Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе я подробно рассмотрю понятие «цивилизации». Самое главное в моей работе - это показать взаимосвязь культуры и цивилизации.

Оглавление

1. Введение.
2. Понятие цивилизации. История и логика развития соотношения между культурой и цивилизацией.
3. Типология цивилизаций.
4. Специфика техногенной цивилизации. Сущность ее кризиса.
5. Заключение.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ культурология.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

    Кафедра «Юриспруденция»

    Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

    Контрольная работа

    по  дисциплине «Культурология»

    на  тему: «Культура и цивилизация»

                  Выполнил: студент ЗФУО

                  группы_____________________

                  ____1______   года обучения

                  шифр  зач. кн.

                  Фамилия ___

                  Имя_________    _____

                  Отчество____ _____

                  Проверил:

                  ___________________________

                  ___________________________  
                   
                   
                   

Хабаровск 2010 г. 

План

  1. Введение.
  2. Понятие цивилизации. История и логика развития соотношения между культурой и цивилизацией.
  3. Типология цивилизаций.
  4. Специфика техногенной цивилизации. Сущность ее кризиса.
  5. Заключение.
  6. Литература.
 

   1. Из всех предложенных тем я решила взять тему «культура и цивилизация» потому, что она мне интересна. В своей контрольной работе я подробно рассмотрю понятие «цивилизации». Самое главное в моей работе - это показать взаимосвязь культуры и цивилизации.

   2. Понятие цивилизации в последние годы стало одним из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке.

     Начну с того, что этот термин широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Во втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного ("цивилизованный народ", "цивилизованное поведение") и по сути является эквивалентом слову "культурный".

     Самым крупным культурным комплексом выступает  цивилизация, которую часто отождествляют  с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.

     В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.

     Во  втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга.

     Слово цивилизация произошло от латинского civilis — гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость.

     Первым  употребил слово «цивилизация», по мнению Л. Февра, барон Гольбах; в 1766 году Руссо еще не пользовался  им или не знал его. Хотя оно его  могло бы выручить. Ведь критиковал он на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. А за неимением подходящего слова досталось культуре. Однако слово «цивилизация» появилось при жизни Руссо и в самое нужное время — когда завершилось издание «Энциклопедии». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом.

     Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII— XIX веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также  мягкостью нравов и вежливостью  в обращении.

     Вряд  ли так понимаемая цивилизация затрагивала  духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

     Долгое  время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил  два понятия немецкий философ  Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста»,— писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О. Шпенглера.

     Постепенно  в европейском сознании утвердилось  представление о цивилизации  как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. 

     В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны.

     Для антропологов цивилизация — всего  лишь более сложный, или наивысший  тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация — это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык.

     Итак, цивилизация началась в эпоху  письменности и земледелия. Она явилась  вершиной социального прогресса  человечества. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества.

     Считается, что бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. Действительно, необходимость регистрирования  тех, кто привез зерно, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет, ведение деловой документации и управление государством в конечном итоге привели к возникновению письменности, а позже и книгопечатания.

     Именно  с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной группы профессиональных жрецов.

     Цивилизация — определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей согласны в том, что цивилизация предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Прогресс культуры идет от варварства и цивилизации.

     Взгляд на историю и логику развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить в них следующие этапы.

     Понятие цивилизации впервые применяется  но отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. "Древние цивилизации — это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, — доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры'", — отмечали С.С.Аверинцев н Г.М.Бонгард-Левин. Обратим внимание здесь на "единство", то есть абсолютную слитность цивилизационных и культурных признаков общества.

     Культура  и цивилизационное бытие человека не разведены еще и в Античности, где культура рассматривалась скорее как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

     Средневековье, сформировав теоцентрическую картину  мира, трактовало человеческое бытие  как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писания. Следовательно, и в этот период культура и цивилизация в рефлексирующем сознании не разделялись.

     Соотношение культуры и цивилизации  обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация — с историческим процессом гражданского общества.

     В эпоху Просвещения культура рассматривалась  как индивидуально-личностное и  общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга. Собственно термин "цивилизация" был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.

     Не  случайно Л.Морган и Ф.Энгельс (XIX в.) рассматривают цивилизацию как  стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством, характеризующуюся упорядоченностью общественного строя, и потому более "высокую" качественно.

     И все-таки именно потому, что отсутствовала  рефлексия места культуры в содержании истории, культура и цивилизация  отождествлялись. Но понимание культуры как земного самодеятельного процесса в противоположность средневековой ее трактовке как предзаданного человеку вероисповедания, начинает в Новое время формировать осознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом подлинного человеческого бытия.

     3. В зависимости от содержательного ядра понятий "цивилизация" определяется и их типология. Цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности — земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип естественно-географической среды, то цивилизации делятся в зависимости от того, вступают они во взаимодействие с другими цивилизациями или нет, на "открытые" и "закрытые". Или интровертные, т.е. те, чья творческая энергия обращена "вовнутрь", и экстравертные, стремящиеся к расширению своих пределов (сопоставим, например, исламскую и индо-буддистскую цивилизации).

     Общеизвестно  и выделение временного или религиозного принципа. Э.Тоффлер выделяет тысячелетние цивилизационные циклы: сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная и с конца XX века — постиндустриальная. В работах Ю. В.Яковца представлено семь мировых цивилизаций: неолитическая, раннерабовладельческая, античная, раннефеодальная, позднефеодальная (прединдустриальная), индустриальная, постиндустриальная.

     Заметим при этом, что специфика культурного  развития остается как бы "за рамками" такой типологизации, в лучшем случае выполняя роль внешнего фактора. Все  бесконечное культурное многообразие загоняется на жесткие ступени поступательного прогрессивного развития человечества. И если на Земле еще существуют народы, жизнь и духовная культура которых подчинены законам гармонии и единства с природой, а главный запрет — это запрет на изменения, то такая культура оценивается как примитивная, а следовательно, и малоценная. Такой взгляд приводит к катастрофическим последствиям как для данных народов, зачастую насильственно вовлекаемых в цивилизационные процессы, так и для мировой культуры в целом, так как источник обогащения культур — во взаимодействии и синтезе культур, индивидуально неповторимых.

     Современный этап междисциплинарных исследований наиболее адекватно выражен в  концепции многолинейной эволюции, автором которой является американский ученый Дж. Стюард, эмпирически обобщивший параллелизмы в развитии культур в сходных географических условиях и выдвинувший идею культурной экологии.

     Получает  распространение, отстаиваемая отечественным  философом В. С. Степиным, концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном и техногенном. Так же как и ряд других концепций, эта исходит из признания, что тип цивилизации, их стратегии определяются культурой. Различия в западно-европейской цивилизации (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.

Информация о работе Культура и цивилизация