Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Значение Римской культуры. С момента падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся каменные дороги, акведуки, остатки древних величественных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке культуры Средиземноморья – латыни, в современном праве, в городской архитектуре Европы, в обычаях и традициях многих европейских народов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности культуры Древнего Рима, ее взаимодействие с древнегреческой и другими культурами………………………………………...5
1.1. Периоды развития культуры Древнего Рима…………………….......5
1.2. Самобытность культуры Древнего Рима………………………….....9
2. Основные характеристики культуры Древнего Рима………………………11
2.1. Религия, мифология и философия…………………………………..11
2.2. Литература, театр, музыка…………………………………………...15
2.3. Искусство……………………………………………………………..17
2.4. Наука и образование…………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Рима 5.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Среди множества разных типов сооружений римского зодчества самым величественным был форум. В Риме, недалеко от древнейшей республиканского форума, высятся форумы римских императоров, каждый из которых стремился увековечить память о себе. Самым большим был форум императора Траяна, в центре которого до сих пор высится знаменитая колонна его имени. В отличие от сооружений греческой классики римские форумы были строго симметричны.

     Первые  храмы были построены еще при  этрусских царях. На Капитолийском холме сооружен храм патрицианской триады – Юпитера, Юноны, Минервы. В дальнейшем храмовое строительство идет очень активно, особенно с присоединением новых территорий и включением новых богов. Множество храмов было создано на значительной части территории Европы, по всему Средиземноморью. Известны Баальбек – культовый комплекс I–III вв н.э. неподалеку от Пальмиры (древнего города Сирии), посвященный местным и римским богам.

     Самый знаменитый римский храм – Пантеон (храм в честь всех богов) был построен в первые десятилетия II в н.э. Это монументальное купольное сооружение высотой около 43 м построено из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, внутри отделано цветным мрамором. Вход украшен прямоугольными портиком, центральная часть имеет цилиндрическую форму.

     Храмы являются составной частью архитектурного форума – центральной площади  римских городов, средоточия общественной, политической  культурной жизни. Самый известный Форум Романум в Риме. [2.C.145].

     Также к Римским сооружениям относятся: триумфальные арки, предназначенная для торжественного въезда победителя. Одним из лучших образцов является арка Тита, поражающая не только своим величием, но и четкостью членений и соразмерностью пропорций. Амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, где проходили соревнования колесниц. Потребности римской городской жизни создали новый тип зданий – так называемый термы. Называть термы банями значит сужать их истинное назначение. Это было место встреч, отдыха, бесед в дружеском кругу, здесь заключали сделки, совещались с адвокатами. Помимо бассейнов и ванн в термах были помещения для отдыха, библиотеки, гимнастические залы.

     Римляне очень гордились своими арочными мостами – акведуками. Из них  лучше других сохранился Гардский мост, выстроенный в I в н.э. в римской провинции Галлии.

     Своеобразие римской архитектуры появилось  также в строительстве жилых  домов. Их образцы найдены в Помпеях. Особенно знаменит дом Веттиев. Планировка домов отличалась строгой симметрией. Он делился на официальную часть, где принимали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром официальной части был атриум с бассейном. Сзади к дому примыкал внутренний дворик – перистиль, место отдыха. [3.C.159].

     Кроме частных домов в городах существовали многоквартирные дома – инсулы., в которых жилье сдавалось в наем беднейшему населению инсулы строились из кирпича, имели от трех до шести этажей и не отличались особыми удобствами, на первом этаже обычно располагались лавки.

     С IV в н.э., времени признания христианства и превращения его в официальную религию, в Римской империи начинают строиться христианские храмы – базилики. Название христианских базилик были заимствованы от римских административных зданий. [2.C.147].

     Наиболее  известный памятник римской архитектуры  построен в I в н.э. Колизей – самый большой амфитеатр античного мира, вмещавший более 50 тыс. человек, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями. Свое название он получил от стоявшей неподалеку огромной статуи (колосса), первоначально изображавшей печально известного императора Нерона (37–68), а затем бога Галиоса. Римский поэт Марциал называл Колизей чудом света. [2.C.146].

     Больших успехов достиг Древний Рим в  скульптуре. Римляне создали так называемый исторический рельеф. Подобные рельефы, украшают арки и колонны, были реалистическим, беспристрастным изображением подлинных событий и поэтому имеют большую ценность как исторический источник.

     В рельефы арки Тита изображены триумфы  императора, в честь которых была сооружена арка. Эти тонкие по манере исполнения рельефы очень близки к живописи.

     Колонна Траяна опоясана от пьедестала до капители двухсотметровой спиральной лентой рельефов, повествующих о походах  императора против даков. Эта колонна  уникальный памятник римской скульптуры.

     Скульптурный  портрет. Интерес к нему появился у римлян еще во время завоевания Греции. Они преклонялись перед художественным гением греков. Завоеватели вывезли из Греции большое количество статуй. С I в до н.э. скульпторы-греки, переселившиеся в Рим, стали изготавливать мраморные копии с наиболее прославленных памятников эллинской скульптуры.

     Скульптура  Греции оказала сильное влияние  на искусство римского портрета, но римляне создали совершенно особый его тип.

     Скульпторы  стремятся передать не только портретное сходство, но и суть характера человека.

     2.4. Наука и образование.

 

     Наука в Древнем Риме продолжила, классифицировала знания, полученные греками в древности, в классический период и особенно в период эллинизма. Собственные  открытия римлян относятся к строительству, математике, медицине, земледелию, праву и области государственного управления. Основополагающим в римской культурной традиции был приоритет практического знания, эмпирического опыта над умозрительным. [3.C.150].

     Самой развитой в Риме была юриспруденция  – наука о праве. Основной римского права стали составленные в V в до н.э. «Законы 12 таблиц».

     В дальнейшем в Риме появились профессиональные юристы – известно, что уже с  III в до н.э. у них можно было получить консультацию. Римская юриспруденция ввела деление права на частное и публичное, принцип равенства граждан перед законом, были заложены основы общей теории права. Юристы в своей деятельности сочетали теорию и практику, давали профессиональные советы, составляли исковые формулы и т.д.

     В развитии математики, физики, астрономии римляне не внесли ничего нового – они использовали греческие достижения.

     Античная  медицина достигла своего расцвета в  эпоху империи благодаря деятельности греческого врача Галена (139 – 199), практиковавшего  в Риме. Он проводил анатомические исследования, опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга.

     История. В Риме ее истоки восходят к книгам жрецов-пантификов, имевших форму летописи, куда заносились основные события. Великий полководец и диктатор Гай Юлий Цезарь (100 – 44 до н.э.) – автор «Записок о Галльской войне», отличающийся ясностью изложения. Расцвет римской историографии пришелся на эпоху принципата: Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) написал «Историю Рима от основания города»; крупнейший римский историк Тацит (ок. 55 – ок. 120) в своих произведениях «История» и «Анналы» рассказал о драматических событиях в I в н.э., особое внимание уделял личности императоров.

     Система образования и риторика в римской  империи во II–I вв до н.э. была заимствована у греков, но с некоторыми изменениями. Ведущее место занимала юриспруденция, а не математика, занятия музыкой и гимнастикой отсутствовали, языки и литература изучались в тесной связи с римской историей. На высшей стадии обучения особое внимания уделяли риторике, а не философии. Занятия в римских школах были двуязычными: до 12 лет дети посещали уроки греческого языка и литературы, а затем параллельно начинали заниматься латинским языком и литературой. В отличие от Греции начальные и средние школы были частными, занятия платными.

     Заключение

 

       Велико значение Римской культуры. Более 500 лет господствовал Рим в античном мире. За это время римляне под влиянием Греции и Востока создали свою самобытную культуру, которая глубоко проникла в культуру большинства европейских народов. С момента падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся каменные дороги, акведуки, остатки древних величественных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке культуры Средиземноморья – латыни, в современном праве, в городской архитектуре Европы, в обычаях и традициях многих европейских народов.

     В 393 г. Римская империя была разделена на две части: Западную и Восточную. Окончательное падение Западной империи произошло 23 августа 476 г., когда в Рим вторглись варвары и император был свергнут. Это событие стало концом античного мира. Наступило средневековье. 
 

 

      Список литературы: 

  1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 2004. – 669 с.
  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2003. – 759 с.
  3. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: «Nota Bene», 2003. – 536 с.
  4. Чернокозов А.В. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. – 480 с.
  5. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. – СПб.: Университетская книга; 2003. – 447 с.

Информация о работе Культура Древнего Рима