Понятия культуры
и цивилизации.
"Культура" как
термин - определенная совокупность
социально приобретенных и транслируемых
из поколения в поколение значимых идей,
ценностей, обычаев, верований, традиций,
норм и правил поведения, посредством
которых люди организуют свою жизнедеятельность.
"Культура" как
понятие - употребляется для характеристики
определенных исторических эпох, конкретных
обществ, наций, а также специфических
сфер деятельности или жизни.
Субъект культуры - человек
(он творит, сохраняет и распространяет
созданные им культурные ценности).
"Культура" как
категория - созданная людьми искусственная
среда существования и самореализации,
источник регулирования социального взаимодействия
и поведения. Однако надо помнить, что
культура - это семиаспектное понятие,
потому как культура это и - результат,
процесс, деятельность, способ, отношения,
норма, система.
И главным и единственным субъектом,
и преимущественным объектом является
человек. Второй объект культуры - природа.
Культура является основным отличительным
признаком, разделяющим человека и животный
мир, она является специфически человеческая
деятельность. Но не всякая деятельность
человека создает культуру.
Цивилизация - многозначное понятие, употребляется
в культурологии и политологии, во-первых
как синоним культуры, как ее ступень,
следующая за варварством, и во-вторых,
как особый тип органической целостности,
являющийся либо симптомом упадка культуры,
либо ее высшей стадией. Современный уровень
цивилизации характеризуется научно-техническим
прогрессом, а также наличием определенных
признаков, основными из которых являются
- урбанизация, социальная стратификация,
хозяйственная и политическая активность,
типизация человеческой личности, внешняя
жизнедеятельность.
Понятия по Кохановскому
Понятия «культура» и «цивилизация»
прочно входят в арсенал обществоведческой
и гуманитарной мысли. Латинский термин
«культура» означает возделывание, обработку,
воспитание, развитие, поклонение. Эти
понятия относились и к земледелию, и к
животноводству, и к человеку. К настоящему
времени насчитывается множество определений
культуры. В истории человеческой мысли
термин «культура» понимался как «воспитанность»,
соответствие идеалам гуманизма и просвещения,
следование Разуму. Особое значение это
понятие приобрело в XVIII в. в трудах
французских энциклопедистов. В самом
широком смысле слова культура — это то,
что создано и создается человеком (материальное
и духовное) в отличие от природных вещей
и явлений. Культура — это природа, обработанная
особым, человеческим образом в целях
удовлетворения тех или иных потребностей.
Но она не сводится к вещам, произведенным
человеком, а распространяется и на общественные
отношения, и на продукты духовного производства. Можно,
следовательно, говорить о культуре каждого
человеческого существа, групп людей,
объединенных по возрасту, полу, общественному
положению, профессии, религии и т.д., а
также о культуре человечества в целом.
Все это — различные субъекты культуры,
соотношение которых исторически изменчиво
и подлежит исследованию. Суть культуры
может быть графически представлена в
виде треугольника, у основания которого
— воспитание и образование (двигатель
культуры), а стороны — возделывание, обработка (смысл
культуры) и поклонение, почитание (культ
как своеобразный тормоз). Культура —
это идеал, выполняющий системообразующую
роль в технологии общественного производства.
Если первый, базовый, слой культуры заключен
в предметной деятельности человека, где
созидаются вещи, второй ее слой — в процессе
общения людей, порождающего идеи и представления,
то ее третий пласт представлен системой
духовных символов. Они имеют форму религиозных
догматов и откровений, философских концепций,
а также реализуются в разнообразных формах
искусства.
Понятие цивилизации является
одним из наиболее употребительных в философии,
истории и других науках гуманитарного
цикла. Оно родилось во Франции в середине
XVIII в. и обозначало идеальное устройство
человеческого общества. Этимологически
термин восходит к латинскому слову «цивилис»
— городской, что говорит о тесной связи
цивилизации с городским типом культуры.
В конце XX в. оформилось несколько подходов
к трактовке этого понятия. Часто термин
«цивилизация» выступает синонимом термина
«культура» или обозначает особый этап
в развитии культуры. Нужно подчеркнуть,
что при всем многообразии подходов к
определению соотношения культуры и цивилизации
основным является представление о цивилизации
как о более внешнем по сравнению с культурой
слое человеческого бытия. Цивилизация
воплощает в себе технологический аспект
культуры со ставкой не на качественные,
а на количественные параметры бытия с
установкой на беспредельное развитие
со сменой целей этого развития. Главное
в цивилизации — непрерывная смена технологий для
удовлетворения столь же непрерывно растущих
потребностей и возможностей человечества
при законодательном обеспечении этого
процесса. Такое представление о цивилизации
основано в основном на успехах и достижениях
научно-технической революции в странах
Запада и на постулатах либеральной демократии.
В понятии цивилизации заключена интегральная
характеристика, относящаяся и к человеку,
и к обществу и представляющая качественное
своеобразие данного периода мировой
истории и человека, находящегося в нем.
В понятии «человек цивилизованный» как
бы пересекаются два типа исторического
времени — линейное и циклическое. Все
мы — дети всемирной истории, капельки
ее океана, но в то же время каждый человек
— представитель культуры своего народа.
В современной культурологии
принята следующая периодизация истории
европейской культуры:
Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);
Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;
Культура Средних веков (V—XIV вв.);
Культура и цивилизация не разведены,
культура рассматривается как следование
человека за космической упорядоченностью
мира, а не как результат его творения
Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.);
Культура впервые связалась с индивидуально-личностным
творчеством человека, а цивилизация –
с историческим процессом гражданского
общества, но несовпадений еще не возникло.
Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);
Культура и цивилизация разведены,
не случайно уже в концепции Шпенглера
культура и цивилизация выступают как
антиподы.
Главной особенностью периодизации
истории культуры является выделение
культуры эпохи Возрождения как самостоятельного
периода развития культуры, в то время
как в исторической науке данная эпоха
считается поздним Средневековьем или
ранним Новым временем.
Типы цивилизаций (в
зависимости от основания классификаций
можно выделить):
1. По типу хозяйственной деятельности
- Земледельческая
- Индустриальная
2. В зависимости от контакта с другими
цивилизациями
- Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов
- Закрытые (интравертные)
3. В зависимости от двух главных противостояний
в мировой истории
- Восточная
- Западная
- Промежуточная
4. В зависимости от способа производства
- Первобытная
- Рабовладельческая
- Феодальная
- Буржуазная
- Социалистическая
- Заключение
В заключение необходимо
отметить, что различие культуры и цивилизации,
приводящее в определенны социальных
системах к их противоречию, носит не абсолютный,
а относительный характер. История показывает,
что гуманистические ценности культуры
могут воплотиться в жизнь лишь с помощью
развитой цивилизации. В свою очередь,
высокая цивилизация может быть построена
на основе культурного творчества и вдохновляющих
культурных смыслов.