Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:13, реферат

Краткое описание

Древнее латинское слово cultura (уход, возделывание, воспитание) было настолько широким понятием, что включало в себя и смыслы, связанные с современными представлениями о культуре. Термин же «культура» даже в литературе античности на латинском языке, создававшейся несколькими столетиями позже классических эллинских произведений, употребляется практически как синоним греческому «воспитание в соответствии с традициями эпоса, нрава-традиции».

Оглавление

Введение
1. Основные черты античной культуры
2. Мифология и религия древнего Рима
3. Древнеримская архитектура, искусство и литература
4. Театральное искусство
5. Гладиаторские игры
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культура рима с правкой.doc

— 150.00 Кб (Скачать)
 

Международный славянский институт 

Калининградский филиал 

Факультет:  Экономический 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: Культурология

 

Тема (варианта):№2 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.

                                                             
 

                                                                          Выполнил: Студент     курса

                                                                          Группа: 

                                                                          Специальность: «Менеджмент ор-ции»

                                                                      

                                                                          Научный руководитель: К. ф. н.

                                                                        
 

2010г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Основные  черты античной культуры.  …………………………………………….5

2. Мифология  и религия древнего Рима……………………………………………...6

3. Древнеримкая  архитектура, искусство и литература……………………………10

4. Театральное искусство……………………………………………………………...19

5. Гладиаторские  игры………………………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………………..33

Библиографический список использованной литературы…………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

    Древнее латинское слово cultura (уход, возделывание, воспитание) было настолько широким понятием, что включало в себя и смыслы, связанные с современными представлениями о культуре. Термин же «культура» даже в литературе античности на латинском языке, создававшейся несколькими столетиями позже классических эллинских произведений, употребляется практически как синоним греческому «воспитание в соответствии с традициями эпоса, нрава-традиции». Представления об истинном эпосе (еще в VI-V вв. до н.э., апеллируя к опыту древности, рассуждали о нем пифагорейцы, Сократ, Аристофан) менялись неоднократно, но всегда сохранялась привязанность к типу отвечающего прекрасному строю Космоса человека воспитанного, который, являясь добродетельным и верным гражданином, занимает свое естественное место. Признавая множественность природных различий между людьми, античная эпоха наделяла их всех (уж римлян точно) восприимчивостью к воспитанию. Постановке последнего, собственно, и посвящены грандиозные политико-воспитательные сочинения Ксенофонта и Платона, политико-воспитательная деятельность пифагорейцев и стоиков.

    Центральное положение воспитания в античной культуре было безусловным. Именно воспитание отличает человека от животного, эллина от варвара, свободного от раба, философа от черни, был убежден на рубеже III-IV вв. н.э. Ямвлих.

    Культуросозидающая  деятельность в античности центрировалась вокруг идеи воспитания. Воспитывалось  же соответствие космическому строю, соответствие, всегда привязанное к местным  условиям, к местной традиции и не отрицающее благородного противостояния слепой стихии судьбы. Именно в этом плане человеческое установление (номос) является естественным продолжением установления природного (фюсис). Природа охватывает все человеческое, в том числе и специфически человеческую деятельность, которую ныне мы отождествляем с культурой. Воспитание - также природный процесс; констатация этого факта не принижает его, а показывает, сколь широким семантическим спектром обладало в античности слово природа. Как только культура открыто выявляла себя как вторая реальность - будь то первая софистика или литературные излишества типа Меценатовых, - античность обращалась к критике искусственного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  черты античной культуры.
 
 

    Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации.

    Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились  путешественники, торговцы…

    Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким  образом, формировался синтез греческой  и римской  культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),  лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

    Под Древним Римом подразумевается  не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.

       Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой – либо роли культурный аспект?[7.165c.11]

    В своей работе я хотел бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в  ней ряд особенностей. Также в  ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Мифология и религия Древнего Рима. 

    На  начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и  обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

    В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и  пастухов, целиком поглощенных повседневными  делами своей скромной жизни. Опустив  голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к  лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

    Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром  один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

    По  убеждению  римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных  богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей  силы.   Наряду  с такими  богами,  как Юпитер  и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов,  духов,  опекающих различные действия в жизни и хозяйстве.  Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

    И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы  самый ничтожный,  были проявлением  гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов  на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одного привратника, и этого, в общем, достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли - богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременно стеречь петли и порог».

    Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил:  «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А, принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

    Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как  греческие. Они держались вдали  от человека и даже если хотели его  о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов,  во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых  бог  и  подавал предостерегающий  сигнал.  Между  богом  и  человеком никогда не доходило до близости.[4.137c.10]

    В древнейшем Риме все знания о богах  сводились, в сущности, к  тому, как  их следует почитать и в какую  минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система  жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян.  Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены,  что,  как и у судьи,  у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

    Римлянин  все время пребывал в страхе, что  совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Информация о работе Культура Древнего Рима