировоззренческих позиций исследователей, различие подходов к культуре даже в рамках одной  и той же мировоззренческой и методологической позиции.

     Из глубин древности идет определение культуры как всего созданного человеком, в отличие от «натуры» т.е. нетронутой природы. Первоначально речь шла об агрикультуре, или возделывании земли, затем смысл понятия «культура» существенно расширился- стал обозначать- в применении к человеку- воспитание, образование, почитание святынь.

     Культура- это сторона, характеристика, аспект общества, его измерение под каким- то углом зрения? Под каким же?

    На рубеже XIX- XX веков резко обозначились факты «противоразумного» использования достижений рационально толкуемой культуры, потребовавшие заострения вопроса о направленности этой культуры, о том, каким целям она призвана служить- гуманным или антигуманным. Возникают аксеологические концепции культуры, трактующие ее как ценность, т.е. как нечто имеющее позитивную значимость для человека. Так сформировалось понимание культуры как ценностного аспекта общества, как совокупности материальных и духовных ценностей.

     Культура с точки зрения- это мера человечности в человеке, уровень и масштаб реализации им своего собственного предназначения.

     Культура как совокупный исторический опыт народа, складывающийся на протяжении многих столетий  и прошедший многократную проверку и подтверждение временем.

    Культурное развитие личности не есть автоматическое отзеркаливание ею указанных образцов, оно- сложный, противоречивый процесс созидания человека, совершающийся в противоборстве с антикультурными, антигуманными тенденциями, препятствующими его развитию и совершенствованию, и чтобы культура одержала верх над антикультурой, от личности требуется последовательная избирательность и целеустремленность.

    Культура и выступает как всемирно- исторический итог противоборства различных тенденций в обществе, когда несмотря на все тернии и зигзаги человеческой истории, берут верх именно интересы развития человека, интересы культуры.

      Ядром культуры каждого народа являются именно системы ценностей, складывающиеся в ходе всей его истории и обеспечивающие сохранение его духовной самоидентификации через хранение и передачу от поколения к поколению выработанных этой историей норм и правил реагирования на меняющиеся условия природного и социального бытия.

    При этом весьма важно не открывать ценностный аспект культуры от ее деятельностно- творческого, т.е. культуру не следует сводить лишь к уже созданным материальным и духовным ценностям – такое понимание не передает всей динамики культуры, ибо выпадает культура самого процесса их создания.

    Человек выступает одновременно и как творец культура, и как ее творение, поскольку способы деятельности, вырабатываемые и используемые человеком в лоне развивающейся культуры, позволяют ему и «распредмечивать» (т.е. извлекать) заложенное в ней «человекотворческое» содержание, усвоить его и тем самым развивать себя, возвышать себя до уровня «творения культуры»

    В целом же для современного уровня понимания культуры, как системного синтеза весьма показательна работа М.С.Кагана «Философия культуры» (СПб 1996). В культуре ученый видит особый, четвертый вид бытия (наряду с бытием природы, общества человека), характеризующейся четырьмя составляющими- «свехприродными» (т.е. сформированными в ходе общественной жизни) качествами человека, «второй природой» (предметами, созданными деятельностью человека),способами человеческой деятельности, с помощью  которых человек и «опредмечивает» (воплощает), и «распредмечивает» (извлекает) содержание, заложенное в продуктах его деятельности, и общением как способом реализации потребности людей друг в друге.

    Механизм же исторического развития культуры достаточно известен- он выражается в диалектике традиций и новаторства, накопленного человеческого опыта и его творческого развития применительно к новым историческим условиям. На этой диалектике необходимо остановиться особо, поскольку в ее свете нагляднее уясняется сущность общечеловеческой культуры, а также ее основные функции.

    Во- первых, исходя из того, что традиция –основа для дальнейшего движения культуры, следует подходить к традициям дифференцированно, видеть в них как прогрессивное, так и регрессивное.

    Во вторых- говоря о новациях в культуре, необходимо помнить: жизнеспособны те из них, которые, развивая лучшие традиции и выражая зреющие духовные потребности народа несут в себе всеобщее содержание, выраженное в уникальных формах.

      Особенность современных эталонов культуры в том, что в них синтезируется опыт всей мировой цивилизации, а не только ее отдельных (локальных или региональных, социально- классовых или этно- национальных) форм.

    Общность планетарной судьбы человечества, растущее осознание целостности современного взаимосвязанного, хотя и противоречивого мира- вот реальный базис глобальной общечеловеческой культуры сегодня, в своих истоках уходящей в древнейшие цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

      В самом начале XX в. прозвучали мрачные предсказания О.Шпенглера о «закате Европы», о гибели высокой культуры, о постепенном замещении культурных- духовных ценностей ценностями цивилизации в их грубо материальном воплощении. В целом пессимизм культурологов основывается на том, что общий фон культуры XX в. оказался значительно ниже того уровня, к которому приучили интеллигенцию ушедшие в прошлое XVII – XIX вв. – золотая эпоха» европейской культуры.    

       Постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, техническое оснащение основных производственных процессов привели к формированию массового общества, в котором культурные ценности перестали быть элитарным достоянием и получили эгалитарный (уравнительный) характер. Массовая культура имеет своей исторической целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства , но массовая культура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Однако на любом уровне культура в ее широком смысле являет собой гуманистически ориентированную ценность. А все, что разлагает эту ценность антикультура.

     Выражение «массовая культура» употребляется обычно с чувством пренебрежения, имея в виду нечто, «растворенное в пресной воде большинства». Но понятие массовой культуры может быть осмыслено и положительно и культуре тянутся миллионные массы народа.

     Массовость культуры- это не обязательно ее низкий уровень будто бы для примитивно мыслящих, а формальная характеристика- своего рода рынок искусства. Ведь и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, стремясь поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять в руки  перо, несет ответственность перед обществом, перед человеком. Судьба культуры в руках человека.

     Культура схватывает в некую едино- цельную систему всю духовную жизнь общества.

     К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в «вещной» форме: книги, картины и т.д.

     Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства.

     Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечество для улучшения жизни.

     

     Культура- это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества.

     Как общественное явление  культура выполняет многочисленные функции. Она включает в себя познавательную деятельность человека, выполняет информационную функцию, являясь средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов. Культура выполняет также нормативную функцию: она реализует нормы, сформировавшиеся в конкретной цивилизации, а также создает собственные нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека. В социокультурном процессе существенное значение имеют ценности государственной жизни: идеократическое, теократическое или политическое государства опирается на существенно различные культурные ориентиры.

     Важнейшая функция культуры- человекотворческая: индивид становится личностью в процессе овладения культурой. Поскольку культура является нормативно регулируемой деятельностью, она предстает как область производства ценностей. Явления культуры руководят социальными изменениями, направляя их к реализации социально значимых целей.

     Культура обслуживает систему социальных отношений, опосредует и подготавливает происходящее здесь изменения и сдвиги, создавая специфические механизмы, обеспечивающие регуляцию поведения человека. Это может быть и косвенное регулирование, осуществляемое посредством предписания к осуществлению некоторых действий, символизирующих те или иные ценности и требования общества.

     Культура создает разветвленную систему символов, свидетельствующих о месте человека в обществе (одежда, бат, украшения), о его религиозной принадлежности или приверженности к политическим взглядам и организациям.

     К числу важнейших функций культуры можно также отнести адаптационную и негэнтропийную. Культура обеспечивает адаптацию общества к переменам и взаимодействию с другими цивилизациями. Нэгэнтропийная функция- сохранение общества как качественно своеобразного феномена. Культура противостоит разрушительным тенденциям, поскольку содержит механизмы селекции ценностей, в результате чего одни феномены цивилизации, имеющие ограниченное историческое значение, уходят в небытие, другие включаются в сокровищницу общечеловеческого достояния. В отличие от цивилизации, вменяющей в себя как созидательные, так и разрушительные явления, культура гуманистична, позитивна, она носитель творческого начала человеческой деятельности.

     Культура реально существует как исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни- этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры  обретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

Информация о работе Культура и цивилизация