Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:03, реферат
Изучение философии предполагает активную деятельность человека, напряжение всех его духовных сил. Процесс обретения мудрости возвышает человека, наращивает его интеллектуальный потенциал, повышает культуру мышления, позволяет преодолеть узкие рамки обыденного сознания, в плену стереотипов которого он оказывается. При этом всегда должно помнить, что различные науки составляют единое целое, стержневой основой которого является философия.
Задачи которые должен быть решить социализм, - это овладение культурным наследием и создание социалистической культуры. Ее создание в ранее отсталой стране невозможно было без культурной революции, однако понимание методов достижения ее целей было далеко не однозначным. В 20-е была подвергнута критике концепция культуры «Пролеткульта», призывавшего к отказу от всех духовных ценностей, накопленных человечеством, и созданию новой культуры лабораторным путем руками избранных представителей социальной группы.
Говоря о трудностях создания новой культуры, следует отметить, что в результате истребления наиболее образованной части общества интеллектуальный уровень людей упал, и процесс этот не остановлен до сих пор. Сегодня стало очевидным, что наше культурное развитие нуждается в глубинной переориентации, иначе преобразование общества и человека нам не осуществить. Нельзя двигать вперед производство, не повышая культуру труда, не расширяя демократию, не поднимая уровень правовой компетентности людей, не обращая внимания на культуру дискуссий, общения, поведения и т.д.
Годы преобразований, неудачи реформ говорят о том, что демократические ценности попросту плохо понимаются и с трудом усваиваются из-за бедности, истонченности культурного слоя. На исторической арене происходят удивительные совмещения. На фоне борьбы с коммунистической идеологией появляются фигуры Кашперовского и Чумака. Модернизирующие тенденции представляют собой попытки соединить на первый взгляд несоединимое. Страна стремится воспринять элементы западной культуры и отвергнуть вредное. Однако вновь возникшие идеологии, казалось бы, в корне отличные по содержанию от коммунистической, по форме с ней совпадают.
Как видим, создание культуры нашего общества – процесс трудный. Поэтому в ходе его реформирования предстоит проделать огромную культурную работу. [1,с.302-305]
Многие исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.
Такое утверждение вполне уместно только в рамках деятельностного подхода к понимаю культуры как внутренней интенции жизнедеятельности человека, ее духовного кода. Однако при ценностном подходе к культуре, при котором она интерпретируется как нормативно-ценностное пространство бытия той или иной социальной общности, такое противопоставление культуры и цивилизации выглядит не обоснованным.
Вместе с
тем надо согласиться, что цивилизация
по отношению к человеку является
внешним миром. Однако при этом не
следует противопоставлять
При анализе типов культуры необходимо учитывать различие понятий «культура» и «цивилизация» (от лат, Civilis – гражданский, государственный). Впервые этот термин был употреблен Мирабо в работе «Друг людей или трактат о народоноселении» (1757).
Становление цивилизации – процесс исторический. В условиях первобытного строя человек был слит с обществом (родом, племенем). В таких условиях социальные и культурные условия общества не разделялись, социальная жизнь была одновременно жизнью самой культуры. Разложение и распад родо-племенной целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом в механизмах его функционирования и развития, означавшим становление цивилизации.
Однозначной трактовки этого термина в литературе не существует. В большинстве словарей термин «цивилизация» интерпретируется как синоним культуры. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле – только материальную культуру.
В рамках стадиального подхода историю рассматривают как этапы прогрессивного развития человечества, но при этом ставят их в зависимость от тех или иных аксиоматических критериев. Обычно по этому принципу выделяют следующие цивилизации: устная, письменная, книжная, экранная, космогенная, техногенная, антропогенная, традиционная и современная, эволюционная и инновационная. Однако в большинстве случаев в рамках этой классификации применяется техногенный подход, на основе которого выделяют доиндустриальную (аграрную), индустриальную (промышленную) и постиндустриальную (информационную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).
Индустриальный тип сводит социальный прогресс к переходу от отсталого аграрного общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому обществу с рыночным производством.
Постиндустриальное общество представляет собой дальнейшее развитие концепции индустриального типа цивилизации. Если в доиндустриальном обществе в экономической деятельности преобладает сельское хозяйство, в индустриальном – промышленность, то в постиндустриальном – сфера услуг, а ведущая роль принадлежит науке, образованию, информатике.
В истории философии
в рамках выработки подходов к
анализу цивилизации
Более четкую установку на соотношение понятий культуры и цивилизации провел А.Вебер. Находясь под влиянием идей О.Шпенглера о расколотости культуры на восемь культурно-исторических типов, он вслед за ним разлагал мировую историю на ряд всемирно-исторических эпох. Культуры, несмотря на уникальность и неповторимость, сходны в том, что каждая из них переживает период молодости, зрелости и упадка. В отличие от Шпенглера он рассматривает культуру и цивилизацию не как два относительно самостоятельных аспекта истории – собственно духовного и научно-технического, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы. Кроме того, он еще выделяет и третий социальный аспект истории (государство). Развитие цивилизации происходит в определенных социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому если цивилизация употребляет для обозначения определенной ступени развития общества, то под понятием культуры А.Вебер имеет виду качественную сторону цивилизации.
Представители географического детерминизма считают, что определяющее воздействие на характер цивилизации оказывает природная среда, которая влияет на формы кооперации людей и направленность человеческой деятельности.
Из проведенного анализа следует, что цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.
Предельным
уровнем типизации
Жукова, Н.И. 4-е изд., испр. и доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999.-367с.
Кононович, Л.Г., Медведева, Г.И., Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – 576с.
Лукашевич, В.К., Баташеф, Д.В., Бородуля, А.А. – БГЭУ, 2012. – 463с.
Спиркин, А.Г. – М.: Гардарика, 1998. – 816с.
Сысоева, Л.С. Методические рекомендации для аспирантов, докторантов и соискателей по специальности 09.00.13. Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Томск: Центр учебно – методической литературы ТГПУ, 2003. – 156с.