Культура и искусство Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:19, доклад

Краткое описание

И лишь потом, после завоевания Греции культура римлян стала приобретать черты художественности. Появились меценаты, стали строить дворцы, в скульптурах воспевать героев. Очень большую роль сыграли в становлении древнеримской культуры художники и скульпторы из разоренной Эллады.

Файлы: 1 файл

культ.docx

— 19.72 Кб (Скачать)

Культура и  искусство Древнего Рима

Культура Древнего Рима отличалась большой практичностью и была направлена на решение материальных задач: римляне по складу своему были больше практиками, нежели эстетами. Потребности в искусстве они не чувствовали и большая часть культуры Древнего Рима была наследием этрусков. И лишь потом, после завоевания Греции  культура римлян стала приобретать черты художественности. Появились меценаты, стали строить дворцы, в скульптурах воспевать героев. Очень большую роль сыграли в становлении древнеримской культуры художники и скульпторы из разоренной Эллады.

Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. В отличие  от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых  высоких слов и опенок, древнеримская  оценивается всеми по-разному. Так, известные культурологи О. Шпенглер и А. Тойнби не воспринимают Древний  Рим в качестве самостоятельной  и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего  лишь завершающий, кризисный этап Античности. Его вклад ограничивался главным  образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре —  религии, философии, науке, искусстве, литературе, — Рим не внес ничего принципиально нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и  популяризации того, что было сделано  греками, никогда не поднимался до высот  эллинской культуры.

Однако другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация  являются не менее самобытными и  оригинальными, чем другие. Такой  взгляд представляется более обоснованным.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно  отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д.

Римляне не разделяли греческое  прославление свободной личности, допускающей  нарушение установленных законов  общества. Напротив. они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по- своему и более четко определяли качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки», как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

В отличие от эллинов, римляне  были гораздо более воинственными. Поэтому воинская доблесть выступала  для них одним из высших достоинств. Военная добыча и завоевания служили  основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги  являлись главным средством и  основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения  в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка  превратился в мировую империю.

В общем и целом наиболее значительные достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Здесь к числу общепризнанных достижений относятся такие, как  знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные  акведуки и т.д. Весьма значительным является также вклад Рима в развитие государственности и таких ее форм, как республика и империя.

Что касается духовной культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они безусловно имеются. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос — Сатурном, Посейдон — Нептуном, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой и т.д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый «римский миф», или мифы, связанные с Римом, выступающие как «римская идея» — владение и власть над всем миром, «Рим — центр мира», «Рим — вечный город».

В философии и науке  римляне также во многом следовали  за греками. Их интересовали не столько  теоретические исследования и поиск  нового знания, сколько обобщение  и систематизация уже накопленных  знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования  и просвещения.

Примерно такая же картина  наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники  не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Однако и в этом заключалась их определенная заслуга, поскольку многие шедевры греческого искусства дошли  до нас именно в римских копиях. Наряду с этим римские художники  смогли внести свой собственный и  весьма значительный вклад в развитие искусства.

В скульптуре они первыми  начали придавать своим произведениям  неповторимые индивидуальные черты, наполнять  их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр — жанр романа. Римские  зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

Говоря о наиболее общих  чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие  от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенности хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы измерять земельные участки».

В целом же греческая и  римская культуры находились в состоянии  сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказана огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

Согласно существующей легенде, Рим был основан в 753 г. до н.э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом  и Ремом. С этого времени начинается история монархического, или «царского», Рима, поскольку во главе его стоял  выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат.

Сильное греческое влияние  испытывает также изобразительное  искусство. Римские скульпторы и  живописцы изображают в своих  произведениях сцены из греческих  мифов. Огромную популярность и широкий  спрос приобретают копии греческих  скульптур.

Надо заметить, что экспансия  греческой культуры проходила не без сопротивления со стороны  некоторых влиятельных римлян, видевших в ней опасность для нравственности. Однако такое внешнее противодействие  было не слишком эффективным. Греческая  культура продолжала свое победное шествие по римским просторам, о чем свидетельствовало прежде всего изменение статуса греческого языка, который становился не только литературным, но и разговорным.

В целом в эпоху Империи  римское общество как цивилизация  продолжаю развиваться. Однако в  духовном плане уже в I в. н.э. появились  симптомы серьезного кризиса. Дело в  том, что к этому времени «римская идея», как власть над всем миром, была реатизо- вана. Достигнув ее. Рим как бы исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Не случайно уже при Августе на передний план выходит идея «вечного Рима», которая ориентирован лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Во всяком случае. судьба Рима убеждает в этом.

Начиная с I в. н.э. Рим все  больше предстает как первая историческая форма общества потребления. Знаменитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом  жизни не только безземельного плебса, но и всех слоев общества. Даже у  элиты общества исповедуемый гедонизм все больше превращался в культ  грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон стали  символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной  причиной общего кризиса римского общества и его гибели. Опять же не случайно, что уже в I в. н.э. в Римской  империи возникло христианство как  противодействие духовному распаду  римского общества.

Что касается римской культуры, то в лучших своих достижениях  она существует и сегодня. К их числу следует отнести римское  право, римскую архитектуру и  литературу, латынь, которая в течение  столетий была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало  все-таки христианство, хотя оно и  не спасло Рим от гибели.


Информация о работе Культура и искусство Древнего Рима