Федеральное
агентство по образованию
Новый
сибирский институт
РЕФЕРАТ
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
ТЕМА:
«КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Выполнил:
студент группы ЭК-2
_______________________________
Проверил: преподаватель
______________________________
Омск
2011 г.
Содержание
Введение
- Культура
и цивилизация
- Теория «локальных
цивилизаций»
- Аргументы
«против»
- Типология
цивилизаций
- Культурно-
исторические типы
- Цивилизации
современного мира
- Заключение
- Список
использованной литературы
1.
Введение
В
истории человечества существовало
множество культур— самобытных,
не похожих одна на другую... На Земле одновременно
соседствуют самые разные культуры. Как
они возникли? Какова их судьба? Способны
ли они воспринимать друг друга?
В
прошлом веке ученые считали,
что можно говорить только
об одной культуре, которая олицетворяет
конкретные стадии единого духовного
процесса. Какие-то культуры выглядят
странными, патриархальными, потому что
они действительно отражают древнее самосознание
человечества, другие, напротив, уже существенно
продвинулись в своем развитии, приобрели
современный облик.
Размышляя
об эмоциональных образах в
живописи или о воздействии
музыки на духовный мир человека,
о тайных символах пирамид или загадках
современной культуры, о глубинной взаимосвязи
гармонии и хаоса в мифах или произведениях
постмодернизма, о греческой скульптуре
или лирике Возрождения, об эпосе или античной
трагедии, о культурах диониса и Опалона,
мы пытаемся понять закономерности развития
и функционирования культур — прошлых
и современных, осмыслить их истоки, судьбы.
Многие произведения искусства оказываются
более прозрачными, когда их истолкование
сопряжено с целостным размышлением о
культуре.
Актуальность
культурологи обусловлена в первую
очередь возрастающей ролью всего
гуманитарного знания. Значение
гуманитарного знания безусловно
велико. Оно многолико и многообразно.
Гуманитарная культура — это
всеобъемлющее, «сквозное» явление,
оно присутствует в разных сферах общественной
жизни.
«Лишь
за семь или восемь тысячелетий
нам брезжит первый свет и
слышны первые смутные шорохи;
а позади, в глубине веков, —
сумерки и безмолвие, — отмечает
отечественный философ М. Гершензон.
— Но там люди желали и мыслили так
же, как и мы, и в многократный срок развития,
предшествовавший нашей культуре, был
добыт весь существенный опыт человечества.
К тем познаниям позже ничего не прибавилось,
так как неизменен издревле и поныне телесный
состав человека. Первобытная мудрость
содержала в себе все религии и всю науку.
Богатство
культуры, накопленное человечеством
за многие века, неисчерпаемо, оно
ждет еще своего осмысления. В
гуманитарно-культурном наследии древнего
мира, социально-философской мысли Индии,
Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие
размышления о человеке, о смысле жизни,
о высших ценностях, роли философии, морали,
права, религии, искусства, педагогики
и риторики в жизни людей. Древний мир
оставил нам великолепные исторические
памятники, интересные философские и исторические
труды, произведения искусства, мифы и
легенды, скульптуры, архитектурные сооружения,
«семь чудес света» и пр.
Из
всех предложенных тем я решила
взять тему «культура и цивилизация»
потому, что она мне интересна.
В своем реферате я подробно
рассмотрю понятие «цивилизации»,
теорию «локальных цивилизаций»,
её сторонников и противников.
Самое главное в моём реферате
– это показать взаимосвязь
культуры и цивилизации.
2.
Культура и цивилизация
Цивилизация
и культура – понятия тесно
связанные друг с другом. В
настоящее время в определённый
уровень развития общества или
общество, достигшее культурологи
и других гуманитарных науках
под цивилизацией чаще всего
понимают определённого этапа
в своем развитии. Подразумевается,
что в первобытную эпоху истории
человечества все народы, все
племена еще не выработали
те нормы общения, которые позже
получили название норм цивилизации.
Примерно 5 тысяч лет назад в
некоторых регионах Земли возникли
цивилизации, то есть объединения
людей, общество на качественно-новых
принципах организации и общения.
Понятие
«цивилизация» многозначно. Термин
«цивилизация» произошёл от лат.
слова, означавшего «гражданский».
Можно указать, по крайней мере,
три основных значения этого слова. В первом
случае рождается традиционная культурно-философская
проблематика, восходящая к немецким романтикам.
В этом значении «культура» и «цивилизация»
уже не воспринимаются как синонимы. Органика
культуры противопоставляется мертвящему
техницизму цивилизации. Второе значение
слова предполагает движение мира от расколотого
к единому. Возможна и третья парадигма
— плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций.
В этом случае подвергается пересмотру
восходящее к христианству видение общечеловеческой
перспективы.
Все
эти социальные и культурные
суперсистемы не совпадают ни
с нацией, ни с государством, ни
с какой-либо социальной группой.
Они выходят за пределы географических
или расовых границ. Однако, подобно
глубинным течениям, они определяют
шире — схемы цивилизации.
И каждый по-своему прав. Ибо
нет современной науки без
учета и обоснования статуса
наблюдателя.
О. Шпенглер в своей книге «Закат
Европы» сформировал свое понимание цивилизации.
Для Шпенглера цивилизация – это такой
тип развития общества, когда на смену
эпохе творчества, воодушевления приходит
этап закостенелости общества, этап оскудения
творчества, этап духовного опустошения.
Творческий этап – это культура, которой
на смену приходит цивилизация.
В
рамках этой концепции получается,
во-первых, что цивилизация означает
омертвление культуры, а во-вторых,
что цивилизация – переход
не к лучшему, а к худшему
состоянию общества.
Следует
заметить, что Бердяев и Швейцер
считали различение культуры
и цивилизации достаточно условным.
Оба великих мыслителя указывали,
что французские исследователи
предпочитают слово «цивилизация»
(«civilisation»), а немецкое слово «культура»
(«Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для
обозначения примерно одних и тех же процессов.
Но
большинство исследователей все
же не сводят различие между
культурой и цивилизацией к
особенностями национальных языков.
В большинстве научных и справочных
изданий цивилизация понимается
как определенная стадия развития
общества, связанная с определенной
культурой и имеющая ряд признаков,
отличающих цивилизации от доцивилизованной
стадии развития общества. Чаще
всего выделяют следующие признаки
цивилизации.
1.Наличие
государства как определённой
организации, управленческой структуры,
координирующей хозяйственную, военную
и некоторые другие сферы жизнедеятельности
всего общества.
2.Наличие
письменности, без которой затруднены
многие виды управленческой и
хозяйственной деятельности.
3.Наличие
совокупности законов, правовых
норм, пришедших на смену родовым
обычаям. Система законов исходит
из равной ответственности каждого
жителя цивилизованного общества
независимо от его родоплеменной
принадлежности. С течением времени
в цивилизациях приходят к
письменной фиксации свода законов.
Написанное право – отличительный
признак цивилизованного общества.
Обычаи – признак не цивилизованного
общества. Следовательно, отсутствие
чётких законов и норм –
рудимент клановых, родовых отношений.
4.Определенный
уровень гуманизма. Даже в ранних
цивилизациях, если там и не
господствуют представления о
праве каждого человека на
жизнь и достоинство, то, как
правило, в них не приемлют
людоедства и человеческих жертвоприношений.
Разумеется, и в современном обществе
цивилизации у каких-то людей с больной
психикой или с преступными наклонностями
есть побуждения к каннибализму или ритуальным
кровавым действиям. Но общество в целом
и законы не допускают варварских бесчеловечных
действий.
Недаром
переход к стадии цивилизации
у многих народов был связан
с распространением религии, несущих
гуманистические нравственные ценности,
- буддизма, христианства, ислама, иудаизма.
Эти
признаки цивилизации возникают
не обязательно сразу все вместе.
Какой-то может сформироваться
в конкретных условиях позднее
или раньше. Но отсутствие этих
признаков ведёт к упадку определенного
общества. Эти признаки обеспечивают
минимум защищенности человека,
обеспечивают эффективное использование
способностей человека, а значит,
обеспечивают эффективность хозяйственной
и политической системы обеспечивает
расцвет духовной культуры.
Немалую
роль в трактовке этой проблемы,
как это очевидно, играет политическая
культура. Можно понять социальные,
экономические и психологические
предпосылки фундаментализма —
в исламском мире, в православии, индуизме
и иудаизме. Фундаментализм действительно
приобретает облик эсхатологического
грозного, всеохватывающего феномена.
Но тенденции нынешнего дня не вечны. Кроме
того, если присмотреться к фундаментализму
в лоне различных культурных цивилизаций,
собственно структур цивилизации,
подойдя к нему культурологически, то
это скорее всего попытка активистской
перестройки традиционного религиозного
сознания в нынешних условиях глубоко
несбалансированного во многих отношениях
западно-центричного мира.
Все
это свидетельствует о том,
что трудно дать строгое определение
понятию цивилизации. Фактически под цивилизацией
понимается культурная общность людей,
обладающих некоторым социальным генотипом,
социальным стереотипом, освоившая большое,
достаточно автономное, замкнутое мировое
пространство и в силу этого получившая
прочное место в мировом раскладе.
По
существу, в морфологическом учении
о культурах можно выделить
два направления: теория стадиального
развития цивилизации и теории
локальных цивилизаций. К одному
из них можно отнести американского
антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера
и П.А. Сорокина. К другому — Н.Я.Данилевского,
О.Шпенглера и А. Тойнби.
Стадиальные теории изучают цивилизацию
как единый процесс прогрессивного развития
человечества, в котором выделяются определенные
стадии (этапы). Этот процесс начался в
глубокой древности, когда стало распадаться
первобытное общество и часть человечества
перешла в состояние цивилизованности.
Он продолжается и в наши дни. За это время
в жизни человечества произошли большие
изменения, которые коснулись социально-экономических
отношений, духовной и материальной культуры.
Теории
локальных цивилизаций изучают
большие исторически сложившиеся
общности, которые занимают определенную
территорию и имеют свои особенности
социально-экономического и культурного
развития.
3.
Теория «локальных
цивилизаций»
К
числу наиболее представительных
теорий цивилизаций относится,
прежде всего, теория А. Тойнби
(1889—1975), который продолжает линию Н.Я.
Данилевского и О. Шпенглера. Его теория
может считаться кульминационным пунктом
в развитии теорий «локальных цивилизаций».
Монументальное исследование А. Тойнби
«Постижение истории» многие ученые признают
шедевром исторической и макро социологической
науки. Английский культуролог начинает
свое исследование с утверждения, что
истинной областью исторического анализа
должны быть общества, имеющие как во времени,
так и в пространстве протяженность большую,
чем национальные государства. Они называются
«локальными цивилизациями».
Однако
сразу возникает вопрос: почему
некоторые общества, подобно многим
примитивным группам, становятся
неподвижными на ранней стадии своего
существования и не складываются в цивилизации,
тогда как другие достигают этого уровня?
Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации
нельзя объяснить ни расовым фактором,
ни географической средой, ни специфической
комбинацией таких двух условий, как наличие
в данном обществе творческого меньшинства
и среда, которая не слишком неблагоприятна
и не слишком благоприятна.