Культура древних Майя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:21, реферат

Краткое описание

Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.
Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Древняя история Майя 5
1.1 Бонампак - история в картинках 6
1.2 Великий город Паленке 8
Глава 2. Культура древних Майя 11
2.1 Памятники архитектуры Майя 11
2.2 Письменность майя 12
2.3 Религия майя 14
2.4 Скульптура 16
Заключение 23
Литература: 24

Файлы: 1 файл

культура древних майя готовое.docx

— 46.98 Кб (Скачать)

 

Введение 3

Глава 1. Древняя история Майя 5

1.1 Бонампак  - история в картинках 6

1.2 Великий город Паленке 8

Глава 2. Культура древних Майя 11

2.1 Памятники архитектуры Майя 11

2.2 Письменность майя 12

2.3 Религия майя 14

2.4 Скульптура 16

Заключение 23

Литература: 24

 

 

Введение

Под областью майя мы понимаем всю  территорию, на которой жили до конкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся  к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования  единой культуры майя и находятся  в области, очень удаленной от них.

Убеждение, что майя уникальный, независимый  и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет  никакого родства с другими языками  Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики  и Центральной Америки. Они допускают  существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.

Согласно методам сравнительной  лингвистики (лексикостати-стики), удалось  установить вероятный момент, в который  каждый из майяских языков отделился  от общего ствола. Результаты этого  трудоемкого исследования (глоттохронологии) дают следующую картину, в которой  указаны приблизительные даты, когда  началось отделение основных языков, начиная от гипотетического протомайя.

В пределах области майя — на юге  Гватемалы и в Сальвадоре —  встречаются группы пипиль, относящиеся  к языковой группе науа. Вне названной  области находится уастекская группа майяской семьи.

Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие разделы работы.

Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся  индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы, северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность — приблизительно 2,7 млн человек.

Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие  на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600 тыс. человек. Из всех народов древней  Америки майя (а также ацтеки и  инки), пожалуй, наиболее известны.

 

Глава 1. Древняя история Майя

Исследователи делят древнюю историю  майя на несколько периодов: доклассический — 2000 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э — 900 г. н. э.; послеклассический  — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала  и полуостров Юкатан были завоеваны  испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в., они натыкались на развалины  древних городов. Пока достоверно неизвестно, почему в конце 9 в. н. э. опять были почти одновременно покинуты и разрушены  грандиозные религиозные центры майя классической эпохи и что  послужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это  были тропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либо болезни, или нападение враждебных племен. Величественные развалины городов  майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что развалины  древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества  индейцев. В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.

Названия многих городов и отдельных  сооружений майя были присвоены им после испанского завоевания и не являются подлинными. Например, город  Тикаль придумали археологи, а Паленке  по-испански — «крепость».

Завоевание испанцами индейских  территорий прервало развитие культуры, одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были сожжены  более 500 древних рукописей, которые  могли раскрыть многие тайны одной  из величайших в мире цивилизаций.

Важнейшими в художественном отношении  центрами майя были Копан (в Гондурасе), Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс (в  Гватемале), Паленке, Яшчилан и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес смешанная  майя-тольтекская культура, расцветшая в 10— 11 вв. н. э., главные центры которой  находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние помещения  которого расписаны фресками. Он был  не единственный. К храму примыкало  с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный  комплекс — типичный для священных городов древних майя классического периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает «стены с живописью». Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, что классический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из которых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого — танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих росписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и уверенно распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями. Большинство фигур написано почти в натуральную величину.

Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторые  другие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена. Почти все священные города классического  периода несут на себе следы насильственных разрушений.

1.1 Бонампак  - история в картинках

Бонампак — своеобразная энциклопедия в картинках, рассказывающая о жизни  города.

Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы  и не поддаются никаким кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих на некоторых  видах кактусов. Аналогичные краски использовались для традиционной раскраски  тканей, а также лиц и тела. Первоначально, видимо, расписывание красками тела служило отпугивающим средством  от насекомых, а позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет — пленника, красный — воина, черный — неженатого юноши, синий — жреца. Позднее на основе этой традиции появляется еще более устойчивый тип окраски — татуировка. Не иметь татуировки считалось постыдным. Иероглифы делались не только на теле, но и на подошвах ног, на большом пальце руки и под горлом. Уличенному в воровстве (даже трех початков кукурузы) татуировали лицо от подбородка до лба по бокам, и рисунок указывал на совершенный проступок. Татуировка у женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней, чем у мужчин.

Представления о физической красоте  у древних майя заметно отличались от европейских. Кроме раскраски  тел и татуировки они применяли  разные способы изменения внешности  для до стижения требуемого эстетического  эффекта. К ним относились искусственная  деформация черепа, для чего голову родившегося ребенка помещали между  двух дощечек. Женщины и мужчины  подпиливали себе зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней, которые крепились к  ним веществом, напоминающим современный  цемент.

Еще одним важным признаком красоты  считалось косоглазие, вызывающееся искусственно, для чего ребенку после  рождения к волосам прикреплялась  ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким образом ребенок привыкал скашивать глаза.

Бород майя не носили. Матери с детства  прижигали мальчикам подбородки полотенцем, смоченным в горячей  воде, из-за чего она не росла. Обычно и мужчины, и женщины носили длинные  волосы, уложенные в прически, а  передняя часть головы оставалась безволосой. Воины укладывали косу вокруг головы, конец которой свешивался на спину, а девушки носили 2 или 4 косы. Бритье волос было наказанием — оно было отличительным признаком раба. Рабами становились убийцы, воры, разведенные  жены. Дети, рожденные рабом, тоже считались  рабами. Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в отверстие  янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и украшения  для одежды, которые нашивались на края и при движении мелодично  побрякивали. Длинные рубахи знатных  женщин декорировались вышивками геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили в набедренных повязках.

Праздничным украшением правителей и  жрецов служил мозаичный головной убор, называемый майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц — попугаев, цапель, индюков, уток, орлов, колибри. Некоторые виды птиц разводились  специально. За убийство птицы с  цветными перьями полагалась смерть. Иногда из перьев составляли целые  картины, которые могли соперничать  с живописью — настолько совершенен был подбор красок. Священной птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в качестве «денег». Птица эта была очень  гордой — она умирала в руках  охотников.

Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях (стилобатах), форма и высота которых определялась назначением поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений — четырехгранные ступенчатые пирамиды (разнообразные  по высоте и числу уступов), на усеченной  вершине которых находился небольшой  храм с одним или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища  шла крутая лестница; у больших  пирамид лестницы устраивались иногда по всем четырем сторонам.

1.2 Великий город Паленке

Паленке был первым городом классического  периода, о котором стало известно в Европе. Его развалины среди  густой тропической растительности были издавна знакомы местным  индейцам, называвшим их На-Чан. Великий  город пришел в запустение задолго  до того, как на американский континент  высадились первые европейцы. Впереди  на вершине «акрополя» с крутыми  склонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажили отверстия нескольких подземных  ходов. У юго-западного угла «акрополя» на ступенчатой пирамиде возвышает  ся здание с высоким сводчатым  перекрытием. Это Храм Надписей, который  так был назван потому, что в  нем нашли плиту с длинной  надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца и Храма Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные из белого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — на стенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остатки великолепных барельефов и фресок.

Храм Солнца

Храм Солнца в Паленке ( 2-я половина 7 в. н. э.) — небольшое прямоугольное  здание с высоким гребнем на плоской  крыше, воздвигнутое на невысокой (8 м) 5-ступенчатой пирамиде и разделенное  продольной стеной параллельно фасаду на два помещения с ложными  сводами. Первое из них образует нечто  вроде портика, так как фасадная стена прорезана тремя широкими дверными проемами. В центре второго  помещения находилось маленькое  святилище, перекрытое бревенчатым  накатом. Бревенчатые перекрытия и  ложный свод характерны для всех зданий майя, не знавших замкового свода. Внутри и снаружи храм был богато украшен рельефами. На задней стене  его помещен барельеф, изображающий маску Бога Солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой  в позе поклонения представлены две  человеческие фигуры. В стенах имеются  многочисленные окноподобные отверстия. Уравновешенность частей, простота и  благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним  из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя.

Храм Надписей имеет 70 футов в  высоту. В 1945 году при его раскопках  археолог Альберто Рус обнаружил  в подземелье саркофаг, которому более  десяти веков. От известковых отложений da стенах и потолке гробницы образовались сталактиты. Девять рельефных фигур  богов подземного царства, сделанных  из алебастра, украшали стоны гробницы. Умерший мужчина был приблизительно 40 лет, ростом 173 см. Его зубы окрашены в красный цвет, хорошо сохранились. На нем множество украшений из нефрита: бусы, на всех пальцах —  кольца, в руках четки. Его украшали также серьги и браслеты, рядом  лежали вырезанные статуэтки цветов, маленьких тыкв, летучей мыши, змеиных  голов, фигурок богов с характерными чертами. Один кусочек нефрита находился  во рту. Шею и плечи покрывало огромное ожерелье из нефрита. Лицо покрыто маской из нефрита, глаза маски сделаны из раковин, а зрачки — из кусочков обсидиана. Это была усыпальница верховного жреца. На строительство ее должно было уйти много лет. Могила была подготовлена заранее, а пирамиду, несущую на себе Храм Надписей, сооружали уже над ней. Поздней было установлено, что погребенный под пирамидой был правителем Паленке. Он родился в 655 г. и умер в 694 г. Для индейцев того времени он был очень высок. По антропологическим данным установлено, что средний рост индейца был примерно 150 см. В коридоре у погребального склепа были принесены в жертву 6 юношей.

Кладка пола каменными плитами, как в Храме Надписей, встречается  довольно редко. Обычно в монументальных постройках майя делали его из плотно уложенного слоя извести. Только в Паленке  встречается использование свода  над внешним входом.

В 1960-е гг. дворец в Паленке был  объявлен национальным памятником.

 

Глава 2. Культура древних Майя

2.1 Памятники архитектуры Майя

Памятниками архитектуры майя в  различных областях свойственна  значительно большая однотипность, чем в других видах искусства, что объясняется в первую очередь  одинаковыми техническими возможностями, игравшими в данном случае решающую роль. Комплекс строений окружал площадь  и составлял сердцевину центральной  части города. К нему относятся  храмы, дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых  церемоний и другие постройки  специального назначения. Такой центр  составлял основу города. Он характерен для Ти-каля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.

Замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени, свидетельствуют  о том, что архитекторы обладали значительными инженерными и  математическими познаниями.

Планы жилых зданий обычно прямоугольные  и квадратные или овальные. Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами  или веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили  листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет. Изображения подобных жилищ нередки  на росписях Храма Воинов и Храма  Ягуаров в городе Чичен-Ице, а  также на барельефах Ушмаля.

Информация о работе Культура древних Майя