Культура древних Майя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:21, реферат

Краткое описание

Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.
Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Древняя история Майя 5
1.1 Бонампак - история в картинках 6
1.2 Великий город Паленке 8
Глава 2. Культура древних Майя 11
2.1 Памятники архитектуры Майя 11
2.2 Письменность майя 12
2.3 Религия майя 14
2.4 Скульптура 16
Заключение 23
Литература: 24

Файлы: 1 файл

культура древних майя готовое.docx

— 46.98 Кб (Скачать)

Древний город Ушмаль — один из интереснейших памятников архитектуры, самый крупный и величественный. Он состоит из шести больших комплексов. В центральной части города были расположены Дворец Губернатора (24 комнаты), Квадрат Голубей, Большая  Пирамида, Дом Черепах, Дом Волшебника, возвышавшийся на 30 м. Комплекс из четырех  зданий, замыкавших большой внутренний двор (79 64 м) называют Женским монастырем. Этот памятник замечателен мощной аркой, которая разделяет здание на две  части. Арка по праву считается красивейшей  из всех созданных майя. Ступени  Ушмальской Пирамиды Чудотворца высотой  с голень человека. Возможно, учитывалось  оборонное значение культовых сооружений. Без тренировки подняться на вершину  пирамиды очень трудно, лестница кажется бесконечной. С вершины пирамиды хорошо видны древние развалины Ушмаля. На ступенях монументальных лестниц в классический период майя оставлены длинные тексты. Они известны в Копане, Паленке, Киритуа и других городах. В настоящее время известно более 5000 иероглифических надписей. Обычно они делятся на 3 группы. К первой относятся тексты, вырезанные на монументальных скульптурных памятниках — стелах, алтарях, колоннах, тронах,статуях и т. п., ко второй — надписи, выполненные красками на стенах, керамических сосудах и бумаге (рукописи), к третьей — надписи (обычно краткие), сделанные на предметах прикладного искусства из кости, раковин, полудрагоценных и поделочных камней, редко на металле.

2.2 Письменность майя

В настоящее время насчитывается  около 2 тыс. стел с надписями. Стелы  устанавливались в честь каждого  двадцатилетия, в честь смены  правителя. Многие надписи на стелах связаны с конкретными историческими  событиями. Часть их имеет отношение  к различным культам и астрономическим  вычислениям.

Долгое время тексты на памятниках майя оставались загадкой для ученых. В 1960-х гг. ленинградский ученый Ю.В.Кнорозов произвел дешифровку древних текстов. Дешифровка цифровых знаков не составляла большого труда. Причиной тому была поразительная  простота, доведенная до совершенства логичность системы счета. Европа еще  «считала по пальцам», когда математики древних майя ввели понятие нуля и оперировали бесконечно большими величинами. Большое число записано на стеле 10-а в городе Тика-ле — 1841641600 дней, т. е. 5 миллионов лет. При вычислениях  майя ограничивались только сложением  и вычитанием.

Сам человек майя был той идеальной  математической моделью, которая была взята за единицу счета. В основе арифметики лежала двадцатиричная система  счисления (умножение на 20), возникшая  от суммы пальцев на руках и  ногах человека. Сложение представляло собой вертикальный столбец снизу  вверх. Эпоха у майя, как уже отмечалось, отмерялась 20-летиями. Месяц состоял также из 20 дней. Каждому дню месяца жрецы приписывали свои приметы, каждый день имел свое название, например: 1-й день — Имиш (кукуруза) — родившийся в этот день будет дурным, распутным и бесчестным человеком; 4-й день — Кан (спелая кукуруза) — родившийся в этот день будет мудрым; 6-й день — Кими (смерть) — родившийся в этот день будет убийцей с плохой судьбой и т.п.

В календаре майя существовала 13-дневная  неделя и 4-годичный цикл, а также 52-летний цикл, называемый Календарным кругом. В году было 18 месяцев и 5 дней без  названия. За 4 года «лишних» дней набиралось 20, т. е. на лишний месяц, и 4-й год считался несчастливым (как у нас високосный). Год начинался с 26 декабря (зимнее солнцестояние). Каждый месяц, так же, как и день, имел свое название. 1-й (с 26.XII) — «Новое Солнце», 2-й —  «Сбор», далее «Колодец», «Новый», «Белый», «Олень», «Накрывание», «Желтое Солнце», «Облачный», «Барабан», «Большой дождь», «Шум грозы», «Циновка», «Сип» (Бог Охоты), «Летучая мышь», «Собирать по зернышку», «Конец».

Ни у одного из народов древней  Америки нет столь совершенного календаря и системы летосчисления, как у майя классического периода. Практические нужды сельского хозяйства  вызвали к жизни точный календарь, который в руках жречества  стал могучим орудием воздействия  на массы.

Летосчисление велось, по подсчетам  современных ученых, с 5041738 г. до н. э. Начальная дата хронологии — 3113 год  н. э.

Майя записывали свои цифровые знаки  в виде точек и тире, причем точка  всегда означала единицы данного  порядка, а тире — пятерки, например: 1 (.); 2 (..); 3 (...); 5 (—); 6 ( . -); 10 (—) и т.д. Изображение  раковины обозначало 0.

Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах находились специальные школы, где  мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

К дешифровке текстов майя были подключены компьютеры. Метод дешифровки, изобретенный Ю.В.Кнорозовым, был назван позиционной  статистикой. Благодаря этому открытию было установлено общее количество иероглифов — 300, а также появилась возможность расшифровывать практически любые неизвестные письмена.

В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые, грамматические и фонетические. Из сохранившихся  рукописей известны три: «Пророчества Ягуара» («Чилам-Балам») и «Книга народов» («Пополь-Вух»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них собраны  медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги «Пророчества Ягуара»  были у индейцев в каждом юкатанском селении.

Древние майя умели рассчитывать наступление  солнечных затмений, знали периоды  обращения Луны, Венеры, Марса, Сатурна, Меркурия и Юпитера. Астрономические  наблюдения производились с вершин пирамид храмов невооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные  архитектурные комплексы, предназначенные  для определения переломных точек  времен года. Подобные сооружения были обнаружены во многих городах классического  периода. Использовался также ансамбль из стел, например, № 10 и 12 в Копане, указывающий на место захода Солнца 12 апреля — время начала посева у  индейцев. В круглой башне Караколь в городе Чичен-Ице небольшие  прямоугольные окна направлены на важные астрономические пункты — точку  захода Солнца в день весеннего равноденствия, точку захода Луны в эту ночь.

2.3 Религия майя

Судя по текстам рукописей, жрецы  майя разработали сложное мистическое  учение о богах, главным образом  в связи с календарем, летосчислением и астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили  людьми на земле, и 9 богов подземного царства. Чаки — боги четырех сторон света, Красный Чак — бог Востока, Желтый Чак — Юга, Черный Чак —  Запада, Белый Чак — Севера. В  их пантеоне был бог Кукурузы, который  изображался всегда юным, бог Смерти — в виде скелета (назывался Ах Пуч, «разрушитель»), бог Ицамна —  главный бог Неба, Иш Чель — богиня Плодородия, Иш Саль Box — богиня Луны и Ткачества, бог Войны — «огненный лик», бог Полярной Звезды — Шаман эк, покровитель путешествий и купцов. В честь богини Луны («белая женщина») был назван один из вулканов. В жертву богам, кроме людей, приносились цветы, ветки кустарников, плоды, ткани, изделия мастеров из драгоценных камней, перья священной птицы Кетсаль. Богиня с косами изображалась с триединым торсом. Предполагают, что это отражало этапы в жизни женщины: юность, зрелость и старость.

Боги в рукописях и произведениях  искусства изображались в человеческом образе (кроме бога Войны, который  имеет тело змеи и человеческую голову). Ягуарами называли богов сторон света  — Чаков. Кроме того, титул «Ягуар»  носили правители, военачальники и  жрецы. Трон правителя назывался  «Циновка Ягуара». Частые изображения  ягуара в разных произведениях искусства  говорят о том, что это животное было тотемом — амулетом удачи  в племени.

Поскольку в неделе было 13 дней, столько  же было богов земного царства, и  каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя были знаменитые пророки — Чиланы, которые  умели рассчитывать время прихода  засухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий. В их книгах имеются мифы о начале и конце  мира. Описываются четыре эры, каждая из которых обязательно заканчивается  потопом. Сходные представления  имеются не только в книгах «Пророчества Ягуара» и в «Книге народов», но и у соседних индейцев — ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й  и 256-й год.

В «Книге народов» описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить  пеший переход не менее чем  в полторы тысячи километров, чтобы  выполнить поручение — доставить  «знаки отличия» — когти ягуаров  и орлов, шкуры диких животных и т.п. Таким испытаниям подвергался  будущий правитель или жрец.

Особенностью архитектуры культуры майя является привязанность к нефриту. Наиболее ценными считались образцы  с ярко-зеленой окраской. Пожалуй, ни один народ древней Америки  не оставил такого количества изделий  из нефрита и не достиг такой высокой  ступени в его обработке. Из него изготавливались статуэтки (среди них голова бога Солнца, которая весит 4,3 кг); маски, как цельные, так и мозаичные, из мелких кусочков нефрита; украшения — бусы, ожерелья, кольца, серьги. Нефрит служил также в качестве монет.

В классический период широкое распространение  получают различного рода нефритовые таблички с краткими иероглифическими текстами и рельефными изображениями  человеческих фигур, вероятно богов, героев-правителей. Высота одной из них — 20 см. На лицевой  стороне бледно-зеленого нефрита  изображен торжествующий победитель, попирающий ногами распростертого противника. На обратной стороне вырезаны даты — приблизительно 320 г. н. э. Может  быть, такая табличка служила знаком власти. Значительные собрания подобных изделий имеются во многих музеях. Наиболее богатая коллекция находится  в Национальном музее в Мексике.

2.4 Скульптура

Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначальным ее материалом было дерево, поздней в монументальных памятниках замененное известняком  и песчаником. Маски, музыкальные  инструменты, орудия труда изготавливались  из разных пород дерева, в то время  как статуи богов делались исключительно  из кедра, причем только когда разрешал жрец, и перед началом работы постились. В середине 16 в. было уничтожено более  Ь тыс. деревянных идолов, которым  поклонялись майя. Сохранившиеся  единичные деревянные изделия свидетельствуют  о необычайно высоком художественном и техническом уровне мастеров. Деревянные скульптуры передавались по наследству и считались самыми главными. В  некоторые из них закладывались  останки покойных предков. Некоторые  деревянные скульптуры обклеивались тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями.

Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым: стелы и рельефы, украшавшие стены  зданий и притолоки входов, возвеличивали  правителей городов-государств и утверждали их божественное происхождение. Стелы  обычно имели вид четырехгранных столбов с изображениями правителя  на левой стороне и иероглифическими надписями на других. Плоские рельефы  до 4 в. н. э. выполнены под сильным влиянием техники деревянной скульптуры: пропорции фигур неточны, а позы статичны и безжизненны. Примерно с середины 4 в. в рельефах совершенствовались пропорции фигур, все реалистичнее передавалось тело, тогда же появились более объемные рельефы с фигурами анфас, постепенно превратившиеся в почти круглую скульптуру.

В VII-начале VIII в. (второй период) фигуры на плоских рельефах получили естественные анатомические пропорции, более жизненной стала передача движений. Усложнилась композиция: помимо фигуры правителя или Бога, появляются второстепенные персонажи. В рельефе, тяготеющем к круглой скульптуре, скованность фигуры была творчески переосмыслена: правитель изображался в торжественной и величественной позе. К концу периода в скульптуре различных городов появились стилистические различия, приведшие поздней к возникновению местных « школ ».

Третий период (2-я половина VIII—IX в.) явился вершиной в развитии скульптуры майя. В это время формировались школы Пьедрас-Не-грас, Яшчилана, Паленке, Копана и Киригуа. Появились многофигурные композиции, часто плоский рельеф свободно комбинировался с го--рельефом.

Скульптурная школа Пьедрас-Неграс замечательна живой естественностью  передачи фигур и их движений, мягкостью  очертаний, умелым комбинированием  низкого и высокого рельефа, гармоничностью и уравновешенностью композиции. Встречаются памятники и иных стилей, что свидетельствует о  различных художественных направлениях. До 687 г. красный цвет был единственным в окраске скульптур. Позже в  Пьедрас-Неграс появляются многоцветные окраски стел.

Близка к ней скульптура школы  Паленке, отмеченная тонкостью моделировки, тщательной проработкой деталей. Игра низкого и высокого рельефа, характерная  для скульпторов Пьедрас-Неграс, не привлекала мастеров Паленке —  их рельефы менее выпуклы. Большое  внимание уделяется деталям костюмов божеств: сандалии, пышные головные уборы  из перьев, расшитые драгоценными камнями  одежды, браслеты изображаются скульптором  с величайшей тщательностью, доходящей порой до педантизма. Рельефы школы Паленке оказали большое художественное влияние на памятники искусства соседних с ним городов.

Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры, хотя полностью не достигли этого. Для  копанских памятников характерны грузные  стелы с горельефным (почти 3/4 полного  объема) изображением правителя в  торжественной статичной позе. Внимание скульптора устремляется на изображение  лица, часто — на передачу деталей  костюма, тело же непропорционально  коротко и тяжеловесно. Чрезмерное внимание к деталям, излишняя насыщенность стел замысловатыми декоративными  элементами затрудняют восприятие копанской  скульптуры. Именно из-за этих характерных  черт некоторые зарубежные исследователи  сравнивают копанскую крупную пластику с памятниками «цветущей» готики; в действительности отдельные произведения копанской школы могут быть сопоставлены с лучшими произведениями скульптуры Древнего Востока. Такова, например, статуя Бога Кукурузы.

Стелы Киригуа отличаются от стел других школ совершенно иным соотношением ширины и высоты. Так, одна из стел имеет  высоту Ими весит 65 т. Отличается и  форма стелы. Если в Ко-пане она  приближается почти к круглому столбу, то здесь четырехгранная форма чувствуется  совершенно определенно. Отдельные  стелы по своим очертаниям напоминают памятники Копана. На стелах Киригуа  имеется целый ряд прекрасных портретов. Фигура правителя почти  неразличима из-за огромного количества украшений. Их отделка, однако, не достигает  той степени совершенства, которую  можно наблюдать на копанских  памятниках.

Информация о работе Культура древних Майя