Культура древних Майя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:21, реферат

Краткое описание

Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.
Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Древняя история Майя 5
1.1 Бонампак - история в картинках 6
1.2 Великий город Паленке 8
Глава 2. Культура древних Майя 11
2.1 Памятники архитектуры Майя 11
2.2 Письменность майя 12
2.3 Религия майя 14
2.4 Скульптура 16
Заключение 23
Литература: 24

Файлы: 1 файл

культура древних майя готовое.docx

— 46.98 Кб (Скачать)

 Очень своеобразны присущие  только Копану и Кири-гуа причудливые  скульптуры, помещенные обычно перед  стелами на открытом воздухе.  Они изображают каких-то мифологических  чудовищ. У одного такого чудовища  из Киригуа в раскрытой пасти  находится сидящая человеческая  Фигура. Скульптурная школа Яшчилана  была во многом противоположна  иаленкской школе. Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие рельефы Яшчилана кажутся «переводами» с дерева на камень.

Высокого  совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовых статуэтках, изображавших божества и людей, в  изделиях из нефрита. Эти изображения  непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией образов, мягкостью  и жизненностью моделировки часто  превосходят памятники крупной  пластики. Центры их изготовления не совпадают  с центрами монументальной скульптуры. На острове Хайна (штат Кампече в  Мексике), известном лучшими образцами  терракот, монументальная скульптура почти отсутствует.

Чичен-Ица — священная столица  майя. Среди ее развалин Храм Ягуара, названный из-за трона в виде ягуара, найденного в святилище, Храм Воинов, Большой Стадион, Храм Орлов, Храм Стенных  Панелей, Храм Кукулькана, Священный  Колодец. Раскопки города завершились  в 1936 г. В одном из храмов найдена  надпись с датой, соответствующая  примерно 879 г. н. э. Город Чичен-Ица  пережил свой расцвет примерно в  то же время, что и Копан, Тикаль, Паленке, Яшчи-лан, Ушмаль. Руины древнего города представляли собой некоторый  парадокс — больше половины здания города коренным образом отличается от здания майя. На колоннах и стенах одного из храмов были высечены десятки  необычных мотивов — фигуры воинов в доспехах из стеганой хлопчатобумажной ткани, с копьями и щитами. Одежда и характер не соответствуют традиционным изображениям воинов майя. Найден ряд  новых типов построек. Одна из них  — совершенно круглое здание, известное  под названием Караколь (улитка). Исследователи предполагают, что  тут могла находиться обсерватория. Другие постройки города имели длинные  ряды колонн. А большой открытый участок, окруженный колоннами, служил, видимо, рынком. Столь же необычны колонны  по бокам дверных проемов и  лестниц, украшенные скульптурами змеев, а также длинные ряды настенных  рельефов с изображениями грифов, держащих в когтях человеческое сердце, ягуаров, приготовившихся к прыжку.

Недалеко от главной площади  города находилось несколько каменных мужских фигур, лежащих на спине, с поднятыми над головой коленями, так называемых Чакмоолов — божеств, связанных с культом воды. На животе у них высечены чашевидные углубления для жертвенной крови. Археологами  сделан вывод, что все эти «новшества»  — неизгладимый след вторжения тольтекских  племен, которые захватили город  примерно в X в. В священной книге  майя «Чи-лам-Балам» также даны подробные  описания чужеземцев и столицы, которую  они основали в Чичен-Ице. Сообщается, что «ицы» пришли сначала из далекого Толлана и что создателями  этого города были тольтеки. Действительно, археологами было обнаружено много  общего между культурой Чичен-Ица  и городом Тулой в долине Мехико, который и является древним Толланом. В Туле были найдены фигуры воинов, которые украшали и Чичен-Ицу. А  на стенах пирамид Тулы — фрески, до мельчайших деталей совпадающие  с юкатанскими. Они изображали ягуаров, стервятников, пожирающих человеческие сердца. Были в Туле точные копии  колонн Чи-чен-Ицы, у основания одной  из пирамид — статуя полулежащего на спине Чакмоола. Оба города разделяло 800 миль труднопроходимых джунглей.

Любопытным памятником культуры майя был Священный Колодец, или Колодец  Жертв, в Чичен-Ице. Он был 20 м глубиной до воды, пласт воды достигал 10 м, ширина колодца — 60 м. У индейцев существовала легенда, что тут приносились  в жертву самые красивые девушки. Жертвоприношения делались, когда возникала  крайняя надобность в дожде. Считалось, что девушки могут выпросить  у богов счастливый год, так как  в колодце жил Бог Дождя. Из самых далеких уголков страны ежегодно к колодцу шли паломники, чтобы бросить свои дары богу Чаку — покровителю земледельцев. Главный  храм в Чичен-Ице посвящен Богу Ветра  Кукулькану, одному из главных в  пантеоне майя. Он изображался в  виде пернатого змея. Храм обращен  фасадом к колодцу и соединен с ним особой «Дорогой Жертв», выложенной каменными плитами. Испанские историки XVI в. сообщают, что сам город к моменту их прихода был уже мертв, но жертвоприношения людей продолжали осуществляться.

Поздней Э.Томпсон произвел раскопки этого места. Было найдено большое  количество украшений, скульптурных фигурок  из драгоценных и полудрагоценных  материалов — нефрита, золота, останки  людей, оленей, ягуаров, глиняные чаши, топоры.

В одной из древних хроник XII в. сообщается, что мужчина по имени Хунак Кеель, приносимый в жертву этому колодцу, спасся, после чего был избран правителем города.

В XIX в. Чичен-Ица продолжал оставаться местом религиозного паломничества индейцев.

Рисунки из древней рукописи майя «Чилам-Балам» не уступают по художественным достоинствам фресковой живописи храмов. Они дают богатый материал для  изучения культуры древних майя. Некоторые  разделы рукописей восходят к  очень ранним временам и отражают традиции, исчезнувшие уже в классический период. В целом рукописи являются своего рода энциклопедией, охватывающей все стороны жизни индейцев.

С помощью этих рукописей жрецы  ориентировались в ритуалах многочисленных праздников. Рукопись иллюстрируется графическими рисунками, которые дают пояснения к тексту. Четыре цвета  фона рисунков, видимо, имеют отношение  к четырем богам сторон света. Среди сюжетов рисунков — бог  с поднятыми руками (Ицамна) держит в руках раму с тканью и большую  иглу с ниткой. Бог сидящий держит в руке ветку с улиткой, фон  голубой. Бог с головой собаки, сидя, держит стебель с улиткой, фон  красный. Бог с головой грифа  сидит, подняв руку ладонью вверх, и  т.п.

Бумагу для книг делали из луба фикуса, писали с помощью волосяной  кисточки различными красками. Умерших  жрецов хоронили с их рукописями. Сами рукописи представляли собой длинные  полосы бумаги, сложенные складками. После завоевания территорий майя испанцами  древнее письмо было полностью утрачено.

К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами. Закончился «золотой век» классического периода цивилизации майя. Города окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы, разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались поглощенными джунглями. Последняя датированная стела (город Тикаль) имеет дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя. Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к гибели культуры. Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть хозяйственно-экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается загадкой для ученых до сих пор.

 

Заключение

Индейцы, принадлежащие к лингвинистической  группе майя, живут в настоящее  время на территории трех современных  государств Центральной Америки. Эта  языковая семья разделяется на три  главные ветви: майя, киче, хуастекс-кая.

Современные майя в сельской местности  сохраняют традиционную культуру. Они  занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на плантациях кофе. Женщины нанимаются прислугой  в городах. Развито пчеловодство, птицеводство, животноводство — майя разводят коров, свиней, лошадей, коз, ослов, в горах — овец. Сохраняются  ремесла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах  — узорное ткачество на вертикальных ткацких ручных станках, производство украшений, музыкальных инструментов, изделий из перьев, черепицы, лодок. Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой  крышей, крытой пальмовыми листьями, часто  беленное изнутри и снаружи. Пол  земляной, покрыт циновками. В доме имеются большой глиняный сосуд  для воды, каменная зернотерка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу очаг из трех камней с глиняной сковородой.

Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины  носят узорные пояса, женщины  — запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и верования тесно переплелись  с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев, креста, аграрная и поминальная  обрядность, шаманство, колдовство, знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранились мифология, песни, легенды, сказки, танцы. Язык майя существовал  до запрещения его церковью в XVI в. Современные майя пользуются письменностью на основе латинского алфавита

 

Литература:

  1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.
  2. История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.:Литература, 1997.
  3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.
  4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997.

 

 

 


Информация о работе Культура древних Майя