Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

Изучение философии предполагает активную деятельность человека, напряжение всех его духовных сил. Процесс обретения мудрости возвышает человека, наращивает его интеллектуальный потенциал, повышает культуру мышления, позволяет преодолеть узкие рамки обыденного сознания, в плену стереотипов которого он оказывается. При этом всегда должно помнить, что различные науки составляют единое целое, стержневой основой которого является философия.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный университет»

 

 

Кафедра социально-гуманитарных

 дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету

Философия

на тему: «Культура и цивилизация»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ФЭФ, 2 курс, гр.11ФКз-1  Жуковец Татьяна В.

шифр зачетной книжки: 1125010411

 

Проверила:      Климович А.И.

 

Новополоцк 2013

Содержание

 

Введение

Изучение философии  предполагает активную деятельность человека, напряжение всех его духовных сил. Процесс обретения мудрости возвышает человека, наращивает его интеллектуальный потенциал, повышает культуру мышления, позволяет преодолеть узкие рамки обыденного сознания, в плену стереотипов которого он оказывается. При этом всегда должно помнить, что различные науки составляют единое целое, стержневой основой которого является философия. [1,с.4]

В изменившемся пространстве современной философии  в связи с новым пониманием общественного развития большое  место заняла философия культуры. Несостоятельность формационного подхода применительно ко всему человеческому сообществу привела к поискам нового основания традиций развития и поставила в центр социума феномен культуры. Культура приобрела значение способа человеческого существования, типологические и исторические особенности развития которой определяются ментальными основаниями, лежащими в основе социокультурной статистики и динамики.

От первых представлений  о культуре как возделывании, воспитании и воспитанности через разнообразные  проявления человеческой креативности философия культуры приобрела свое многомерное содержание, перейдя пределы отдельных сфер жизни, с которыми она связывалась ранее. Становление философии культуры как специфической области знания относится еще к первой четверти 18 в. и связано с опытом исследования исторического мира культуры Дж. Вико, хотя это была еще не философия, а история и теория культуры. Дальнейшее свое развитие философия культуры находит у многих исследователей 18-19 вв. и заявляет о себе переоценкой всех ценностей культуры у Ф. Ницше, прежде всего связанной с переориентацией аполлонического начала культуры на дионисийское, и затем все смелее утверждается в исследовании психологии народов В. Вундта до разделения Г. Риккертом наук о природе и наук о культуре. [5,с.5]

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Одно из первых определений культуры было дано в 19 в. Э. Тайлором. Он утверждал, что культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Это определение лишь перечисляет явления, которые охватываются понятием «культура». В нем подчеркивается социально детерминированный и системный характер культуры. Но ее своеобразие остается невыявленным. Поиск специфической основы культурной деятельности осуществлялся следующими поколениями мыслителей.

Обобщив основные подходы к анализу культуры, сложившиеся  в 19-20 вв., можно дать такое определение  этого многогранного явления: культура – искусственная среда обитания людей, создаваемая в процессе знаково-символической, ценностно-ориентированной деятельности. Культура объективируется в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в ценностях и текстах.

Культура – способ существования человека, способ, каким человек производит себя как целостное существо. Она предстает как единство деятельности и ее результатов. Культура как результат – это совокупность достижений общества в процессе материально и духовного развития. Артефакты культуры остаются на тысячелетия, но если нет людей, которым был бы понятен их смысл, то они теряют свое значение и ценность. Поэтому сущность культуры является культурная деятельность – процесс создания, передачи и освоения образцов человеческой практики. Культура связана с постоянным поддержанием смыслов и значимости способов человеческой деятельности и ее результатов.[3,с.428]

Деятельность  человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете  сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятия материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.

Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании туда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не предаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

Культура не пассивное  хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование  человечеством для социального прогресса. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями.

Культура –  это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся  способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и  манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств ,и приемы ,а также уровень мышления.

ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ

Культура –  это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта  материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное  или отрицательное значение для  человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией ,искусством и вообще «лучами культуры». Нас вдохновляют тишина, закатная заря, одиночество в лунной ночи или пронизанная солнечным светом листва. Все это воспринимается и переживается как нечто высокое и торжественное. Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, деликатное, нежное, изящное ,благородное, величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п. Мы, например, испытываем удовольствие при «виде полезного для нас предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности ,мы называем его прекрасным». Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойством, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ведь не даром же говорят: «Он мне мил не по тому, что хорош, а хорош, потому что мил». Таким образом, можно сказать, что ценность – это субъективно-объективная реальность. Вот почему утверждая, что о вкусах не спорят ,реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. «Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным – то, что ему только нравиться, хорошим – то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он усматривает объективную ценность». Нечего и говорить о том, насколько значимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни.

Каждая вещь, вовлеченная  в оборот общественной и личной жизни  или созданная человеком, имеет  кроме своего физического еще  и общественное бытие: она выполняет  исторически закрепленную за ней  человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность, например стол – это не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Такими образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.

Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение  начисто отметало достижения предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что уже отошло в прошлое. [4,с.762-765]

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

Реальная человеческая история существует как процесс  возникновения, развития и смены  исторических типов общества, что  позволяет понять локальность и  стадиальность истории и выделить типы культуры. При анализе типов  культуры следует обратить внимание на конкретную модификацию ведущей модели мира и соответствующий ей тип восприятия мира. Первой из них является первобытное общество, культура которого носила в основном традиционный характер, т.е. обеспечивала передачу опыта и знаний последующим поколениям. Характерной чертой первобытного сознания было то, что человек не умел отделять существенное от несущественного. Опыт состоял не в виде общения, а в виде вычленения, последовательности операции, канонизации раз и навсегда найденных решений. Это общество традиций и стандартов, которые выступали способом шлифовки и накопления знаний. Творческие силы личности были настолько не развиты, что могли проявляться лишь будучи растворенными в коллективе.

В условиях рабства узкий горизонт коллективного родового опыта был расширен до масштабов «гармонизированного» космоса. Место духов предков заняли всесильные и цивилизованные боги, а также знающий их волю господствующий класс. Эта воля, систематизированная и оформленная в виде политики, философии, искусства, морали, оправдывала и прославляла существующую политическую власть рабовладельцев. Культура античного общества была гуманитарно ориентирована; если даже люди голодали, они требовали не работы, а хлеба и зрелищ, ибо свободнорожденный работать не должен.

Феодальная  культура базировалась на религиозно-спиритуалистической системе ценностей. На базе борьбы против религиозных догматов сложилась культура эпохи Возрождения, явившаяся подлинным ренессансом на основе светской гуманистической культуры античности и прологом к буржуазной культуре.

Собственно буржуазная культура складывается на базе индустриального труда. Она отражает борьбу и взаимодействие двух миров: мира одинокой, изолированной от общества личности и мира вещей, стоящего вне человека и над ним. В современной западной культуре проявляются две тенденции в ее развитии:

  1. Стимулирование и развитие элитарной культуры, носителем которой является слой общества, наделенный специфическими духовными способностями. У Ф. Ницше элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека».
  2. Создание массовой культуры, которая представляет собой производство и распределение стандартизированных культурных благ. Через систему массовых коммуникаций она охватывает подавляющее большинство населения, через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны жизни человека: от стиля жилья и одежды до ритуалов интимных отношений. Как отмечает Д.Белл, массы – это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. Но даже такая культура подвергается критике теоретиками «массовой культуры», которые призывают к ликвидации всякой культуры как несовместимой с идеалами индивида.

Информация о работе Культура и цивилизация