Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:14, контрольная работа
Культура Древнего Рима - второй этап античной культуры. Влияние культуры Древней Греции на Рим не подлежит сомнению. Древнегреческий историк, автор фундаментальной 40-томной "Общей истории" Полибой, который прожив в Риме 16 лет, подчеркнул одну из особенностей древнеримской культуры: "Римляне, оказывается, могут лучше чем другой народ изменить свои привычки и позаимствовать полезное". Римская культура не копировала греческую, она развивала, углубляла достигнутое, а также привносила собственные национальные черты - практицизм, дисциплинированность, соблюдение суровой системы.
Введение 3
Задание 1.Осветите проблему: «Основные этапы развития
древнеримской культуры». 4
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы. 15
Задание 3.Объяснить термины. 16
Задание 4. Выполнить тесты. 17
Заключение 18
Список литературы 19
Гораций — один из глубоких римских поэтов, ставших впоследствии образцом для подражания. Его творчество отличают мастерство стиля, проницательность и патриотический настрой. Одно из главных произведений Овидия — «Метаморфозы» («Превращения»), в котором предлагается около 250 мифов о превращении греческих богов и героев.
Расцвета достигает римская историография: хотя в эту эпоху она в основном прославляет Империю. Крупнейшие римские историки: Тит Ливии (59 до н.э. — 17 н.э.), Плиний Старший, Иосиф Флавий (37 —100), Тацит (58 —117). Работы Тацита по историографии «Анналы» и «История» охватывают собственно годы 14—68 н.э. и 69—97 н.э. Одна из его работ — «Германия» посвящена описанию германских племен.
К I—II вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, вмещавшего 50 тыс. зрителей,и Пантеона, храма во имя всех богов. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.
Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Мозаика была введена греками.
В период Империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, императоров, полководцев, поэтов, ученых и др.
В конце II в. н.э. в Римском империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях Империи самостоятельных правителей. Характерные признаки кризиса античной культуры — низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового; совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство; для литературных произведений характерны чрезмерное увеличение внешнего формата, подражание старым образцам.
IV—V вв. н.э. — период поздней Империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату — неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в Империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.
Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии — Спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы — убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Образ мессии Христа (греч. помазанник) первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н.э., появились жизнеописания основоположника новой религии — Евангелия (от греч. — благая весть). В первый период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, уже с I в. начались гонения на христиан. Однако в конце IV в. христианство превращается в государственную религию.
В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия.
В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы — базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Раннехристианская базилика разделялась внутри двумя рядами колонн на три нефа, из которых главный неф включал в себя апсиду. Существовали различные формы базилик, одной из них была крестообразная. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.
Новые художественные черты
яснее всего выступают в
Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западной Римской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
1.В области каких наук проявили себя римляне?
2.Какие выдающиеся литературные произведения созданы в Древнем Риме?
3.Какие технические новшества появились в древнеримской архитектуре?
1.В области каких наук проявили себя римляне?
Римляне проявили себя в областях: сформировали латинский алфавит, римская нумерация, стали делать портреты из глины, бронзы, мрамора. Преуспели в области литературы, архитектуры. В юриспруденции — науке о праве, в римском ораторском искусстве.
2.Какие выдающиеся литературные произведения созданы в Древнем Риме?
Произведение Варрона (116—27 до н.э.) «Древности дел божеских и человеческих». Работы Тацита по историографии «Анналы» и «История» поэма Вергилия "Энеида", творчество Горация ода "Памятник" Овидия, его сборник "Искусство любви" Метаморфозы" ("Преобразование") "Письма с Понту" ."Метаморфозы, или Золотой осел" Апулия.
До наших дней многие произведения не дошли, но живо много афоризмов, которые живые и сейчас: "Карфаген должен быть разрушен" (Катон), "Пришел, увидел, победил" (Юлий Цезарь), "Доколе, Катилина, ты будешь подвергать испытанию наше терпение?" (Цицерон) и много других. Цицерон, который считал себе прежде всего политиком, по сути был творцом латинской художественной прозы. Образцовым став стиль его речей, писем, философских произведений.
3.Какие технические новшества появились в древнеримской архитектуре?
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции.
Задание 3.Объясните термины: «базилика», «термы», «акведук», «мозаика», «фреска».
БАЗИЛИКА (от греч. basilike —
царский дом), вытянутое, прямоугольное
в плане здание, разделенное внутри
продольными рядами колонн или столбов
на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов),
имеющих самостоятельные
ТЕРМЫ (лат. thermae, от греч. therme — тепло, жар)— общественные бани, включавшие, кроме горячей (кальдарий — лат. caldarium), теплой (тепидарий — лат. tepidarium) и холодной (фригидарий— лат. frigidarium) бань, также парильни, залы для спорта, собраний, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и т. д.
АКВЕДУК (от лат. aqua — вода и duco — веду), водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше источников.
МОЗАИКА (франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий.
ФРЕСКА (от итал. fresco — свежий), живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой.
Задание 4. Выполните тесты:
а) храм Аполлона в Дельфах;
б) Триумфальная арка Константина;
в) пантеон;
г) Парфенон;
д) Колизей;
е) Эрехфейон.
а) бегущий атлет;
б)оратор в тоге;
в) конная статуя;
г) портрет-бюст;
д) скульптурная группа.
3. Кто из этих знаменитых людей внес выдающийся вклад в древнеримскую культуру?
а) Пифагор;
б) Цицерон;
в) Тацит;
г) Перикл;
д) Сенека;
е) Софокл;
ж) Лукреций.
Его так и звали просто
"городом", и когда произносили
слово "urbs", все понимали, что
речь идет о Риме. Чужестранцы, побывавшие
в этой столице мира, с восторгом
рассказывали своим землякам о великолепных
зданиях, поражавших и обдуманной смелостью
замысла и несравненной роскошью
отделки, о величавых форумах, о
триумфальных арках, которые спокойно
и неопровержимо повествовали о
победах и завоеваниях Рима. Отголосок
этого восторженного изумления
слышится в эпитетах, сопровождающих
его имя: "золотой", "вечный".
Странным образом последний из них
сохранил свою силу. Рим был взят
и разграблен варварами; его улицы
заросли травой, на его форумах
паслись коровы; храмы и дворцы
превратились в развалины, но в мучительном
грохоте средневековой военной
возни, среди бестолковой
Со времен Возрождения Рим стал великой школой, куда приходили учиться художники, поэты, ученые. В Риме хорошо было заниматься не только древней историей; история здесь сбрасывала с себя школьное и книжное одеяние; она входила в сегодняшний день как живое вчера: языком развалин, камней и надгробий Рим рассказывал, чего достигло прошлое, на чем оно споткнулось, решать какие задачи оставили предки своим отдаленным потомкам.
Список литературы.