Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:14, контрольная работа

Краткое описание

Культура Древнего Рима - второй этап античной культуры. Влияние культуры Древней Греции на Рим не подлежит сомнению. Древнегреческий историк, автор фундаментальной 40-томной "Общей истории" Полибой, который прожив в Риме 16 лет, подчеркнул одну из особенностей древнеримской культуры: "Римляне, оказывается, могут лучше чем другой народ изменить свои привычки и позаимствовать полезное". Римская культура не копировала греческую, она развивала, углубляла достигнутое, а также привносила собственные национальные черты - практицизм, дисциплинированность, соблюдение суровой системы.

Оглавление

Введение 3
Задание 1.Осветите проблему: «Основные этапы развития
древнеримской культуры». 4
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы. 15
Задание 3.Объяснить термины. 16
Задание 4. Выполнить тесты. 17
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

культура древнего рима.docx

— 39.23 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                               3

Задание 1.Осветите проблему: «Основные  этапы развития

древнеримской культуры».                                                                                 4

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы.                                                         15

Задание 3.Объяснить термины.                                                                        16

Задание 4. Выполнить тесты.                                                                           17

Заключение                                                                                                         18

Список литературы                                                                                            19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура Древнего Рима - второй этап античной культуры. Влияние культуры Древней Греции на Рим не подлежит сомнению. Древнегреческий историк, автор фундаментальной 40-томной "Общей истории" Полибой, который прожив в Риме 16 лет, подчеркнул одну из особенностей древнеримской культуры: "Римляне, оказывается, могут лучше чем другой народ изменить свои привычки и позаимствовать полезное". Римская культура не копировала греческую, она развивала, углубляла достигнутое, а также привносила собственные национальные черты - практицизм, дисциплинированность, соблюдение суровой системы. Наибольшие завоеватели старины - римляне, подчиняя разные народы, впитывали их культурные достижения, но при этом сохраняли и свои "домашние" обычаи. Динамизм римской культуры - такая же важная ее особенность, как и традиционализм. Взаимодействие этих двух начал обусловила и ее жизнеспособность, и огромную роль для дальнейшей культурной истории Европы, особенно Западной.

 

Задание 1.Осветите проблему:”Основные  этапы развития древнеримской культуры”

Периоды в развитии древнеримской  культуры четко отвечают трем основным этапам в политической истории: царскому, периода республики и периода  империи.

Культура Рима в Царский  период.

Традиционно начинают отсчет истории Древнего Рима с VIII в.до н.э., от легендарной даты учреждения Рима Ромулом и Рэмом в 753 г. до н.э. К VI в. До н.э. Рим представлял собой город во главе с царями. Большое культурное влияние на римлян оказали соседние народы, особенно загадочные этруски (неясное происхождение этого народа, так как остается непонятной его письменность). В них римлянина позаимствовали большинство букв своего алфавита, приемы строительства, некоторые обряды (например, гладиаторские бои). Символ Риму - бронзовая статуя волчицы - выполненная этрусским мастером. Этрусской была последний из царских династий.

Первый, Царский, период истории  охватывает VIII—VI вв. до н.э., к концу  его Рим сложился как город-государство  греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, так называемые римское цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян — тога, архитектура дома с атрием — крытым внутренним двориком со световым отверстием и т.д.

Ранняя римская религия  была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема — основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Уже в это время начинает формироваться латинский алфавит, в основе которого лежит одна из разновидностей греческого алфавита.

 Культура Рима в  период Республики

 По преданию, этрусское господство в Риме закончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого 533-510 до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней Республики охватывает IV-III вв. до н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые веские обычаи в частности бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской  общины, республиканского строя связано  возникновение римского ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в до н э. относится  зарождение в Риме театра - по примеру этрусков и греков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка — начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Сумы (138-78 до н.э.) или Цезаря (102 или 100—44 до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом — наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская республика, созданная  после изгнания последнего царя (считается, что это произошло в 510 или 509 г. до н.э.), просуществовала более 450 лет. В результате на карте мира возникло мощное государство. «Другим народам даны на земле определенные границы, у римского народа — протяженность города и мира совпадают», — сказал знаменитый римский поэт Овидий.

Из Этрурии в Рим  пришел культ предков. По традиции с  лица умершего снимали восковую маску, которая передавала особенности  внешности. Такие маски хранили  в специально отведенных для этого  местах. Используя эти маски, стали  делать портреты из глины, бронзы, мрамора. Так родилась традиция римского портрета. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось немного.

 Греческая литература наряду с народным италийским творчеством оказала сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Первыми произведениями на латыни были переводы с греческого. Первым римским поэтом был вольноотпущенный греческий раб Ливии Андроник (III в. до н.э.), переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера.

Крупнейший римский драматург  этого времени — Плавт (сер. III в. — 184 до н.э.). Ему приписывают создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 195—159 до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. До нас дошло шесть его комедий, все они основаны на греческих образцах. На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н.э. Среди многих поэтов того времени особое место занимают Лукреций и Катулл. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принадлежит философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие эволюции. Катулл (ок. 87— 54 до н.э.) был мастером лирической поэзии. Написанные им произведения отличаются разнообразием форм и размеров от поэм и до эпиграмм.

Первым прозаическим произведением  на латинском языке был труд Катона Старшего (234—149 до н.э.) «О сельском хозяйстве». Затем Катон написал на латинском языке историю Рима.

Наиболее выдающимися  писателями, мастерами прозы периода  поздней Республики были Варрон и Цицерон. Главное произведение Варрона (116—27 до н.э.) «Древности дел божеских и человеческих» — своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных знаменитых людей из разных областей деятельности граждан, философские произведения.

Цицерон (106—43 до н.э.) был выдающимся государственным деятелем, непревзойденным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем. В своих философских произведениях он стремился приобщить римлян на их родном языке к ценностям греческой философии. В своих четырех наиболее известных выступлениях обличал заговор римского политика Катилины.

Римская историография служила прежде всего целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима. Наибольший вклад в развитие историографии периода Республики внесли Саллюстий (86 — ок. 35 до н.э.) — «Заговор Катилины», «Югуртинская война» и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь (102 или 100—44 до н.э.) — «Записки о галльской войне».

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии — наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали  новые конструктивные принципы. В частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II—I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы — сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком.

Возникает новый тип монументального  сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, водопроводов, мостов. Рим представлял собой богатейшую коллекцию общественных зданий.

Завоевание Греции и эллинистических  государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины.

Большой приток греческих  шедевров и массовое копирование  тормозили расцвет собственно римской  скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства.

Процветала в Риме повествовательная рельефная скульптура, что было вызвано увековечиванием военных побед. Рельефные изображения создавались на монументальных алтарях, триумфальных арках и гигантских колоннах.

В Риме появляются и руководства  по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон.

Большое развитие получила юриспруденция — наука о праве. Одно из величайших достижений Древнего Рима — римское право.

 Культура Рима в  период Империи.

С 31 г. до н.э. начинается новая  страница в Римской истории —  история Империи. Конец I в. до н.э. — II в. н.э. — время ранней Империи  — эпоха принципата, расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов  — почитание императоров, объявляющихся  после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.

Центрами науки Римской  империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I—II вв. н.э. придавалось географическим знаниям — появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), Птолемея ( 90 — 160). «Естественную историю», являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал ученый- энциклопедист, историк Плиний Старший (23/24—79). Он погиб во время извержения Везувия.

Больших успехов добилась медицина. Врач Гален (30 — 200) производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга. Были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н.э. стали заметны признаки регресса.

В астрономии происходит отказ  от предложенной Аристархом Самосским  еще в III в. до н.э. гелеоцентрической  теории, принимается система Птолемея — геоцентрическая, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

Одно из высочайших достижений римской, культуры — литература эпохи  ранней Империи, она представлена целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей (124 н.э.), автор авантюрно- аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плиний Младший, сатирики Ювенал (60 —127), Петроний (? — 66 н.э.), Лукиан (120 —190), поэты Вергилий (70 — 19 до н.э.), Гораций (65 до н.э. — 8 н.э.), Овидий (43 до н.э. — ок. 18 н.э.). «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея — единственный дошедший до нас авантюрно-аллегорический роман на латинском языке.

Информация о работе Культура Древнего Рима