Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 12:05, реферат

Краткое описание

Актуальность культурологи обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура — это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.

Оглавление

Введение

Культура и цивилизация
Теория «локальных цивилизаций»
Аргументы «против»
Типология цивилизаций
Культурно- исторические типы
Цивилизации современного мира
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.52 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

  Новый сибирский институт 
 
 
 

                                     РЕФЕРАТ

  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

  ТЕМА: «КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил: студент  группы ЭК-2 

  _______________________________                                   
 

                                                        Проверил: преподаватель 

  ______________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Омск  2011 г. 
 
 

Содержание

Введение

  1. Культура и цивилизация
  2. Теория «локальных цивилизаций»
  3. Аргументы «против»
  4. Типология цивилизаций
  5. Культурно- исторические типы
  6. Цивилизации современного мира
  7. Заключение
  8. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

  В  истории человечества существовало  множество культур— самобытных, не похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?

  В  прошлом веке ученые считали,  что можно говорить только  об одной культуре, которая олицетворяет  конкретные стадии единого духовного  процесса. Какие-то культуры выглядят  странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.

  Размышляя  об эмоциональных образах в  живописи или о воздействии  музыки на духовный мир человека, о тайных символах пирамид или загадках современной культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса в мифах или произведениях постмодернизма, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе или античной трагедии, о  культурах диониса и Опалона, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур — прошлых и современных, осмыслить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства оказываются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.

  Актуальность  культурологи обусловлена в первую  очередь возрастающей ролью всего  гуманитарного знания. Значение  гуманитарного знания безусловно  велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура — это  всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.

  «Лишь  за семь или восемь тысячелетий  нам брезжит первый свет и  слышны первые смутные шорохи; а позади, в глубине веков, —  сумерки и безмолвие, — отмечает  отечественный философ М. Гершензон. — Но там люди желали и мыслили так  же, как и мы, и в многократный срок развития, предшествовавший нашей культуре, был добыт весь существенный опыт человечества. К тем познаниям позже ничего не прибавилось, так как неизменен издревле и поныне телесный состав человека. Первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку.

  Богатство  культуры, накопленное человечеством  за многие века, неисчерпаемо, оно  ждет еще своего осмысления. В  гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.

  Из  всех предложенных тем я решила  взять тему «культура и цивилизация»  потому, что она мне интересна.  В своем реферате я подробно  рассмотрю понятие «цивилизации»,  теорию «локальных цивилизаций», её сторонников и противников.  Самое главное в моём реферате  – это показать взаимосвязь  культуры и цивилизации. 
 

2. Культура и цивилизация 

  Цивилизация  и культура – понятия тесно  связанные друг с другом. В  настоящее время в определённый  уровень развития общества или  общество, достигшее культурологи  и других гуманитарных науках  под цивилизацией чаще всего  понимают определённого этапа  в своем развитии. Подразумевается,  что в первобытную эпоху истории  человечества все народы, все  племена еще не выработали  те нормы общения, которые позже  получили название норм цивилизации.  Примерно 5 тысяч лет назад в  некоторых регионах Земли возникли  цивилизации, то есть объединения  людей, общество на качественно-новых  принципах организации и общения.

  Понятие  «цивилизация» многозначно. Термин  «цивилизация» произошёл от лат.  слова, означавшего «гражданский».  Можно указать, по крайней мере, три основных значения этого слова. В первом случае рождается традиционная культурно-философская проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации. Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому. Возможна и третья парадигма — плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.

  Все  эти социальные и культурные  суперсистемы не совпадают ни  с нацией, ни с государством, ни  с какой-либо социальной группой.  Они выходят за пределы географических  или расовых границ. Однако, подобно  глубинным течениям, они определяют  шире — схемы цивилизации.  И каждый по-своему прав. Ибо  нет современной науки без  учета и обоснования статуса  наблюдателя.

  О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера цивилизация – это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскудения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап – это культура, которой на смену приходит цивилизация.

  В  рамках этой концепции получается, во-первых, что цивилизация означает  омертвление культуры, а во-вторых, что цивилизация – переход  не к лучшему, а к худшему  состоянию общества.

  Следует  заметить, что Бердяев и Швейцер  считали различение культуры  и цивилизации достаточно условным. Оба великих мыслителя указывали,  что французские исследователи  предпочитают слово «цивилизация»  («civilisation»), а немецкое слово «культура» («Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для обозначения примерно одних и тех же процессов.

  Но  большинство исследователей все  же не сводят различие между  культурой и цивилизацией к  особенностями национальных языков. В большинстве научных и справочных  изданий цивилизация понимается  как определенная стадия развития  общества, связанная с определенной  культурой и имеющая ряд признаков,  отличающих цивилизации от доцивилизованной  стадии развития общества. Чаще  всего выделяют следующие признаки  цивилизации.

  1.Наличие  государства как определённой  организации, управленческой структуры,  координирующей хозяйственную, военную  и некоторые другие сферы жизнедеятельности  всего общества.

  2.Наличие  письменности, без которой затруднены  многие виды управленческой и  хозяйственной деятельности.

  3.Наличие  совокупности законов, правовых  норм, пришедших на смену родовым  обычаям. Система законов исходит  из равной ответственности каждого  жителя цивилизованного общества  независимо от его родоплеменной  принадлежности. С течением времени  в цивилизациях приходят к  письменной фиксации свода законов.  Написанное право – отличительный  признак цивилизованного общества. Обычаи – признак не цивилизованного   общества. Следовательно, отсутствие  чётких законов и норм –  рудимент клановых,  родовых отношений.

  4.Определенный  уровень гуманизма. Даже в ранних  цивилизациях, если там и не  господствуют представления о  праве каждого человека на  жизнь и достоинство, то, как  правило, в них не приемлют  людоедства и человеческих жертвоприношений. Разумеется, и в современном обществе цивилизации у каких-то людей с больной психикой или с преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или ритуальным кровавым действиям. Но общество в целом и законы не допускают варварских бесчеловечных действий.

  Недаром  переход к стадии цивилизации  у многих народов был связан  с распространением религии, несущих  гуманистические нравственные ценности, - буддизма, христианства, ислама, иудаизма.

  Эти  признаки цивилизации возникают  не обязательно сразу все вместе. Какой-то может сформироваться  в конкретных условиях позднее  или раньше. Но отсутствие этих  признаков ведёт к упадку определенного  общества. Эти признаки обеспечивают  минимум защищенности человека, обеспечивают эффективное использование  способностей человека, а значит, обеспечивают эффективность хозяйственной  и политической системы обеспечивает  расцвет духовной культуры.

  Немалую  роль в трактовке этой проблемы, как это очевидно, играет политическая  культура. Можно понять социальные, экономические и психологические  предпосылки фундаментализма —  в исламском мире, в православии, индуизме и иудаизме. Фундаментализм действительно приобретает облик эсхатологического грозного, всеохватывающего феномена. Но тенденции нынешнего дня не вечны. Кроме того, если присмотреться к фундаментализму в лоне различных культурных цивилизаций, собственно  структур цивилизации, подойдя к нему культурологически, то это скорее всего попытка активистской перестройки традиционного религиозного сознания в нынешних условиях глубоко несбалансированного во многих отношениях западно-центричного мира.

  Все  это свидетельствует о том,  что трудно дать строгое определение понятию цивилизации. Фактически под цивилизацией понимается культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом, освоившая большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе.

  По  существу, в морфологическом учении  о культурах можно выделить  два направления: теория стадиального  развития цивилизации и теории  локальных цивилизаций. К одному  из них можно отнести американского  антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера  и П.А. Сорокина. К другому — Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.

  Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры.

  Теории  локальных цивилизаций изучают  большие исторически сложившиеся  общности, которые занимают определенную  территорию и имеют свои особенности  социально-экономического и культурного  развития.  

3. Теория «локальных  цивилизаций» 

  К  числу наиболее представительных  теорий цивилизаций относится,  прежде всего, теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макро социологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».

  Однако  сразу возникает вопрос: почему  некоторые общества, подобно многим  примитивным группам, становятся  неподвижными на ранней стадии своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня? Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни специфической комбинацией таких двух условий, как наличие в данном обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна.

Информация о работе Культура и цивилизация