Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа
Значение Римской культуры. С момента падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся каменные дороги, акведуки, остатки древних величественных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке культуры Средиземноморья – латыни, в современном праве, в городской архитектуре Европы, в обычаях и традициях многих европейских народов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности культуры Древнего Рима, ее взаимодействие с древнегреческой и другими культурами………………………………………...5
1.1. Периоды развития культуры Древнего Рима…………………….......5
1.2. Самобытность культуры Древнего Рима………………………….....9
2. Основные характеристики культуры Древнего Рима………………………11
2.1. Религия, мифология и философия…………………………………..11
2.2. Литература, театр, музыка…………………………………………...15
2.3. Искусство……………………………………………………………..17
2.4. Наука и образование…………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности культуры Древнего Рима, ее взаимодействие с древнегреческой и другими культурами………………………………………...5
1.1. Периоды развития культуры Древнего Рима…………………….......5
2. Основные характеристики культуры Древнего Рима………………………11
2.3. Искусство………………………………………………………
2.4.
Наука и образование…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Культура Древнего Рима – завершающий этап в развитии античной культуры. История этого государства охватывает более двенадцати столетий. [3.C.147].
Рим, основанный по преданию Ромулом и Ремом в 753 г. до н.э., явился второй морской цивилизацией, значение и размеры которой простерлись намного дальше, чем могли мечтать римляне. К IV в до н.э. Рим установил господство над Италией.
С середины I в. до н.э. единоличным правителем римского государства становится Гай Юлий Цезарь, а после его убийства и гражданской войны императором провозглашается его приемный сын Октавиан Август. В III в. император Константин переносит столицу Римской империи в греческий город Визант, расположенный на берегу Боспора, которому дает название Константинополя. В конце IV в. Римская империя разделилась на два государства – Западную империю и Восточную империю, получившую название Византии. В 410 г. готы впервые захватывают Рим, а в 476 г. Западная Римская империя прекращает свое существование.
Важным этапом римской экспансии было поглощение греков вместе с их культурой, проводниками которой стали римляне. Потерявшие независимость греки «покрыли» Рим своей мифологией и философией и одержали культурную победу. Греческая философия уже целые века воспитывала высшее римское общество. Почти все наставники были греки. Преподавание шло на греческом языке. Гордый Рим, непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство, послушно склонил голову перед великой греческой культурой. Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны; их первоначальная мифология, в отличие от греческой, прозрачна. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой и т.д. Рим создал свою литературу сильную и самобытную.
Рим можно назвать первой цивилизацией, пытавшейся создать единое культурное поле на огромной захваченной территории, на которой существовало несколько достаточно развитых культур. Помогало это то, что римская культура не обладала собственной целостностью, которая противостояла бы другими культурами. Она впитывала в себя и духовно подчинялась культурам покоренных народов, придавая им свою специфику. Римская империя объединила большинство известных в то время цивилизаций – египетскую, ближневосточные, европейскую. Начиная со II в. после завоевания Греции данную роль выполняла греческая мифология и философия, а позднее – христианство, ставшее мировой религией. Сама же римская культура участвовала в этом синтезе искусством Овидея, создавшего в своих «Метаморфозах» единую художественную картину мира, и философией римских стоиков, формировавших единые правила поведения.
Римская
культура – прообраз мировой культуры.
Именно в римской культуре осуществился
первый в истории синтез, который повлиял
на все последующее развитие культуры.
[1.C.188].
1.
Особенности культуры
Древнего Рима, ее взаимодействие
с древнегреческой и
другими культурами.
1.1.
Периоды развития культуры
Древнего Рима.
История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима: царский период (VIII-VI вв. до н.э.), период республики (V-I вв. до н.э.), период империи (I-V вв. н.э.). Эта культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была очень сложным, синтетическим явлением, положившим начало цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.
Если
греческий гений был
Царский период. Царь обладал высшей религиозной, судебной и военной властью. Он распоряжался государственной казной и владел значительной частью земли. Власть царя ограничивалась волей сената и народного собрания. В сенат, совещательный орган при царе, входили представители 300 родов, составлявших римскую гражданскую общину. Законодательным органом власти, в функции которого входили вопросы войны и мира и избрание царя, было народное собрание.
Римскими гражданами считались только члены родов. Они называли себя патриции. Родичи сообща владели землей, имели родовые кладбища. Члены рода вели происхождение от общего предка и носили одну фамилию.
Остальное население Рима составляли клиенты, плебеи и рабы. Клиенты — лично свободные люди, не имевшие римского гражданства. Обычно это были бедняки, искавшие покровительства какого-нибудь «отца семейства».
Плебеи были также лично свободны. Они не обладали правами гражданства, хотя иногда были богаты, даже знатны. Плебеи по происхождению были «чужаки» — представители покоренных народов, переселенцы, рабы, отпущенные на свободу.
Рабами были пленники, должники и преступники. Рабство было патриархальным. Рабы принадлежали отцам семей, и работали вместе с другими домочадцами.
Период Республики. Республиканские органы власти были представлены народным собранием, магистратурой и сенатом.
Магистратура формировалась по принципу выборности, коллегиальности, временности и безвозмездности. Это были должностные лица, избиравшиеся народным собранием обычно на год. Платы за службу государству они не получали (в противоположность политической системе Греции, где платили за отправление должности, чтобы ее мог занимать человек из любого социального слоя граждан). Магистраты обладали властью законодательной, исполнительной и судебной.
Сенат из 300 человек — утверждал законы, и результаты выборов. Он контролировал деятельность магистратов, давал им рекомендации, советы. Сенат определял внешнюю политику, ведал финансами и отправлением культа — организацией религиозных церемоний. Постановления сената имели силу закона, так же как и постановления народного собрания. Формировался сенат цензором из бывших магистратов. Они включались в состав сената пожизненно.
Всадники также формировались цензором. Необходимыми условиями для включения в сословие всадников были высокий имущественный ценз — не менее 400000 сестерциев — и участие в нескольких военных походах.
Великие завоевания имели для Рима ряд следствий, приведших к кризису республики. Огромный приток в Италию дешевой рабочей силы вызвал массовое разорение мелких землевладельцев. Они превратились в неимущих, пролетариев, и наводнили итальянские города, прежде всего Рим. Исчезновение мелкого крестьянства подрывало социальную основу римского гражданства, основанного на владении землей равноправными членами общины.
Период Империи.
Новый период гражданской войны, начавшийся после смерти Цезаря, привел к власти родственника Цезаря — Октавиана, получившего от сената в 27 г. до н.э. почетный титул Августа («священный», «величественный»). Форма правления, установившаяся при Августе, получила название принципата. Республиканские органы власти формально сохранились, но фактически вся полнота власти принадлежала принцепсу (первому в списке сенаторов). Август, как и Цезарь, совмещал высшие должности. Как консул, он был главнокомандующим. Как цензор, формировал угодный ему сенат. Параллельно республиканским органам власти возникли императорские. Это был Совет Августа, сформированный из его сторонников. К нему фактически полностью перешла власть сената. Выборные магистраты делили власть с чиновниками, назначаемыми самим Августом.
С 14 г. н.э. (год смерти Августа) перестало созываться народное собрание. Империя в республиканских одеждах принципата просуществовала до 284 г. н.э., когда при императоре Диоклетиане она и формально и по существу стала неограниченной монархией доминатом (от лат. dominatus -«господство»).
Римская держава достигла максимальных размеров при императоре Траяне в начале II в. н.э. Со второй половины этого века античная цивилизация, расцветшая на принципах полисного земледелия и народовластия, втиснутая в рамки имперских институтов, стала заметно клониться к упадку. Кризис проявлялся в частой смене императоров, военных неудачах, потере значительных территорий, упадке городского самоуправления и разрушении античного типа хозяйства.
В 395 г., после смерти императора Феодосия, произошло разделение Римской империи на Западную, со столицей Римом, и Восточную, со столицей в Константинополе. Нашествия так называемых «варварских» племен — гуннов, готов, вандалов и др. — закончились падением Западной Римской империи.
До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями.
Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев — первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры.
Не
удивительно, что здесь мы сталкиваемся
с интересным феноменом — если
греческое искусство и
Заимствованная у греков античная мифология у римлян утратила свою поэтичность. Римские философы занимались не размышлениями и общениями, а прикладными вопросами. Они не спрашивали: «Что есть человек?», их интересовало: «Как он должен жить?»
Римская литература славится не только своей поэзией, сколько прозой. Трезвый утилитаризм лежит в основе всей деятельности Древнего Рима. Культура для римлян в первую очередь – средство разумной организации жизни. Не случайно именно в Древнем Риме была создана рациональная система управления государством, которая была закреплена в знаменитом римском праве, ставшем образцом для потомков. [3.C.148].
Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины.
Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе.
Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами.
Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Необходимо отметить и то, что политическая жизнь, как греческих полисов, так и Рима, борьба лидеров различных направлений, стремившихся заручиться поддержкой народного собрания, открытые судебные процессы, игравшие немалую роль в политике и привлекавшие массу слушателей, стимулировали развитие ораторского искусства, умения убеждать, способствовали отточенности логической аргументации, определяли методы философии и науки.