Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:13, реферат

Краткое описание

Древнее латинское слово cultura (уход, возделывание, воспитание) было настолько широким понятием, что включало в себя и смыслы, связанные с современными представлениями о культуре. Термин же «культура» даже в литературе античности на латинском языке, создававшейся несколькими столетиями позже классических эллинских произведений, употребляется практически как синоним греческому «воспитание в соответствии с традициями эпоса, нрава-традиции».

Оглавление

Введение
1. Основные черты античной культуры
2. Мифология и религия древнего Рима
3. Древнеримская архитектура, искусство и литература
4. Театральное искусство
5. Гладиаторские игры
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культура рима с правкой.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

    Помимо  этих высоко стоявших на общественной лестнице людей, существовала целая  категория лиц, для которых покупка, перепродажа, а иногда и обучение гладиаторов являлись профессией. Они назывались ланистами (название от того же корня, что lanius-мясник). Аттика и людей его круга коммерческие операции с гладиаторами нисколько не позорили, но ланиста считался человеком запятнанным, а его занятие - подлым.

    Состав  гладиаторской семьи был пестрым, были здесь и свободные, но большинство  все-таки рабы. Хозяин мог продать  своего раба ланисте. Чаще всего это  было наказанием. Гладиаторская школа, рудники и каменоломни были в  древности видами каторги, причем гладиаторская школа считалась более тяжелой. Только смертная казнь была страшнее.

    Прежде  чем выйти на арену, новичок проходил целый курс фехтования и обращения  с разного рода оружием. Не все  гладиаторы были одинаково вооружены  и одинаково одеты. Делились они на тяжело вооруженных , подразделяющихся, в свою очередь, на несколько категорий, и легковооруженных. Последние были представлены только ретиариями: их вооружение-сеть, которой они должны опутать противника (от нее они и получили название: сеть по-латыни rete), трезубец (иногда копье) и кинжал. Сражался ретиарий, строго говоря, голым: на нем ничего нет, кроме широкого кожаного пояса с металлическими пластинами, защищавшими живот, и наплечником, который закрывал левое плечо, руку почти до локтя и поднимался над плечом так, чтобы им можно было слегка прикрыть голову. Тяжеловооруженные (фракийцы, гопломахи, секуторы, мурмилоны) защищены лучше. На них надеты шлемы, круглые или высокие, с гребнем, часто с забралом, закрывающим все лицо (чтобы видеть и дышать, в нем пробито множество отверстий), и широким воротничком, защищающим шею и плечи. Правая рука в толстых ременных обмотках или в железном нарукавнике, на ногах- поножи, над ними-еще кожаные обмотки, короткие трусы прихвачены толстым кожаным ремнем с металлическими полосами, который целиком закрывает живот и верхнюю часть бедер. Вооружение тяжелого гладиатора- меч или длинный кинжал и щит.

    Тяжеловооруженные сражались между собой. Ретиарий никогда не бился с ретиарием; обычным противником его был  мурмилон.

    О дне гладиаторских игр сообщалось заранее. На стенах домов крупными буквами  писали объявления. В Помпеях хорошо сохранилось несколько таких  надписей. Были и настоящие афиши-листки, в которых сообщались подробности, касающиеся игр, имя устроителя, повод, по которому даны гладиаторы, число пар и специальность (фракиец, ретиарий и т.п.), число выступлений и побед, одержанных каждым. Такие афишки продавались в большом числе, и во время игр зрители в них заглядывали.

    На  арене почти все решал случай. Жребий мог назначить новичку страшного противника; опытный боец мог промахнуться и получить тяжелую рану, и тут жизнь его зависела от настроения зрителей, если он покорил их сердца, они требовали раненому пощады -в амфитеатрах поднимался единодушный вопль отпустить!, люди махали платками и поднимали большие пальцы кверху. Если же он не угодил этой прихотливой и капризной толпе, пальцы опускались вниз, к земле, под крики добей!. Победитель поворачивал противника лицом вниз и всаживал ему нож в спину или затылок.

    Начинались  гладиаторские игры торжественным  шествием гладиаторов. В пурпурных, расшитых золотом туниках обходили они кругом арену. Затем начинался  поединок, в котором бились деревянными  мечами, показывая только свое искусство. Иногда на арену спускались фехтовальщики из числа зрителей. После таких поединков начиналось настоящее сражение. На сцену выносили настоящее оружие: гладиаторы получали его только на сцене амфитеатра.

    Официальной наградой победителю была пальмовая  ветвь, он пробегал с ней вокруг арены. Но получал он и более существенные дары. Устроитель вручал ему денежную награду. Иногда еще щедрее одаряли гладиатора зрители: требовали для него свободы. Юридически освобождение зависело только от хозяина раба -ланисты или устроителя игр, но требования толпы бывали так настойчивы, настроение ее становилось столь угрожающим, что приходилось уступать. Иногда награда была меньшей, но тоже немалой: победителя опоясывали мечом -вручали деревянный меч вроде тех, какими фехтовали в школе. Гладиатор, получивший этот знак отличия, освобождался от выступлений на арене. Он оставался в школе, помогал обучать гладиаторов, а чаще выступал в роли судьи.

    Ремесло гладиатора было презренным. Свободный  человек, добровольно поступивший  в гладиаторы, оказывался в положении почти раба. Ювенал считает гладиаторскую школу последней ступенью человеческого падения. Свободный, определившийся в гладиаторы, навсегда утрачивал свое гражданское достоинство, попадая в разряд обесчещенных. Какое бы богатство ни выпало, потом ему на долю, он никогда не войдет в сословие всадников, никогда не станет муниципальным магистратом. Он не может выступать в суде защитником или свидетелем. Его не всегда удостаивают пристойного погребения. Но об этих отверженных говорят с восхищением в скромных мастерских ремесленников и в особняках сенаторов.[12.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Античность  завещала последующим эпохам максиму человек — мера всех вещей и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном — самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия — образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев — примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.

    В античном мире была предпринята грандиозная  попытка соединения Запада и Востока  в единой цивилизации, преодоления  разъединения народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.

    Античное  наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Из античности человек вынес  мысль о космическом происхождении  и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека, всех обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум человеческий уже тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показали его огромные возможности. Тогда были заложены основы многих наук.

    Античность  стала кормилицей литературы и искусства  последующих эпох. Любой подъем в  культурной жизни Средневековья или Нового времени был сопряжен с обращением к античному наследию. С наибольшей полнотой и мощью это выразилось в эпохе Возрождения, давшей величайших гениев и великолепные произведения искусства.

    Античные  художественные формы, культурные традиции отличаются тем, что, усваиваясь другой культурой, они органично входят в ее плоть и кровь, становятся своими. Нас, например, не удивляют подражающие античным образцам дворянские особняки в российской глубинке. С XVIII в. дома с классическими колоннами стали неотъемлемой частью русских пейзажей так же, как имена и образы античных поэтов и писателей — естественной частью российской литературы и поэзии. Поистине, древние воздвигли себе нерукотворный памятник в самом нетленном и прекрасном материале — душах людей с вечно живущей в них жаждой прекрасного и высокого.

    И в нашем бурном, кровавом, полном страданий, но и великих побед  двадцатом веке мы осознаем, быть может, как никогда остро единство человечества не только в пространстве, но и во времени. Мы — звено в цепи поколений. И вслед за многими, жившими до нас, мы, с полным основанием гордясь движениями нашего времени и уповая на лучшее будущее, можем повторить: Мы видим дальше, потому что мы стоим на плечах гигантов. У основания этой пирамиды жизни — гиганты — дети античного мира и в мифологическом, и в духовном смыслах. Античность подарила человечеству не только сказания о гигантах, детях Земли и Неба, но и реальных титанов духа, мысли, слова, искусства и деяний, заложивших фундамент европейской и во многом мировой — цивилизации.

    Античность  продолжает жить в нас, питая современную  науку и культуру, проникнув в  ментальность современного человека, даже если он не вполне отдает себе в  этом отчет. Античность — основание  того мира, в котором мы живем сегодня. [7.88c]    
 
 
 
 

       Библиографический список использованной литературы: 

  1. Авдеев  В.И. История Др Культурология: Учебное  пособие / Составитель и                                                          

    ответств.     Редактор А.А. Радугин. -М.: Центр, 1999.-362 с. 

2.  Гриненко  Г.В. Хрестоматия по истории  мировой культуры:

Учебное пособие / Г.В.  Гриненко. - М.: Юрайт, 1998. - 669 с. 

    3. Древний  Рим. Под ред. А. Мясникова.  СПб: Автограф. 2000. - 378с.

4. Ильинская  Л.С. Древний Рим. М. 2001 - 432 с.

    5. Культурология:  Учеб. Пособие для вузов/ Под  ред. Проф. А. Н. Марковой. -3-е  изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 319 с.398 с.

    6. История  мировой культуры: Учеб пособие/  науч. Ред. Г. В. Драч.- Ростов  н/Д.: Феникс, 2000.- 512 с.

    7. Ильинская  Л. С. Античность: Краткий энциклопедический справочник/ под ред. А. И. Немировского.- М.: Лабиринт, 1999.- 368 с.

    8. История  мировой культуры. Под редакцией  Г.В.Драча, Ростов-на-Дону, 
    “Феникс”, 2000.-154 с.

    9. Розин  В.М. Культурология: Учебник для  вузов.- М.: Издат. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.-243 с.

    10. http://www.bestreferat.ru//

11. http://www.makereferat.ru//

12. http://rome.webzone.ru// 
 

Информация о работе Культура Древнего Рима