Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:13, реферат
Древнее латинское слово cultura (уход, возделывание, воспитание) было настолько широким понятием, что включало в себя и смыслы, связанные с современными представлениями о культуре. Термин же «культура» даже в литературе античности на латинском языке, создававшейся несколькими столетиями позже классических эллинских произведений, употребляется практически как синоним греческому «воспитание в соответствии с традициями эпоса, нрава-традиции».
Введение
1. Основные черты античной культуры
2. Мифология и религия древнего Рима
3. Древнеримская архитектура, искусство и литература
4. Театральное искусство
5. Гладиаторские игры
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Помимо этих высоко стоявших на общественной лестнице людей, существовала целая категория лиц, для которых покупка, перепродажа, а иногда и обучение гладиаторов являлись профессией. Они назывались ланистами (название от того же корня, что lanius-мясник). Аттика и людей его круга коммерческие операции с гладиаторами нисколько не позорили, но ланиста считался человеком запятнанным, а его занятие - подлым.
Состав
гладиаторской семьи был
Прежде чем выйти на арену, новичок проходил целый курс фехтования и обращения с разного рода оружием. Не все гладиаторы были одинаково вооружены и одинаково одеты. Делились они на тяжело вооруженных , подразделяющихся, в свою очередь, на несколько категорий, и легковооруженных. Последние были представлены только ретиариями: их вооружение-сеть, которой они должны опутать противника (от нее они и получили название: сеть по-латыни rete), трезубец (иногда копье) и кинжал. Сражался ретиарий, строго говоря, голым: на нем ничего нет, кроме широкого кожаного пояса с металлическими пластинами, защищавшими живот, и наплечником, который закрывал левое плечо, руку почти до локтя и поднимался над плечом так, чтобы им можно было слегка прикрыть голову. Тяжеловооруженные (“фракийцы”, гопломахи, секуторы, мурмилоны) защищены лучше. На них надеты шлемы, круглые или высокие, с гребнем, часто с забралом, закрывающим все лицо (чтобы видеть и дышать, в нем пробито множество отверстий), и широким “воротничком”, защищающим шею и плечи. Правая рука в толстых ременных обмотках или в железном нарукавнике, на ногах- поножи, над ними-еще кожаные обмотки, короткие трусы прихвачены толстым кожаным ремнем с металлическими полосами, который целиком закрывает живот и верхнюю часть бедер. Вооружение “тяжелого” гладиатора- меч или длинный кинжал и щит.
Тяжеловооруженные сражались между собой. Ретиарий никогда не бился с ретиарием; обычным противником его был мурмилон.
О
дне гладиаторских игр
На арене почти все решал случай. Жребий мог назначить новичку страшного противника; опытный боец мог промахнуться и получить тяжелую рану, и тут жизнь его зависела от настроения зрителей, если он покорил их сердца, они требовали раненому пощады -в амфитеатрах поднимался единодушный вопль “отпустить!”, люди махали платками и поднимали большие пальцы кверху. Если же он не угодил этой прихотливой и капризной толпе, пальцы опускались вниз, к земле, под крики “добей!”. Победитель поворачивал противника лицом вниз и всаживал ему нож в спину или затылок.
Начинались гладиаторские игры торжественным шествием гладиаторов. В пурпурных, расшитых золотом туниках обходили они кругом арену. Затем начинался поединок, в котором бились деревянными мечами, показывая только свое искусство. Иногда на арену спускались фехтовальщики из числа зрителей. После таких поединков начиналось настоящее сражение. На сцену выносили настоящее оружие: гладиаторы получали его только на сцене амфитеатра.
Официальной наградой победителю была пальмовая ветвь, он пробегал с ней вокруг арены. Но получал он и более существенные дары. Устроитель вручал ему денежную награду. Иногда еще щедрее одаряли гладиатора зрители: требовали для него свободы. Юридически освобождение зависело только от хозяина раба -ланисты или устроителя игр, но требования толпы бывали так настойчивы, настроение ее становилось столь угрожающим, что приходилось уступать. Иногда награда была меньшей, но тоже немалой: победителя “опоясывали мечом” -вручали деревянный меч вроде тех, какими фехтовали в школе. Гладиатор, получивший этот знак отличия, освобождался от выступлений на арене. Он оставался в школе, помогал обучать гладиаторов, а чаще выступал в роли судьи.
Ремесло
гладиатора было презренным. Свободный
человек, добровольно поступивший
в гладиаторы, оказывался в положении
почти раба. Ювенал считает гладиаторскую
школу последней ступенью человеческого
падения. Свободный, определившийся в
гладиаторы, навсегда утрачивал свое гражданское
достоинство, попадая в разряд “обесчещенных”.
Какое бы богатство ни выпало, потом ему
на долю, он никогда не войдет в сословие
всадников, никогда не станет муниципальным
магистратом. Он не может выступать в суде
защитником или свидетелем. Его не всегда
удостаивают пристойного погребения.
Но об этих отверженных говорят с восхищением
в скромных мастерских ремесленников
и в особняках сенаторов.[12.]
Заключение.
Античность завещала последующим эпохам максиму “человек — мера всех вещей” и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном — самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия — образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев — примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.
В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока в единой цивилизации, преодоления разъединения народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.
Античное
наследие на протяжении веков питало
и продолжает питать мировую культуру
и науку. Из античности человек вынес
мысль о космическом
Античность стала кормилицей литературы и искусства последующих эпох. Любой подъем в культурной жизни Средневековья или Нового времени был сопряжен с обращением к античному наследию. С наибольшей полнотой и мощью это выразилось в эпохе Возрождения, давшей величайших гениев и великолепные произведения искусства.
Античные художественные формы, культурные традиции отличаются тем, что, усваиваясь другой культурой, они органично входят в ее плоть и кровь, становятся “своими”. Нас, например, не удивляют подражающие античным образцам дворянские особняки в российской глубинке. С XVIII в. дома с классическими колоннами стали неотъемлемой частью русских пейзажей так же, как имена и образы античных поэтов и писателей — естественной частью российской литературы и поэзии. Поистине, древние воздвигли себе “нерукотворный памятник” в самом нетленном и прекрасном материале — душах людей с вечно живущей в них жаждой прекрасного и высокого.
И в нашем бурном, кровавом, полном страданий, но и великих побед двадцатом веке мы осознаем, быть может, как никогда остро единство человечества не только в пространстве, но и во времени. Мы — звено в цепи поколений. И вслед за многими, жившими до нас, мы, с полным основанием гордясь движениями нашего времени и уповая на лучшее будущее, можем повторить: “Мы видим дальше, потому что мы стоим на плечах гигантов”. У основания этой пирамиды жизни — гиганты — дети античного мира и в мифологическом, и в духовном смыслах. Античность подарила человечеству не только сказания о гигантах, детях Земли и Неба, но и реальных титанов духа, мысли, слова, искусства и деяний, заложивших фундамент европейской и во многом мировой — цивилизации.
Античность
продолжает жить в нас, питая современную
науку и культуру, проникнув в
ментальность современного человека,
даже если он не вполне отдает себе в
этом отчет. Античность — основание
того мира, в котором мы живем сегодня. [7.88c]
Библиографический
список использованной
литературы:
ответств. Редактор А.А. Радугин. -М.: Центр, 1999.-362 с.
2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры:
Учебное пособие / Г.В. Гриненко. - М.: Юрайт, 1998. - 669 с.
3. Древний Рим. Под ред. А. Мясникова. СПб: “Автограф”. 2000. - 378с.
4. Ильинская Л.С. Древний Рим. М. 2001 - 432 с.
5. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. А. Н. Марковой. -3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 319 с.398 с.
6. История мировой культуры: Учеб пособие/ науч. Ред. Г. В. Драч.- Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 512 с.
7. Ильинская Л. С. Античность: Краткий энциклопедический справочник/ под ред. А. И. Немировского.- М.: Лабиринт, 1999.- 368 с.
8. История
мировой культуры. Под редакцией
Г.В.Драча, Ростов-на-Дону,
“Феникс”, 2000.-154 с.
9. Розин
В.М. Культурология: Учебник
10. http://www.bestreferat.ru//
11. http://www.makereferat.ru//
12. http://rome.webzone.ru//