Культура и искусство Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:53, практическая работа

Краткое описание

Культура Рима, как и его искусство, выросла, прежде всего, на почве цивилизации, созданной народами Древней Италии, среди которых наиболее развитыми были этруски. История происхождения этрусков до конца не ясна. Ученые до сих пор не смогли определить, на каком языке говорило это племя, хотя этрусские надписи сделаны греческими буквами. Принято считать, что этруски пришли в Италию из Малой Азии, но своеобразная культура этрусков сформировалась на итальянской почве Апеннинского полуострова. Этруски были опытными мореплавателями, вели оживленную торговлю с Египтом, Испанией, Сицилией.

Оглавление

1. Культура этрусков и её значение в становлении римской цивилизации.
2. Древнеримская цивилизация: специфические черты и факторы развития
3. Ценности римского общества в системе искусства Древнего Рима

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 35.02 Кб (Скачать)

Тема: Культура и искусство Древнего Рима

  1. Культура этрусков и её значение в становлении римской цивилизации.
  2. Древнеримская цивилизация: специфические черты и факторы развития
  3. Ценности римского общества в системе искусства Древнего Рима

 

  1. Культура этрусков и её значение в становлении римской цивилизации.

Культуру Древнего Рима принято делить на ряд периодов:

·     этрусский период – X–V вв. до н. э.;

·     республиканский период – V–I вв. до н. э.;

·     имперский период – I–V вв. н. э.

Культура Рима, как и его искусство, выросла, прежде всего, на почве цивилизации, созданной народами Древней Италии, среди которых наиболее развитыми  были этруски. История происхождения этрусков до конца не ясна. Ученые до сих пор не смогли определить, на каком языке говорило это племя, хотя этрусские надписи сделаны греческими буквами. Принято считать, что этруски пришли в Италию из Малой Азии, но своеобразная культура этрусков сформировалась на итальянской почве Апеннинского полуострова. Этруски были опытными мореплавателями, вели оживленную торговлю с Египтом, Испанией, Сицилией. На торговых путях они построили наиболее значительные города – Вейи, Тарквинии, Цере, отличавшиеся от многих современных им городов правильностью планировки, в которой улицы пересекались под прямым углом. Их окружали мощные крепостные стены с башнями.

Дороги, мосты и каналы, роскошные гробницы, построенные этрусками, свидетельствуют о высоком развитии строительной техники. Именно этрускам принадлежит первенство в сооружении арочных конструкций, акведуков и системы водоотведения, которые приписывались достижениям римского инженерного мастерства. Во главе городов-государств Этрурии стояли цари и рабовладельческая знать, из среды которых выделялось влиятельное жречество. Этруски считались лучшими знатоками жреческой «науки» на Апеннинском полуострове. В храмах хранились специальные книги с подробным описанием гаданий и священных обрядов, муляжи внутренностей животных и другие предметы, используемые при гадании на все случаи жизни.

 К IV в. до н. э. сложился  союз двенадцати крупнейших городов  с центром в Вольсинии, где находился храм бога Вольтумны. Здесь ежегодно происходили традиционные празднества, и главы городов избирали верховного жреца. В Этрурии было распространено храмовое зодчество, здесь также строили преимущественно храмы типа периптера, но употребляли менее прочные материалы, чем древние греки. Каркас здания делали из дерева, стены выкладывали из кирпичей и только для фундамента использовали камни. Храмы стояли на высоком основании – подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик оформлял вход в здание. Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты.

 В VII–VI вв. до н. э. мастера  Этрурии создали оригинальную керамику, которая пользовалась известностью во всех странах Средиземноморья. Амфоры, кувшины и чаши, сделанные на гончарном круге, подвергали обжигу так, что прокопченная глина приобретала черный цвет. Такая техника называлась буккеронеро («черная земля»). Затем вазу полировали горячим камнем и украшали рельефными изображениями, процарапанными рисунками, скульптурными лепными фигурками животных или птиц. Художники стремились придать сосудам сходство с более дорогими изделиями из бронзы, серебра или золота.

Этруски в совершенстве овладели приемами обработки драгоценных металлов и научились изготовлять удивительные по красоте и виртуозной тонкости работы ювелирные изделия. Они знали технику черни, делали ожерелья из янтаря, украшали золотые браслеты ажурной филигранью – тончайшими золотыми проволочками, узоры из которых напоминают кружева. Эти произведения высоко ценились даже в Афинах.

Высокого совершенства достигла и  техника бронзового литья. Особенно увлекали этрусских мастеров изображения зверей и фантастических животных. Совершенное мастерство в изображении животных делает скульпторов Этрурии лучшими анималистами в античном мире. Около 480 г. до н. э. неизвестный мастер создал статую химеры (Археологический музей, Флоренция). Ее представляли в виде козы с львиной головой и змеиным хвостом   

 С необычайной убедительностью  воплощен в бронзе облик чудовища. Вытянув передние лапы и изогнув  спину, химера злобно оскалила  пасть. Из спины животного вырастает  голова козы, в рог которой  вонзились зубы дракона. Мастер  остро подмечает характерные  признаки различных животных  и умеет их правдиво передать. 

 Образ огнедышащей химеры, одного  из созданий греческой мифологии,  воплощал в сознании этрусков  страшную стихию подземного мира.

К памятникам искусства Этрурии относится знаменитая в истории Рима статуя Капитолийской волчицы. Мифы рассказывают, что двух братьев-близнецов, которые якобы в 753 г. до н. э. основали город Рим, в детстве вскормила волчица. В память об этом событии на Капитолии, одном из семи римских холмов, в конце VI или начале V в. до н. э. была установлена статуя. Сегодня она находится в музее Капитолия. С большой наблюдательностью скульптор изобразил тело хищного зверя с втянутыми боками и выступающими сквозь кожу ребрами. Пасть волчицы оскалена, уши насторожены.

О живописи этрусков можно судить по фрескам, которыми украшались стены гробниц.   

Сами гробницы высекали в скале  или возводили из камня и насыпали над ними курган. Их внутренние покои  часто имитируют комнаты домов  этрусской знати. Росписи гробниц  дают представление о жизни, нравах и религии этрусков. Лучшие из этих росписей сохранились в гробницах  близ города Тарквинии, где в древности  работала целая школа талантливых  художников. Фрески этрусских мастеров представляют собой великолепные произведения античной декоративной живописи. В  них ярко сказалось влияние Греции. 

В начале V в. до н. э. наступает пора упадка этрусских городов. Постоянные войны и внутренние распри подорвали их политическое могущество. В 474 г. до н. э. объединенный флот южно-итальянских городов нанес поражение этрускам и их давнему союзнику Карфагену. В это время рабовладельческий Рим начинает теснить этрусков, и в дальнейшем вся Этрурия попадает под его власть. С утратой политической самостоятельности в значительной мере исчезает самобытность и оригинальность искусства этрусков. Сохраняя высокий уровень технического мастерства, художники Этрурии все больше заимствуют систему пропорций и эстетические идеалы греческого искусства. Сцены из греческих мифов становятся излюбленными в творчестве этрусков.

Однако искусство Этрурии полностью  не растворилось под воздействием эллинской  культуры. Его традиции сыграли свою роль в формировании художественного  творчества рабовладельческого Рима.

 

Этрусский язык, будучи остатком исчезнувшего доиндоевропейского языка, формировался из различных компонентов под влиянием западно-греческого языка.

Материальная культура этрусков известна благодаря археологическим раскопкам городов и купольных гробниц. Этруски планировали города, проводили крупные работы на основе общественного труда, осушая болота, строя дренажные сооружения, клоаки, каналы и т. д. Высокий уровень строительной техники, возможно, был заимствован с Востока, из Малой Азии.

Религия. Религиозные культы этрусков воссоздаются благодаря погребальному ритуалу. Этрусская религия являлась начальной стадией политеизма (многобожия), в ней существовала божественная иерархия. Некоторые боги были позднее отождествлены с греческими, но сфера их действий не вполне понятна. Главное религиозное учение, доставшееся римлянам по наследству от этрусков, было гадание по внутренностям животных и по молниям.

Представления о загробном  мире. У этрусков возникло специфическое представление о загробной жизни, наложившее отпечаток и на их религию. В VI-V вв. до Р. Х. образы загробного мира были достаточно светлыми. На стенах погребальных камер изображались пляски, танцы, в веселье пирующие люди. Но позднее, с IV в., после покорения этрусков греками и римлянами, религия приобрела мрачный и пессимистичный характер. На могильных изображениях появились чудища-полузвери с синими телами, крючковатыми носами и крыльями, как у нетопырей, с обезображенными лицами, встречавшие человека в ином мире. Такая эволюция была связана и с закатом этрусской цивилизации.

Искусство. Этрусское искусство известно благодаря купольным гробницам, где сохранились росписи. Ранняя греческая живопись почти неизвестна, и они являются одним из немногих свидетельств о живописи VI в. В ней прослеживаются элементы условности восточного стиля, выразившиеся в орнаментальном рисунке. С другой стороны, отдельные фигуры вполне реалистичны. Вероятно, существовала целая школа этрусских художников. Сюжеты были связаны с заупокойным культом, хотя встречались и бытовые картинки, связанные с охотой или рыбной ловлей. Эволюцию этрусского искусства можно сопоставить с развитием красно- и чернофигурной росписи на греческих сосудах.

  1. Древнеримская цивилизация: специфические черты и факторы развития

Общие черты Античных цивилизаций:

  • -Динамизм социокультурных процессов ( за 200 лет достигла больше, чем Египет за 3000 лет).
  • - Открытость античных цивилизаций – способность идти на контакты, перенимать опыт других народов.
  • - Отсутствие страха перед изменениями ( реформы Перикла- гражданские права ( гражданин Афин – лишь тот чьи мать и отце афиняне) и оплата должностных лиц, Солона в Греции- ( отмена долгового рабства), реформы Ликурга в Спарте – создание основных устоев спартанского общества) аграрная реформа Гракхов- ( высшая норма владения общественной землей – излишки шли на раздачу безземельным гражданам, хлебный закон ( о дешевой продаже хлеба бедным гражданам) и т.д. законы подрывавшие могущество аристократии в Риме).
  • - Реформы на Востоке завершались со смертью реформатора, в Греции и Риме - способствовали дальнейшему прогрессивному развитию общества.
  • - Экономическая сфера:

Факторы повлиявшие на формирование античных цивилизаций:

  • Географический фактор – район средиземноморья – морские цивилизации – основные фомы хозяйственной деятельности – мореплавание, торговля.
  • Формируются в эпоху железного века (в отличие от древневосточных цивилизаций, сформировавшихся в эпоху неолита).
  • Близость с восточными цивилизациями – установление контактов с ними (возможность заимствования достижений древнего востока).
  • Процессы колонизации у греков, завоевательная политика римлян.
  • Расположение – Эгейский бассейн. Греция – Балканский полуостров. Римская империя – апеннинский полуостров.

Римская цивилизация, как  и греческая, была морской. Климат в  Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

 Римляне гордились тем, что в отличие от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию, был основан Рим – 21 апреля 753 г. до н.э. Легенда гласит, что по приказу жестокого отца двух маленьких братьев – Рема и Ромула бросили в Тибр. Мальчики чудом спаслись, и были выкормлены волчицей. Они заложили город Рим, но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян.

 «Иди возвести римлянам: так  хотят небожители, чтобы мой Рим  был главою вселенной; поэтому  пусть они усердно занимаются  военным делом и пусть сами  знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы  не в состоянии противиться римскому оружию».

Пророчество Ромула, основателя Рима. Центральное место в системе  ценностей древних римлян занимало такое понятие, как патриотизм (представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой назначенных им победах). Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни.

Классическое рабство достигло в Риме наивысшего расцвета. Когда  родовая община начала распадаться, основной ячейкой общества стала  семья – фамилия, в которую  входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в  миниатюре: отец (на латыни pater familias) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. После смерти отца сыновья наследовали его имущество и становились главами своих фамилий. Распространение рабства привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Слова «раб», «рабский» стали синонимами всего низкого, недостойного, заслуживающего презрения. «Рабскими» занятиями в Риме считались ремесло, сочинение пьес, работа скульптора и живописца, игра на сцене. Делами, достойными свободного римлянина, признавались только политика, война и законотворчество.

Большой вклад в становление  европейской системы права внесло римское право, которое складывалось на протяжении многих веков. В нем была разработана система правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности. В современном гражданском праве используются понятия, которые сложились еще в Древнем Риме: ипотека (залог земли), сервитут (ограниченное пользование имуществом) и др. именно римляне сформулировали презумпцию невиновности: «каждый считается честным, пока не доказано обратное» и «без вины нет ответственности».

В архаическом Риме экономика носила патриархальный характер с ярко выраженными чертами натурального хозяйства. Главными занятиями были земледелие (которое требовало осушения болот) и скотоводство.

Основной формой организации общества была гражданская община – civitas. Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался государственный аппарат. Люди, занимающие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Служба в армии была почетной обязанностью для граждан. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. В общественной жизни Рима большую роль играло народное собрание. Важнейшим органом управления был сенат, в который входили представители 300 знатнейших семей. Сенат ведал вопросами внутренней и внешней политики, под контролем сената были финансы и религиозный культ.

Информация о работе Культура и искусство Древнего Рима