Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:03, реферат
Изучение философии предполагает активную деятельность человека, напряжение всех его духовных сил. Процесс обретения мудрости возвышает человека, наращивает его интеллектуальный потенциал, повышает культуру мышления, позволяет преодолеть узкие рамки обыденного сознания, в плену стереотипов которого он оказывается. При этом всегда должно помнить, что различные науки составляют единое целое, стержневой основой которого является философия.
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий государственный университет»
Кафедра социально-гуманитарных
дисциплин
РЕФЕРАТ
по предмету
Философия
на тему: «Культура и цивилизация»
Выполнила:
студентка ФЭФ, 2 курс, гр.11ФКз-1 Жуковец Татьяна В.
шифр зачетной книжки: 1125010411
Проверила: Климович А.И.
Новополоцк 2013
Изучение философии предполагает активную деятельность человека, напряжение всех его духовных сил. Процесс обретения мудрости возвышает человека, наращивает его интеллектуальный потенциал, повышает культуру мышления, позволяет преодолеть узкие рамки обыденного сознания, в плену стереотипов которого он оказывается. При этом всегда должно помнить, что различные науки составляют единое целое, стержневой основой которого является философия. [1,с.4]
В изменившемся
пространстве современной философии
в связи с новым пониманием
общественного развития большое
место заняла философия культуры.
Несостоятельность формационног
От первых представлений
о культуре как возделывании, воспитании
и воспитанности через
Одно из первых определений культуры было дано в 19 в. Э. Тайлором. Он утверждал, что культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Это определение лишь перечисляет явления, которые охватываются понятием «культура». В нем подчеркивается социально детерминированный и системный характер культуры. Но ее своеобразие остается невыявленным. Поиск специфической основы культурной деятельности осуществлялся следующими поколениями мыслителей.
Обобщив основные подходы к анализу культуры, сложившиеся в 19-20 вв., можно дать такое определение этого многогранного явления: культура – искусственная среда обитания людей, создаваемая в процессе знаково-символической, ценностно-ориентированной деятельности. Культура объективируется в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в ценностях и текстах.
Культура – способ существования человека, способ, каким человек производит себя как целостное существо. Она предстает как единство деятельности и ее результатов. Культура как результат – это совокупность достижений общества в процессе материально и духовного развития. Артефакты культуры остаются на тысячелетия, но если нет людей, которым был бы понятен их смысл, то они теряют свое значение и ценность. Поэтому сущность культуры является культурная деятельность – процесс создания, передачи и освоения образцов человеческой практики. Культура связана с постоянным поддержанием смыслов и значимости способов человеческой деятельности и ее результатов.[3,с.428]
Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятия материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.
Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании туда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не предаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Культура не пассивное
хранение материальных и духовных ценностей,
созданных предшествующими
Культура – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств ,и приемы ,а также уровень мышления.
Культура –
это материальные и духовные ценности.
Под ценностью имеется в виду
определение того или иного объекта
материальной или духовной реальности,
высвечивающее его
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность, например стол – это не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Такими образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.
Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что уже отошло в прошлое. [4,с.762-765]
Реальная человеческая
история существует как процесс
возникновения, развития и смены
исторических типов общества, что
позволяет понять локальность и
стадиальность истории и
В условиях рабства узкий горизонт коллективного родового опыта был расширен до масштабов «гармонизированного» космоса. Место духов предков заняли всесильные и цивилизованные боги, а также знающий их волю господствующий класс. Эта воля, систематизированная и оформленная в виде политики, философии, искусства, морали, оправдывала и прославляла существующую политическую власть рабовладельцев. Культура античного общества была гуманитарно ориентирована; если даже люди голодали, они требовали не работы, а хлеба и зрелищ, ибо свободнорожденный работать не должен.
Феодальная культура базировалась на религиозно-спиритуалистической системе ценностей. На базе борьбы против религиозных догматов сложилась культура эпохи Возрождения, явившаяся подлинным ренессансом на основе светской гуманистической культуры античности и прологом к буржуазной культуре.
Собственно буржуазная культура складывается на базе индустриального труда. Она отражает борьбу и взаимодействие двух миров: мира одинокой, изолированной от общества личности и мира вещей, стоящего вне человека и над ним. В современной западной культуре проявляются две тенденции в ее развитии: