Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:06, контрольная работа
1. Культура как социально- философская категория. Культура и «натура», культура как ценность и как мера человечности в человеке.
2. Культура народа как объективная реальность. Культура и антикультура. Духовность как культурный ориентир и регулятив. Функция культур.
3. Понятие цивилизации. Сущность цивилизационного подхода к истории общества. Соотношение цивилизации и культуры. Кризис культуры индустриального общества и контуры культуры грядущего постиндустриального общества.
4. Проблема культурной интеграции мира. Запад, Восток, Россия в диалоге культур: «Русская идея» как выражение специфики русской культуры.
3.
Понятие цивилизация формировалось исторически, а философы в разные времена вкладывали в него различные содержания. Впервые оно стало широко употребляться в эпоху Просвещения во Франции и рассматривалось просветителями (Вальтер, Руссо и др.)
Термин цивилизация (от лат. сivilis) гражданский, государственный, используется в различных смыслах.
Во- первых, как историческая степень в развитии человечества, которая началось после варварства и характеризуется образованием классов, государства, урбанизацией и возникновения письменности.
Во- вторых, понятие цивилизации используется как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство («мировая цивилизация», «цивилизованный образ жизни» и т.п.)
В- третьих, как синоним термина «материальная культура»: то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой (жилище, бытовая техника, транспорт и связь, обслуживание и т.п.)
В- четвертых, как характеристика единства исторического процесса. Это понятие служит в качестве критерия сравнительной оценки определенных этапов истории в связи с развитием общественного богатства.
В 1798 г. Слово «цивилизация» было внесено в «Словарь Академии», в котором оно определялось как высшая степень духовности. В XIX в странах Европы в многочисленных фундаментальных трудах цивилизация рассматривалась как комплексное состояние общества, в котором культуре принадлежало высокое место.
Подобно живым организмам, цивилизации переживают все возрасты человека: «У каждой имеются свое детство, юность, возмужалость и старость»: - Шпенглер. Закат Европы.
В концепции Шпенглера (а затем и П.Сорокина, А. Тойбни и других мыслителей) цивилизация определяется как этап вырождения культуры, как царство технико – механических элементов, вытесняющих органически- жизненное начало, концентрирующееся в культуре.
Особое мнение о сущности цивилизации и культуры обосновал Н.А.Бердяев, Под цивилизацией Бердяев понимал также всякий социализирующий процесс. Различие между культурой и цивилизацией Бердяев усматривал в том, что цивилизация есть социально – комплексный процесс, а культура- процесс индивидуальный, идущий вглубь. Цивилизация означает большую степень объективации и социализации, культура же более связана с личностью и духом. Эпохой цивилизации можно назвать по преимуществу такую эпоху, в которой преобладающее значение получают массы людей и техника.
Цивилизация возникла как средство, но была превращена в цель, деспотически управляющую человеком.
Если
признать, что цивилизация –результат
возникновения классового
Цивилизация-
понятие историческое. Оно постоянно
развивается. Качество
Важное
место в цивилизации занимают
нормы, связанные с овладением
предметными и социальными
Цивилизация
определяет характер и
Религия
и церковь придавали
Анализ влияния универсальной системы норм, регламентирующих общественные отношения, деятельность и поведение людей, позволяет объяснить многообразие цивилизации.
Кризис
цивилизации означает
Цивилизационный подход к анализу общества исключает жестокое разделение объекта и субъекта истории.
А как цивилизация соотносится с культурой? Долгое время они отождествлялись, выступали как синонимы.
Известно, что вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно прояснил эту проблему.
Цивилизация, стало быть, - это, по Канту, использование культуры в целях привития человеку внешней воспитанности и благопристойности.
Цивилизация, подчеркивает философ, безжалостна к отдельному члену общества, но зато по отношению ко всему человечеству выступает как несомненный прогресс. Кратко эту позицию можно выразить так: если цивилизация поклоняется Разуму, то культура – Духу.
Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служить благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истиной культуры.
Авторитетна в современной науке концепция, согласно которой цивилизация- это социокультурное образование, соединяющее в себе три элемента: его материально- вещественное тело (имеются в виду средства труда и весь предметный мир, созданный человеком), его социальное тело, организация всей общественной жизни) и его собственно культурный компонент, составляющий «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации» (А. Тойнби)
Если цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное, представленное развернутой системой норм, правил, стандартов и эталонов деятельности и закрепленное в праве, традициях, способах делового и бытового поведения, то культура- выражение индивидуального начала каждого социума, специфики этно- исторической социальной индивидуальности данного народа.
Если функция цивилизации, подчеркивает ученый, - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия людей и народов, то функция культуры – отражать, передавать и хранить индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Особенно важна здесь роль ядра культуры, складывающегося веками и обеспечивающего адаптационные механизмы к меняющимся условиям бытия социума.
Кант со всей четкостью противопоставил «культуре умения» «культуру воспитания», а чисто внешний, «технический» тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации.
Однако в понимании соотношения культуры и цивилизации мы встречаемся с концепциями, которые не только разделяют эти понятия по признаку того, что ими обозначены разные сущности, но и противопоставляют их Так, нередко под культурой понимают состояние науки или общества в стадии высокой творческой активности, в которой господствуют духовные идеальные начала, ценности и устремления, а также продукты этой деятельности. Цивилизация же, напротив, характеризует общество в фазе угасания творческой активности, перемещения деятельности с духовных предметов в сферу материального.
Такого взгляда на соотношение культуры и цивилизации придерживался целый ряд философов, историков и культурологов, например, О.Шпенглер, Н.Бердяев, П.Сорокин. В теоретическом отношении такая модель соотношения культуры и цивилизации не выдерживает серьезной критики и не подтверждается реальным процессом исторического развития общества
Тем не менее в определенных случаях различие смыслов понятий «культура» и «цивилизация» может иметь познавательную ценность.
4.
В современных исследованиях наибольшее внимание уделяется таким типам культур как культуры Востока, Запада и России. Обсуждается не только их взаимопроникновения и интеграции.
Отметим, прежде всего, что Запад и Восток- категории не только и не сколько пространственно- географические, сколько цивилизационные и историко- культурные.
Элементы культуры Запада: приоритет отдается личности, а не обществу и государству; личность ценится, прежде всего, за ее трудолюбие и инициативу, реализующиеся в частнособственническом успехе; другие ее ценимые качества- постоянный поиск нового, готовность к разумному риску, динамизм, культ семьи, ориентация на науку и технику, рациональность и т.д. Что же касается государства, то оно приемлемо лишь постольку, поскольку охраняет и защищает права и свободы своих граждан; предпочтение отдается демократическим формам государства, где власть принадлежит большинству населения, но и гарантируются права меньшинства, что оставляет место для автономии личности и ее саморазвития.
Запад провозглашает деятельную, предприимчивую личность, уверено чувствующую себя в этом мире, стремящуюся к творчеству и познанию, которое превращается для него средством активной деятельности в окружающем мире.
Западная культура и уязвима, ее серьезные изъяны- предпочтение материальных ценностей духовным, тенденция к безудержному прагматизму и предельной рационализации , не оставляющим места высокой нравственности и другим идеальным устремлениям, отношение к природе как к объекту покорения, породившее экокризис, подмена альтруизма и социальных связей индивидуализмом и эгоизмом, потребительская психология и т.д.
Считается, что Россия – не Запад и не Восток, а нечто третье- особая (российская) цивилизация со своей особой культурой. Каждая из этих точек зрения имеет свою аргументацию, и анализировать ее- значить вступить в обсуждение широко известной ныне «русской идеи»ю
Сам этот термин ввел В.С.Соловьев в конце 80- ых годов XIX века.
«Русская идея»- это и вековечная мечта русского народа о лучшей и справедливой жизни, и самобытное прошлое России, и специфически русская духовность, и особый русский характер, и особый массовый национальный менталитет (то, что называют «русской душой»)
Логическое
ядро «русской идеи»-
Первый
пласт – языческий, дохристианс
Второй
пласт- христианский с
Третий пласт- связан с реформами Петра I и означает включение в структурный состав русскости светского или научно- технического знания; носитель этого знания – русская интеллигенция как особый, совершено уникальный во всемирной истории феномен.
Четвертый пласт- выход на обобщенные и синтетические модели русскости, выявляющие национальную самобытность России на широком историческом фоне и в сочетании отечественной и мировой культур.
Русская культура- это особый тип мировой общечеловеческой культуры, имеющий свои приоритеты и ценности, не сводимый ни к западной, ни к восточной культуре и одновременно находящийся в сложном и непрерывном диалоге с ними.
В продолжающихся
уже длительный период
Восток
понимается как традиционные
общества, основывающиеся на
В настоящее время России придется решать не только экономические вопросы, но и глобальные вопросы ассимиляции культур Востока и Запада, как и других культур, развивая диалогические формы взаимодействия с другими цивилизациями, а не формы конфронтации и собственной исключительности, осуществлять поиск собственного пути развития, свою идентичность
Список используемой литературы.